Понятие о деятельности и ее структуре
Деятельность - специфический вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. Деятельность целенаправлена,активна, имеет свой продукт.
Структура деятельности: • Цель(в качестве цели может выступать ее продукт(продуктом может быть творческий результат)) • Мотив(причина, которая побуждает человека к деятельности(в качестве мотива выступает конкретная потребность)) • Органические мотивы • Функциональные мотивы(занятие спортом, игра) • Материальные мотивы(побуждают к конкретной деятельности) • Социальные мотивы(рождают такие виды деятельности, чтобы занять поередленное место в обществе) • Духовные мотивы(лежат в основе тех видов деятельности, кторые связаны с самосовершенствованием человека Тип деятельности определяется по побуждающему мотиву.
Предмет деятельности - то с чем деятельность имеет дело. Предметом познавательной деятельнсти - информация. Предметов учебной – знания. Трудовой – услуги. Операция - способ осуществления деятельности. Характер операции зависит от условий выполнения действий, навыкоа, инструментов. Действие - часть деательности, которая имеет осознанную самостоятельную цель.
В основе деятельности: умение, навыки, привычки. Умения – элемент деятельности, который позволяет точно выполнять какое-либо действие. Это малоконтролируемые части деятельности. Навык — полностью контролируемые бессознательным. Автоматизированный компонент деятельности, который является инстинктоподобным. Привыка отличается тем, что является нерпдуктивным элементом деятельности. Привычка - негибкая часть деятельности, выполняется механически, не имеет сознательной цели, не имеет ярко выраженного конечного продукта. Привычка может сознательно контролироваться. Не всегда является разумной и полезной.
Структура деятельности: Первопричина – потребность. Она регулируется целью. Цели – это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и обществ. 3–мотив- внутр побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью. Тип деят-ти определяется по доминир мотиву. 4 – предмет деят-ти – то, с чем деят-ть непосредственно имеет дело. 5 – действия и операции. Действия – часть Д, кот имеет самостоят цель. Операция – способ осущ Д. 6 – средства. Это инструменты, кот пользуются, выполняя те или иные действия и операции. Чем более развиты ср-ва, тем более продуктивной считается Д. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, ее значимость, а через них и его самого. Внеш и внутр. Соотношение внешних и внутр компонентов Д не яв-ся постоянным. По мере развития и преобразования Д происходит переход от внеш компонентов во внутр – интериоризация. Экстериоризация – при затруднениях в деят-ти. Основные виды деятельности. Игра. Учёба. Труд. Общение. Психологи обобщают и выделяют основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение обществ опыта. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей. креативная деят., свободная, наполовину осуществляется воображением, св-енна от 0-6(7)лет. Основные приобретения- умение действовать инициативно,творчески, реализуя своё волеизъявление,свою цель.
Учение – это процесс системат овладения ЗУН необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Носит субъектно- объектный характер т.е. субъект передает знания объекту-затем объект становится суб. (учитель-ученик) Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего матер или духовные потребности людей. В труд Д чел реализует себя как профессионал, личность, чел самореализуется. Труд. Деят-ть успешна если требования труд. Деятельности совпадают с возможностями чел. Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Особый вид деятельности по удовлетворению потребности в др. Человеке. Через общение координируется деят-ть коллектива. Это ведущий тип деят-ти. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Основные защитные механизмы • Отрицание(когда действительность неблагоприятна для человека, он старается снизить угрозу, наступает отрицание. Неприятие, отрицание, критика в свой адрес со стороны лругих людей.) • Подавление(в отличие от отрицания подавления угроза идет от внутреннего я, обычно подавляются те мысли и чувства, которые противоречат нормам в обществе) • Рационализация(способ разумного оправдания своим поступкам и действиям(приемы:оправдание своей способности что-то сделать, оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимся обстоятельствам. Рационализация происходит постфактум)) • Проекция(человек переносит свои неблагоприятные черты на других людей)
• Интеллектуализация • Замещение(выражается частично в удовлетворении неприемлемого мотива в нравственных способах)
Типологии личности. З. Фрейд – основатель психанализа. Он впервые структурировал личность. Он считал, что психика человека состоит из 3х слоев: сознательный, предсознательный и бессознательный слои. Центр – бессознательный слой, центральная структура личности «оно» ИД. Оно бесформенно, хаотично и неорганизовано. Все наши желания и инстинкты. Врожденные, энергетичные центры личности. 2ая структура –«Я» ЭГО. Находится в сознательном и частично в предсознательном слое. Врожденный. Сознание человека. «Я испытывает мощное давление и чаще всего подавляется 1 из 3х сторон: 1) бессознательного – «оно», 2) внешнего мира, 3) норм, запретов – «Сверх-Я» 3я структура – «Сверх-Я» СУПЕР ЭГО. Она является прозрачной стеной между «Я» и «Оно». Там находится «совесть», «формаирование идеалов» и «самонаблюдение». Контролер инстинктов и желаний. Формируется в течение жизни. Инстинкты (по Фрейду 1914г.): жизни и смерти. Механизмом формирования СУПЕР ЭГО является идентификация ребенка с близким взрослым своего пола. Формируется 2 комплекса: • У мальчика – эдипов. В детстве: любовь к матери и ревность к отцу. • У девочки - электро. В детстве: любовь к отцу и ревность к матери. Между 3мя структурами идет борьба, и возникает внутренний конфликт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|