Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный

Технический университет»

 

ИСТОРИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

Учебное электронное издание

 

 

Уфа 2014


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный

технический университет»

Кафедра истории Отечества и культурологии

 

 

ИСТОРИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

 

Учебное электронное издание

 

 

Уфа 2014


 

Авторы: Гайсин У. Б., Филимонов М. А., Конюков Т. С.

 

 

История. Планы семинаров [Электронный ресурс] У. Б. Гайсин, М. А. Филимонов, Т. С. Конюков; бюро образовательных технологий УГАТУ: – Уфа, 2014. – 62 с.

 

Издание содержит планы семинарских занятий с разделением на темы с вопросами. К каждой теме семинара приводится список литературы, перечисляются темы творческих (научных) работ, вопросы для дискуссии, даются советы по подготовке к семинару, творческой (научной) работе. Уровень своих знаний студенты могут проверить по тестам для блиц-опросов. Предназначено для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «История».

 

©УГАТУ, 2014

 

Содержание

 

Цели освоения учебной дисциплины………………………………….5

Требования к результатам освоения учебной дисциплины………….5

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям…...6

Рекомендации студенту по подготовке творческой

(научной) работы………………………………………………………10

Дополнительная литература…………………………………………...13

Семинар № 1. Вводный семинар……………………………………....15

Семинар № 2. Древнейшая, древняя и средневековая история

человечества……………………………………………………………16

Семинар № 3. Поиск и работа с информацией в современной

информационной среде………………………………………………..20

Семинар № 4. Древнерусское государство и соседние народы.

От распада к началу объединительного процесса……………………20

Семинар № 5. Формирование централизованного государства

(XV–XVI вв.)……………………………………………………………24

Семинар № 6. Семинар-диспут: Почему реформы Петра I

оцениваются неоднозначно?..................................................................27

Семинар № 7. Россия во второй половине XVIII в.

и первой половине XIX в……………………………………………...30

Семинар № 8. Учебная дискуссия: Реформы 60–70-х гг.

XIX века: почему они носили ограниченный характер………………34

Семинар № 9. Работа с информацией и подготовка научных

работ…………………………………………………………………......37

Семинар № 10. Мир и Россия на рубеже XIX–XX вв……………......37

Семинар № 11. Революция, гражданская война и интервенция

в России (1917–1920 гг.)……………………………………………….41

Семинар № 12. Мир и Советское государство между двумя

мировыми войнами (1918–1939 гг.)……………………………….......44

Семинар № 13. Вторая мировая война. СССР в годы Великой

Отечественной войны (1941–1945 гг.)………………………………..47

Семинар № 14. Мир во второй половине XX в. СССР

в 1945–1985 гг…………………………………………………………..51

Семинар № 15. Перестройка и распад СССР…………………………55

Семинар № 16. Мир в конце XIX – начале XXI в. Российская

Федерация в процессе преобразований………..……………………..58

 

Цели освоения учебной дисциплины

Цель освоения дисциплины – изучение российского исторического процесса в контексте мировой истории, формирование объективного представления не только о давно ушедших эпохах, но и о современных событиях, формирование личности на основе исторической памяти, памяти поколений, воспитание чувства патриотизма

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями и соответствующими им знаниями, умениями и навыками.

Формируемые компетенции Знания, соответствующие компетенции Умения, соответствующие компетенции Навыки, соответствующие компетенции
1. Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы - закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории; - основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; - отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития   - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять основные принципы изучения истории: принцип объективности и принцип историзма; - обобщать, делать выводы из взаимопереплетений, чередования явлений и событий; - выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому - анализа исторических событий и процессов, всесторонней и объективной их оценки; - извлечение уроков истории при ознакомлении с актуальными проблемами исторического развития России; - выявления общего и особенного в отечественной истории, что позволяет определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе
2. Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества   - ценности истории и социальные и культурные традиции народов в различные эпохи отечественной и мировой истории, знать движущие силы и закономерности исторического процесса и место самого человека в этом процессе, в политической организации общества - анализировать и оценивать ценности истории, социальные и культурные традиции народов, ориентироваться в мировом историческом процессе, в движущих силах, месте и роли самого человека в исторических событиях, в политической организации общества на различных этапах истории, анализировать и оценивать исторические ценности, социальные и культурные традиции народов - бережного и уважительного отношения к истории народов России и мира с учетом их социальных и культурных различий, владеть навыками анализа и оценки движущих сил и закономерностей в мировом историческом процессе, путей активизации роли самого человека в истории, политической жизни общества, бережного и уважительного отношения к истории народов России и мира с учетом их социальных и культурных различий

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и творчески (научных) работ, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Н. И. Костомарова, Л. Н. Гумилева и многих других, помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию, а также учебное пособие по истории, подготовленное преподавателями кафедры истории Отечества и культурологии УГАТУ.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспектная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы творческих (научных) работ. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Военно-исторический журнал» и др., а также в центральных и местных газетах.

6. Защита доклада и творческой (научной) работы предполагает участие двух оппонентов, рецензии которых заслушиваются на семинарском занятии.

7. В целях доступного изложения содержания доклада и творческой (научной) работы студентам рекомендуется использовать средства визуализации:

а) иллюстрации;

б) демонстрационную презентацию докладов.

8. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами;

г) активно участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам истории.

9. К каждому семинару приведены контрольные тесты для блиц-опроса.

10. Учет работы студентов по дисциплине проводится по балльно-рейтинговой системе, что позволяет студентам контролировать ход освоения дисциплины и предполагаемую оценку по итогам занятий.

Студент должен принимать участие в активных формах проведения семинаров:

- блиц-опросах;

- дискуссиях;

- оппонировании творческих (научных) работ;

- в обсуждении творческих (научных) работ.

Успешное освоение дисциплины позволит студентам принимать активное участие в проводимых ежегодно «Фестивалях науки», олимпиадах по историческим проблемам, конкурсах студенческих научных работ, в Гагаринских, Королевских, Мавлютовских и других чтениях, всероссийских и региональных конференциях.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7