Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного подхода называется.
1) методология; 2) рационализм; 3) субъективизм; 4) историография. 2. Раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития – это метод… 1) типологический; 2) идеографический; 3) системный; 4) сравнительный. 3. В качестве основания для классификации человеческих сообществ концепция общественно-экономической формации использовала… 1) духовное состояние общества; 2) природную среду; 3) народные массы; 4) способность производства материальных благ, называемой базисом. 4. Цивилизационный подход, в отличие от формационного утверждал: 1) наличие в мировом историческом процессе только западных цивилизаций; 2) единство и однонаправленность мирного исторического процесса; 3) существование общего пути развития человеческих сообществ при существующих немногочисленных отклонениях; 4) специфику и многообразие разных локальных человеческих сообществ. 5. Тремя особенностями российского исторического процесса являются: 1) Страна с военно-государственным типом цивилизации; 2) Страна с системообразующей ролью в ее истории власти, государства; 3) Социум с минимальным объемом совокупного прибавочного продукта и общинной консолидацией в противостоянии природе и внешним врагам; 4) Социум с развитым гражданским обществом; 5) Страна с общественным договором как основой ее исторического развития. Семинар № 3. Поиск и работа с информацией в современной Информационной среде Цель: составить список литературы по теме научной работы и провести его первичный анализ Задачи: 1. По определенной теме научной работы составить список разнообразной литературы (не менее 20 наименований, включая: 1) словари; 2) справочники; 3) энциклопедии; 4) учебные пособия; 5) учебники; 6) монографии; 7) хрестоматии; 8) журнальные статьи; 9) статьи из газет)
2. Ознакомление с частью литературы и написание краткого обзора 3. Составление плана научной работы 4. Представление в письменной форме выполненного задания для оценки преподавателем. Лабораторная работа студентов оценивается по балльной системе (от 0 до 5 баллов) Семинар № 4. Древнерусское государство и соседние народы. От распада к началу объединительного процесса 1. Образование и развитие Древнерусского государства: а) происхождение славян. Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине. б) образование, расцвет, распад Древнерусского государства; в) взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами. 2. Русь в условиях раздробленности (XII–XV вв.): а) образование новых государственных центров (Северо-Западная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Восточная Русь); б) Русь и Золотая Орда; в) борьба русского народа с западными завоевателями. 3. Возвышение Москвы и начало процесса объединения русских земель: а) возвышениеМосквы. Иван Калита, Дмитрий Донской; б) борьба московских князей с противниками объединения. Феодальная война на Руси. Литература к семинару
1. Глава 2. Мир Средневековья. Древнерусское государство и соседние народы. Глава 3. Период политической раздробленности Руси // История: древнейшее время – первая половина XIX в.: учеб. пособие /Т. С. Конюков, В. П. Карев, У. Б. Гайсин, М. А. Филимонов; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: Уфа: УГАТУ, 2013. – С. 58–126. 2. Глава 3. Русские земли в XIII–XV вв. и европейское Средневековье. § 2. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты. § 3. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока // Фортунатов В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 94–105.
3. Глава 7. От Древней Руси к Московскому государству // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 133–142. 4. Раздел I. Древняя Русь. Глава 1. Образование и развитие Древнерусского государства в VIII–XII веках. Глава 2. Удельная Русь (середина XII – середина XIII века). Глава 3. Борьба русских земель с внешней агрессией в середине XIII века и ее последствия // Зуев М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 17–68. 5. Удельная Русь // Кириллов В. В. История России: учеб. пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 50–77.
Методические советы
Процесс образования и развития Древнерусского государства освещаются исследователями с различных позиций, в чем необходимо разобраться студентам. Особое внимание следует уделить «норманнской теории» и отношению ученых и общественности к этой противоречивой теории. При подготовке по второму следует обратить внимание на то, что наступление раздробленности не особенность политического и социально-экономического развития Руси, а историческая закономерность для стран, перешедших к феодальному способу производства. В период раздробленности русская государственность не исчезла, а сохранялась в самостоятельных княжествах и землях. Одна из внешних угроз Руси созрела на Востоке и стала реальной в первой половине XIII в. Необходимо, опираясь на различную литературу, дать оценку этой угрозе и отношениям Руси и государства – Золотой Орды, созданного монголо-татарскими ханами. Другой реальной угрозой для Руси были западные завоеватели. Следует попытаться разобраться в захватнических целях крестоносцев, в роли новгородцев и князя Александра в отстаивании независимости не только Северо-Западной Руси, но и будущего страны. В третьем вопросе следует выяснить, – какие предпосылки привели к началу объединительного процесса и почему Москва, в остром соперничестве с другими центрами Руси, стала центром собирания Руси? Необходимо понять роль московских князей в этом процессе и их гибкую политику, как к золотоордынским ханам, так и в отношении русских князей. Сложность объединительного процесса дает возможность понять, почему собирание русских земель растянулось на два века.
Темы творческих (научных) работ 1. Проблемы этногенеза восточных славян: точки зрения. 2. «Повесть временных лет»: проблема авторства, причины и источники создания, структура, идейное содержание. 3. Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России. 4. Соседи Древнерусского государства: Хазарский каганат, Волжская Булгария. 5. Принятие отдельными народами России ислама: причины, процесс, последствия. 6. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества в период политической раздробленности Руси. 7. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 8. Агрессия крестоносцев на северо-западную Русь. Вопросы для дискуссии
1. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждавшему, что раздробленности на Руси могло и не быть, что это явление случайное? 2. Можно ли говорить о политической раздробленностикак о новой форме государственности? Почему «да» или «нет»? 3. Л. Н. Гумилев неоднократно высказывал мысль о том, что главную опасность для Руси представляли не монголы, а западные завоеватели. Ваши аргументы «за» или «против»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|