Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика общения.




Общение - 1.(кр.псих. словарь) это сложный многоплановый процесс, установления и развития общения, взаимодействия между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания друг друга.

2.(Леонтьев) -как социальный феномен, субъект которого стоит рассматривать не изолированно - это особый вид деятельности.

общение можно рассматривать с разных точек зрения:

-филосовский подход основывается, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества группы при диалектическом взаимодействии личности и общества

-психологический подход, общение определяется как специфическое..и самостоятельный процесс взаимодействия который необходим для осуществления других видом деятельности. глвное - потребность в общение как важный фактор в формировании личности. общение характеризуется своим содержанием.

содержание общения - это передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка, взаимовлияние друг на друга.

 

Функции обещния(т.зрения Панферова):

1. Комуникативная

2. Информационная

3.Когнитивная(осмысление)

4.Эмотивная(проявление эмоции)

5.Конативная(управление и коррекция поиций)

6.Креативная.

 

Поршнев внес дополнение в содержательную часть процесса общения., чтобы отличать плохую информацию от хорошей.

Речь является способом внушения и назвал это суггестией, но есть контрсуггестия - противовнушение, которое содержит способы защиты от действия речи:

1. Избегание - это уклонение от контакта с партнером

2. авторитет - заключается в том чтобы раздделить всех людей на авторитетных и неавт.

3. Непонимание -

Преодоление психологическиго барьера связано с вниманием.

Приемы привлечения внимания:

1.прием нейтральной фразы

2. прием завлечение

3.установление зрительного контакта

 

приемы поддержания внимание

1. изоляция(от внешних и внутренних факторов)

2.навязывание ритма

3.приемы поддержание с помощью которых привлеканют внимание с помощью слов("прошу обратить внимание.." "запишите.." "запомните..")

 

один из возможных способов понимания информация

Э.Берн "теория трансактного анализа"

с его т.зрения люди, вступая в контакт, находятся в базовых состояниях:

состояние ребенка: актуализация установок, поведения, выработанного в детстве(эмоциональность, подвижнсоть, игривость, подалвенность)

состояние взрослого обращено в реальной действительности, взрослые ха-ются внимательностью, максимальной направленностью к партнеру.

Родитель - состояние эго- чувства и установки которого относятся к роли родителя(критичность, снисходительность, обеспокоенность, заботливость)

В действительности эти состояния должны быть развиты одинаково. Благоприятных для общения такие пары состояния: ребенок-ребенок, взрослый-взрослый, родитель - родитель. Если формируются другие пары, то формируются конфликты.

Перцептивная сторона общения

Перцепция -процесс восприятия друг друга по общению и установление на этой основе взаимопонимание.

С этой точки зрения важно сформировать первое впечатление. образ человека может сформироваться разными схемами.

· фактор превосходства (схема по типу переоценке качеств людей происходит по одному параметру, схема по недооценке качаствв людей происходит по нескольким параметрам)

· фактор привлекательности

· фактор отношения - те люди которые относятся к нам хорошо, кажутся нам лучше, чем те, которые плохо

При формирования первого впечатления эти схемы называются эффетом ореола. Общее позитивное впечатление приводит к переоценке неизвестного человека.

Исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, однако эта точноть бывает в нейтральных ситуациях. Всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

1)при длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления.

2)процесс подтверждения 1ого впечатления

 

Иследование процессов каузальной атрибуции. Например, работник опаздывает на работу. Можно по-разному трактовать причину(это и связано с атрибуцией): внешняя атрибуция(расказать, что было, машина чья-то сломалась, была пробка, "причина не во мне") и внутренняя атрибуция(искать причину в себе).

 

Основные механизмы понимания других:

-идентификация(уподобление себя ему)

-эмпатия - способность человека к сочувствию, сопереживанию(принимать чувства и эмоции другого человека)

-рефлексия - знание того, как партнер понимает "меня".

 

 

Общение включает определенные способы воздействия друг на друга. К ним относится:

заражение-бессознательная подверженность определенным психическим состояниям, оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния.

внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого. Это эмоционально-волевое внушение, оно зависит от возраста, утомленности, авторитета.

убеждение - аргументированное воздействие на сознание личности.

подражание - осуществляется воспроизведение черт другого человека.

 

Виды общения

1. контакт в масках – формальное общение, без понимания, скрытие истинных эмоций.

2.примитивное общение - человек как нужный или мешающий объект.

3.формально-ролевое общение - такое общение, когда регламентированно и содержание и средства общения. Вместо знания личности партнера руководствуются социальной ролью человека.

4. деловое общение - учитывает особенности личности партнера, его характер, возрастные особенности, но интересы дела являются более зачимыми.

5. духовное межличностное общение, оно возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, может предвилеть реакции, учитывает его интересы и убеждеиея.

6. маникулятивное общение - направлено на извлечение выгодны от собеседника, используются различные приемы в зависимости от особенности личности партнера:лесть, обман, демонстрация доброты.

7. светсткое общение - беспредметность, люди говорят не то что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, общение закрытая, так как точка зрения людей не имеет никакого значения.

 

Уровни общения

Э.Шострома:

Существует 2 уровня: манипуляция и актуализация.

манипуляця - отношение и обращение с людьми как с вещами

актуализация - признание независимости другого и его право быть другим (естественность, полнота личностной и эмоциональной жизни в данный момент)

В.Н. Сагаковски:

считал, что существует 4 уровня:

1. манипуляция

2.уровень рефлексивной игры, который означает, что собеседники в общем признают, что у каждого из них имеются свои цели и планы, но стремятся в общении обыграть партнера и показать состоятельность своих планов

3. правовой - согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполняться

4.уровень нравственного общения - взаимодействие происходит на основе внутренних духовных начал.

Э.Берн:

считал, что 6 уровней:

1. нуль общения - уход в себя, например – молчаливое (общение с самим собой)

2. общение на уровне ритуала - общение на уровне норм общения(привет-пока)

3. работа

4. развлечение

5. игра - повторяющее общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, а на деле - другое.

6.уровень близости - высший уровень общения, человек общается всеми силами души(может быть односторонним).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...