Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная социально-культурная ситуация в России и место образования




Введение

 

В последней четверти ХХ века в мире происходят кардинальные изменения. Предметом заботы становится не объем производства товаров и не уровень обеспеченности потребления, но способность управлять глобальным производством, потреблением и обращением, воплощенная в качестве самих систем управления. Масштабные и интенсивные Перемены захватили не только сферы хозяйства, экономики и политики, но и фундаментальные основы воспроизводства Человека как биологического и антропологического типа, а вместе с тем - практику образования и мышления.

На рубеже нового столетия одним из наиболее серьезных вопросов, определяющих политику целых государств и их сообществ, стал вопрос о том, куда идет в своем развитии мир.

По мнению П.Г.Щедровицкого: несмотря на многочисленные разговоры о формировании постиндустриальной цивилизации, реальный переход России в новую историческую формацию (отношений) остается вопросом отдаленного будущего.

Сегодня все более ясна та драматическая развилка, в которой находится Россия: либо будет нащупана новая модель развития, которая станет основой формирования нового народа, либо территория РФ, не обретя устойчивой политической и государственной формы, превратится в предмет деятельности мировых субъектов силы, в худшем случае - в свалку человеческих отходов.

Глубинный механизм происходящих в мире изменений связан со сменой модели развития. В основе новой модели лежит новое качество инновационного процесса. Превращение сферы производства нововведений в ведущий хозяйственно-экономический и социокультурный уклад задает основные направления изменений. От экономики производства товаров и услуг массового спроса (индустриальная эпоха) человечество переходит к экономике производства нововведений.

П.Г. Щедровицкий отмечает, что ни одна страна мира не готова к системному переходу на рельсы новой экономики - кризис инфраструктур обеспечения инновационного процесса переживают все. Системы образования, управления и политики, расселения и размещения производительных сил не соответствуют новым вызовам. В этот момент другие страны, имеющие возможность модернизировать свои инфраструктуры, могут перехватить инновационное лидерство.

Это, в частности означает, что у России на рубеже XXI века появляется исторический шанс оптимизировать свое геоэкономическое и геокультурное положение. В подобные периоды мировой истории выигрывает не то общество и государство, которое делает резкие политические и, тем более, военные "скачки" вперед, а то, которое медленно продвигается в формировании новых типов деятельности и обеспечении долгосрочной конкурентоспособности страновых ресурсов на мировой арене.

Эксперты, обсуждая возможные пути развития России, отмечают необходимость реального, а не политтехнологического стратегирования. Выделяя это как важную составляющую постиндустриального комплекса (если у России нет своей стратегии из этого следует, что она сама является элементом какой-то иной стратегической композиции). Разработка стратегических программ по созданию (воссозданию), реконструкции и освоению ресурсов нового типа. Эти новые типы ресурсов тесно связаны с представлениями о будущем мироустройстве: мировоззрениях людей и образе их жизни, иерархии ценностей, хозяйственных укладах, типах социальных отношений, языках, эстетических вкусах.

Другая ее составляющая - кадровая, так как процесс стратегического целеполагания в новой реальности базируется на личностях, которые обладают достаточно редким набором качеств, обладают определенным интеллектуальным уровнем, образованием, знанием, сознанием проблемы общества и мира, чувствуют свою социальную историческую ответственность. Им свойственна также и определенная интегрированность личности, способность совершать действия, порой вопреки собственным интересам, окружению, обстоятельствам. Специфическая черта такого человека заключается в том, что он понимает, почему и что он делает.

Политические и экономические реформы должны иметь гуманитарное сопровождение. Их суть есть выход на иную культурно-антропологическую формацию, задаваемую не только конъюнктурой рыночных отношений, но и продуктивными понятиями-подходами, позволяющими конструировать представление о человеческой свободе в современном мире.

Для того чтобы соответствовать все более и более усложняющимся требованиям инновационной экономики, необходимы модернизация сферы капитализации человеческих ресурсов и существенное углубление инвестиций в нее. Инновационной экономике необходимо инновационное образование

По мнению Г.Н. Копылова: сегодня ни школа, ни ВУЗы не являются источником развития страны, не создают «мосты» соединяющее настоящее с будущим. Школа продолжает жить по инерции. Те молодые люди, которые могут и хотят что-то сделать, которые имеют активную жизненную позицию и могут ее реализовать, формируются вне и помимо школ и институтов [10].

В настоящее время в лакунах сферы образования оформляется ряд инновационных образовательных проектов, направленных на формирование человека «нового типа», соответствующего вызовам постиндустриальной эпохи. Важно отметить, что эти проекты носят во многом пробный, поисковый характер.

