Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный Технический университет»
ИСТОРИЯ ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Учебное электронное издание
Уфа 2014 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» Кафедра истории Отечества и культурологии
ИСТОРИЯ ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Учебное электронное издание
Уфа 2014
Авторы: Гайсин У. Б., Филимонов М. А., Конюков Т. С.
История. Планы семинаров [Электронный ресурс] У. Б. Гайсин, М. А. Филимонов, Т. С. Конюков; бюро образовательных технологий УГАТУ: – Уфа, 2014. – 62 с.
Издание содержит планы семинарских занятий с разделением на темы с вопросами. К каждой теме семинара приводится список литературы, перечисляются темы творческих (научных) работ, вопросы для дискуссии, даются советы по подготовке к семинару, творческой (научной) работе. Уровень своих знаний студенты могут проверить по тестам для блиц-опросов. Предназначено для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «История».
©УГАТУ, 2014
Содержание
Цели освоения учебной дисциплины………………………………….5 Требования к результатам освоения учебной дисциплины………….5 Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям…...6 Рекомендации студенту по подготовке творческой
(научной) работы………………………………………………………10 Дополнительная литература…………………………………………...13 Семинар № 1. Вводный семинар……………………………………....15 Семинар № 2. Древнейшая, древняя и средневековая история человечества……………………………………………………………16 Семинар № 3. Поиск и работа с информацией в современной информационной среде………………………………………………..20 Семинар № 4. Древнерусское государство и соседние народы. От распада к началу объединительного процесса……………………20 Семинар № 5. Формирование централизованного государства (XV–XVI вв.)……………………………………………………………24 Семинар № 6. Семинар-диспут: Почему реформы Петра I оцениваются неоднозначно?..................................................................27 Семинар № 7. Россия во второй половине XVIII в. и первой половине XIX в……………………………………………...30 Семинар № 8. Учебная дискуссия: Реформы 60–70-х гг. XIX века: почему они носили ограниченный характер………………34 Семинар № 9. Работа с информацией и подготовка научных работ…………………………………………………………………......37 Семинар № 10. Мир и Россия на рубеже XIX–XX вв……………......37 Семинар № 11. Революция, гражданская война и интервенция в России (1917–1920 гг.)……………………………………………….41 Семинар № 12. Мир и Советское государство между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.)……………………………….......44 Семинар № 13. Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)………………………………..47 Семинар № 14. Мир во второй половине XX в. СССР в 1945–1985 гг…………………………………………………………..51 Семинар № 15. Перестройка и распад СССР…………………………55 Семинар № 16. Мир в конце XIX – начале XXI в. Российская Федерация в процессе преобразований………..……………………..58
Цели освоения учебной дисциплины Цель освоения дисциплины – изучение российского исторического процесса в контексте мировой истории, формирование объективного представления не только о давно ушедших эпохах, но и о современных событиях, формирование личности на основе исторической памяти, памяти поколений, воспитание чувства патриотизма
Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями и соответствующими им знаниями, умениями и навыками.
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и творчески (научных) работ, вопросами, предложенными для дискуссий. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов. 3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Н. И. Костомарова, Л. Н. Гумилева и многих других, помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию, а также учебное пособие по истории, подготовленное преподавателями кафедры истории Отечества и культурологии УГАТУ. При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом: а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу); б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу; в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода; г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план. 4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради. В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но в краткой форме раскрывается их основное содержание. Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспектная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях. Конспект составляется в следующей последовательности: а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;
б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях. 5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы творческих (научных) работ. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Военно-исторический журнал» и др., а также в центральных и местных газетах. 6. Защита доклада и творческой (научной) работы предполагает участие двух оппонентов, рецензии которых заслушиваются на семинарском занятии. 7. В целях доступного изложения содержания доклада и творческой (научной) работы студентам рекомендуется использовать средства визуализации: а) иллюстрации; б) демонстрационную презентацию докладов. 8. На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; б) внимательно следить за выступлениями; в) уметь вести полемику с оппонентами; г) активно участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам истории. 9. К каждому семинару приведены контрольные тесты для блиц-опроса. 10. Учет работы студентов по дисциплине проводится по балльно-рейтинговой системе, что позволяет студентам контролировать ход освоения дисциплины и предполагаемую оценку по итогам занятий. Студент должен принимать участие в активных формах проведения семинаров: - блиц-опросах; - дискуссиях; - оппонировании творческих (научных) работ; - в обсуждении творческих (научных) работ. Успешное освоение дисциплины позволит студентам принимать активное участие в проводимых ежегодно «Фестивалях науки», олимпиадах по историческим проблемам, конкурсах студенческих научных работ, в Гагаринских, Королевских, Мавлютовских и других чтениях, всероссийских и региональных конференциях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|