Методические советы по подготовке к семинару
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Изучая материал по первому вопросу необходимо разобраться во внешнеполитических инициативах СССР и получить ответ на вопрос – почему руководство страны пошло на заключение договора о ненападении и других соглашений с Германией? Следует разобраться в сложном переплетении причин самой крупной и разрушительной войне в истории человечества – Второй мировой войне, длившейся 6 лет и втянувшей в свою орбиту около 80 % всего человечества. Используя разнообразную литературу, определите 5 этапов мировой войны и основные сражения на различных театрах военных действий, имея в виду, что гитлеровская Германия и ее союзники главным противником считали Советский Союз. И именно на территории нашей страны были разгромлены основные силы фашистов Начало Великой Отечественной войны оказалось крайне неудачным, с большими потерями, и т.д. В поиске ответов на эти вопросы следует обратить внимание на количественную и качественную характеристику агрессора и его союзников, на вероломность и варварские планы фашистов, на объективные и субъективные причины неудач и поражений Красной Армии. Рассматривая ход и итоги войны необходимо показать предпосылки и потенциал Великой Победы, которые были реализованы героизмом советских воинов и самоотверженным трудом в тылу. При подготовке к третьему вопросу рекомендуется особое внимание обратить на факт сотрудничества бывших потенциальных «противников» и на важнейшие совместные решения по ходу и итогам Второй мировой войны и по послевоенному устройству мира.
Темы творческой (научной) работы
1. Пакт Молотова – Риббентропа от 23 августа 1939 г.: успех советской дипломатии или роковая ошибка?
2. Советские Вооруженные Силы накануне Великой Отечественной войны. 3. Победа антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. 4. Полководцы периода Великой Отечественной войны. 5. Историческая роль Советского Союза в разгроме фашизма. 6. Вопросы истории Второй мировой войны в дискуссиях историков.
Вопросы для дискуссии
1. На Западе более 60 лет, у нас – в последнее время распространяется литература, где СССР представляется агрессором, которого опередила фашистская Германия. Есть ли основания для такого вывода? 2. Итоги и уроки войны. Оказались ли они для нас поучительными? Ваше мнение? 3. Из 50 млн. человеческих потерь во Второй мировой войне более половины пришлось на СССР. Можно ли было избежать таких потерь? Если да, то как? Контрольные тесты для блиц-опроса Укажите правильную хронологическую последовательность внешнеполитических событий 1920-1930-х гг... 1) договор о ненападении СССР и Германии; 2) начало второй мировой войны; 3) «полоса дипломатического признания» СССР; 4) международная конференция в Генуе. 2. Установите соответствие между военными планами, операциями Великой Отечественной войны и их кодовыми названиями. 1) Московская битва; 2) план молниеносной войны против СССР; 3) сражение на Курской дуге. А) «Цитадель»; Б) «Барбаросса»; В) «Тайфун». 3. События Второй мировой и Великой Отечественной войн происходили в хронологической последовательности… 1) Курская дуга; 2) Берлинская операция; 3) контрнаступление Красной Армии под Москвой; 4) контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. 4. По решению Крымской конференции 1945 г. СССР аннексировал у Японии территории: 1) Ляодунский полуостров и Порт-Артур; 2) Южный Сахалин и Курильские острова; 3) Приморье и Уссурийский край; 4) Алеутские острова. 5. Во время Ялтинской конференции Красная Армия провела успешную военную операцию:
1) на Курской дуге; 2) Висло-Одерскую; 3) по освобождению Белоруссии; 4) по освобождению Чехословакии. Семинар № 14. Мир во второй половине XX в. СССР в 1945–1985 гг.
1. Мир во второй половине XX в.: а) формирование постиндустриальной цивилизации; б) раскол мира на блоки и «холодная война»; в) страны Востока: Япония, Китай, Израиль, «азиатские тигры». 2. Советский Союз в 1945–1985 гг.: а) восстановление народного хозяйства; б) экономика в 50-х – середине 80-х гг.; в) власть и общество в 1945–1985 гг. 3. Внешняя политика СССР: а) от сотрудничества к «холодной войне»; б) внешняя политика в 50-х – середине 80-х гг. Защита творческой (научной) работы, в том числе в форме презентации. Задание на СРС: Разработка исследовательско-информационного проекта «Вузы Уфы: становление, развитие, перспективы» Литература к семинару
1. Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX в. // Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 359–408. 2. Глава 10. СССР в послевоенные десятилетия (1945–1991 гг.). 1. Мир во второй половине XX в. // История России с древних времен до наших дней: учеб. Для студентов неисторических специальностей / В. А. Веременко, Н. Д. Козлов, Е. В. Никуленкова [и др.]: под ред. Н. Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 578–583. 3. Глава 26. Мир во второй половине XX – первом десятилетии XXI вв. Глава 27. Страны и Азии и Африки в современном мире. Глава 28. Советский Союз в 50–80-е гг. XX в.: попытки реформ и нарастание кризиса // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 436–487. 4. Глава 38. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945–1952). Глава 39. Развитие СССР в 1953–1964 гг. Глава 40. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965–1984 гг. // История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – С. 555–594.
Методические советы по подготовке к семинару В первом вопросе следует осознать, что решающую роль в переходе от индустриальной к постиндустриальной цивилизации в последней четверти XX в. сыграла научно-техническая революция (НТР). Радикальные перемены произошли в формах организации производства. НТР привела к существенным изменениям в социальной структуре общества. Одной из характерных черт постиндустриальной цивилизации является интернационализация экономики.
Следует разобраться в причинах раскола мира на две системы, находившаяся долгое время в состоянии «холодной войны». Хотя биполярный мир не раз стоял перед угрозой превращения холодной войны в вооруженный конфликт крупнейших держав, но действовали своеобразные механизмы «сдержек и противовесов». В рассматриваемый период возрастает роль ведущих стран Востока, прежде всего Японии и Китая. Используя современную литературу можно найти ответ на вопрос – как эти страны совершили гигантский скачок в индустриальном развитии? Во втором вопросе семинара главное внимание следует обратить на назревающие перемены в общественно-политической жизни страны после трудной войны. Но они не произошли при жизни Сталина, а если и были перемены в период правления Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева, то они имели противоречивый характер. Рассматривая послевоенные социально-экономические задачи, в первую очередь необходимо уяснить сложность восстановления страны в годы четвертой пятилетки. Довольно высокие темпы развития экономики, прежде всего тяжелой промышленности, сохранялись несколько пятилеток. Однако в 70–80-х гг. темпы развития нашей страны снижались в силу определенных причин, и, прежде всего, из-за незавершенности реформ и их ограниченности. При подготовке к третьему вопросу следует разобраться в проблемах послевоенного мирового развития и месту и роли СССР в решении мировых проблем. Необходимо найти ответ на вопрос – почему произошел очередной раскол мира, где одна из основных ролей выпала на нашу страну?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|