Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о деятельности и ее структуре




Деятельность - специфический вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира. Без деятельности невозможна человеческая жизнь.

Деятельность целенаправлена,активна, имеет свой продукт.

 

Структура деятельности:

• Цель(в качестве цели может выступать ее продукт(продуктом может быть творческий результат))

• Мотив(причина, которая побуждает человека к деятельности(в качестве мотива выступает конкретная потребность))

• Органические мотивы

• Функциональные мотивы(занятие спортом, игра)

• Материальные мотивы(побуждают к конкретной деятельности)

• Социальные мотивы(рождают такие виды деятельности, чтобы занять поередленное место в обществе)

• Духовные мотивы(лежат в основе тех видов деятельности, кторые связаны с самосовершенствованием человека

Тип деятельности определяется по побуждающему мотиву.

 

Предмет деятельности - то с чем деятельность имеет дело. Предметом познавательной деятельнсти - информация. Предметов учебной – знания. Трудовой – услуги.

Операция - способ осуществления деятельности. Характер операции зависит от условий выполнения действий, навыкоа, инструментов.

Действие - часть деательности, которая имеет осознанную самостоятельную цель.

 

В основе деятельности: умение, навыки, привычки.

Умения – элемент деятельности, который позволяет точно выполнять какое-либо действие. Это малоконтролируемые части деятельности.

Навык — полностью контролируемые бессознательным. Автоматизированный компонент деятельности, который является инстинктоподобным.

Привыка отличается тем, что является нерпдуктивным элементом деятельности. Привычка - негибкая часть деятельности, выполняется механически, не имеет сознательной цели, не имеет ярко выраженного конечного продукта. Привычка может сознательно контролироваться. Не всегда является разумной и полезной.

 

Структура деятельности:

Первопричина – потребность. Она регулируется целью.

Цели – это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и обществ.

3–мотив- внутр побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью. Тип деят-ти определяется по доминир мотиву.

4 – предмет деят-ти – то, с чем деят-ть непосредственно имеет дело.

5 – действия и операции. Действия – часть Д, кот имеет самостоят цель. Операция – способ осущ Д.

6 – средства. Это инструменты, кот пользуются, выполняя те или иные действия и операции. Чем более развиты ср-ва, тем более продуктивной считается Д.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, ее значимость, а через них и его самого.

Внеш и внутр. Соотношение внешних и внутр компонентов Д не яв-ся постоянным. По мере развития и преобразования Д происходит переход от внеш компонентов во внутр – интериоризация. Экстериоризация – при затруднениях в деят-ти.

Основные виды деятельности. Игра. Учёба. Труд. Общение.

Психологи обобщают и выделяют основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение обществ опыта. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей. креативная деят., свободная, наполовину осуществляется воображением, св-енна от 0-6(7)лет. Основные приобретения- умение действовать инициативно,творчески, реализуя своё волеизъявление,свою цель.

Учение – это процесс системат овладения ЗУН необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Носит субъектно- объектный характер т.е. субъект передает знания объекту-затем объект становится суб. (учитель-ученик)

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего матер или духовные потребности людей. В труд Д чел реализует себя как профессионал, личность, чел самореализуется. Труд. Деят-ть успешна если требования труд. Деятельности совпадают с возможностями чел.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Особый вид деятельности по удовлетворению потребности в др. Человеке. Через общение координируется деят-ть коллектива. Это ведущий тип деят-ти.

Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Основные защитные механизмы

• Отрицание(когда действительность неблагоприятна для человека, он старается снизить угрозу, наступает отрицание. Неприятие, отрицание, критика в свой адрес со стороны лругих людей.)

• Подавление(в отличие от отрицания подавления угроза идет от внутреннего я, обычно подавляются те мысли и чувства, которые противоречат нормам в обществе)

• Рационализация(способ разумного оправдания своим поступкам и действиям(приемы:оправдание своей способности что-то сделать, оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимся обстоятельствам. Рационализация происходит постфактум))

• Проекция(человек переносит свои неблагоприятные черты на других людей)

• Интеллектуализация

• Замещение(выражается частично в удовлетворении неприемлемого мотива в нравственных способах)

 

Типологии личности.

З. Фрейд – основатель психанализа. Он впервые структурировал личность. Он считал, что психика человека состоит из 3х слоев: сознательный, предсознательный и бессознательный слои.

Центр – бессознательный слой, центральная структура личности «оно» ИД. Оно бесформенно, хаотично и неорганизовано. Все наши желания и инстинкты. Врожденные, энергетичные центры личности.

2ая структура –«Я» ЭГО. Находится в сознательном и частично в предсознательном слое. Врожденный. Сознание человека. «Я испытывает мощное давление и чаще всего подавляется 1 из 3х сторон: 1) бессознательного – «оно», 2) внешнего мира, 3) норм, запретов – «Сверх-Я»

3я структура – «Сверх-Я» СУПЕР ЭГО. Она является прозрачной стеной между «Я» и «Оно». Там находится «совесть», «формаирование идеалов» и «самонаблюдение». Контролер инстинктов и желаний. Формируется в течение жизни.

Инстинкты (по Фрейду 1914г.): жизни и смерти.

Механизмом формирования СУПЕР ЭГО является идентификация ребенка с близким взрослым своего пола. Формируется 2 комплекса:

• У мальчика – эдипов. В детстве: любовь к матери и ревность к отцу.

• У девочки - электро. В детстве: любовь к отцу и ревность к матери.

Между 3мя структурами идет борьба, и возникает внутренний конфликт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...