Актуальность выпускной работы определяется необходимостью оформления новых педагогических технологий, обеспечивающих решение социально-педагогических задач формирования у молодых людей активной, инициативной и ответственной гражданской позиции. Формирование нового поколения молодежных лидеров, способных активно включиться в процессы управления социально-экономическим развитием территорий.

Целью выпускной работы является разработка проекта образовательного модуля для старшеклассников «Топ-менеджеры будущего: современное управление» и его технологическое описание.

Для достижения цели был решен ряд задач:

· проведен анализ современной социально-культурной ситуации России. Выделены цели и задачи современного образования и возможности для их реализации;

·   выделены и оформлены базовые понятия современного управления в СМД подходе;

·   разработано предметное содержание образовательного модуля «Топ-менеджеры будущего: современное управление»;

·   Выполнено технологическое описание педагогических технологий, разворачиваемых в модуле.

Предметом выпускной работы является разработка содержания образовательного модуля «Топ-менеджеры будущего: современное управление» (схемы, предметное содержание, педагогические технологии).

При выполнении выпускной работы использовались следующие методы:

· метод критического анализа;

·   методологический анализ образовательных ситуаций;

·   метод проектирования.

Гипотеза: Базовые понятия и концепты современной управленческой деятельности могут быть оформлены в педагогическое содержание и могут быть успешно освоены подростками в специально спроектированных инновационных образовательных проектах.

Основные результаты выпускной работы:

· Проведен анализ социально-культурной ситуации России. Выделены цели современного образования и возможности для их реализации.

·   Выделены и оформлены базовые понятия управленческой деятельности: Организация, Руководство, Управление. Описана идеология и методология управления социальными изменениями, в рамках которой выделена Технология Территориального Стратегического Планирования.

·   Разработан проект и предметное содержание образовательного модуля «Топ менеджеры будущего: современное управление» - концепция и логика, оргпроект, образовательные формы.

·   Спроектирован и описан организационно-деятельностный практикум;

·   Кратко описаны базовые технологические единицы:

ü Креативное задание «Придумайте и опишите развивающийся Мир, в котором все имеет мышление и цели»

ü ИДИ «Регион»

ü ИДИ «Выборы»

ü «Case study»

ü Практикумы: «В какие организованности я включен?», «Что будет со мной само по себе?», практикум «Принятие решений»;

ü Тренинги: «Командую и подчиняюсь», «Техники переговоров»

Структура выпускной работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе описывается современная социально-культурная ситуация России, ставится проблема и обосновывается необходимость разработки педагогических средств и методов для освоения современных типов деятельности и повышения социальной активности молодежи.

Во второй главе выделяются базовые понятия и концепты современного управления в СМД подходе. Различаются такие типы управленческой деятельности как Организация, Руководство и Управление. Обсуждается управление социальными изменениями и его базовые понятия: «социальная организация» и «общественное образование». Выделена технология «Территориальное стратегическое планирование».

Третья глава посвящена оргпроекту образовательного модуля «Топ Менеджеры будущего: современное управление». Делается описание педагогических технологий разворачиваемых в модуле.

В заключении сделаны основные выводы, сформулированы результаты работы и представлена перспектива развития этой темы.

В конце выпускной работы приводится список используемой литературы.

 

Глава 1
Современная ситуация образования в России

 

В данной главе проводится обзор современной социально-культурной ситуации России и требований к современному человеку. Обсуждаются цели и задачи современного образования и возможности для их реализации.

 

Современная социально-культурная ситуация в России и место образования

 

В последней четверти ХХ века в мире происходят кардинальные изменения. П.Г. Щедровицкий отмечает, что предметом заботы становится не объем производства товаров и не уровень обеспеченности потребления, но способность управлять глобальным производством, потреблением и обращением, воплощенная в качестве самих систем управления. В современном мире наибольшую роль начинает играть оргуправленческая деятельность.

Сегодня все более ясна та драматическая развилка, в которой находится Россия: либо будет нащупана новая модель развития, которая станет основой формирования нового народа, либо территория РФ, не обретя устойчивой политической и государственной формы, превратится в предмет деятельности мировых субъектов силы, в худшем случае - в свалку человеческих отходов.

Шанс России по оптимизации своего геоэкономического и геокультурного положения связан с формированием новых типов деятельности и обеспечении долгосрочной конкурентоспособности страновых ресурсов на мировой арене.

Масштабные и интенсивные Перемены захватили не только сферы хозяйства, экономики и политики, но и фундаментальные основы воспроизводства Человека как биологического и антропологического типа, а вместе с тем - практику образования и мышления.

Известно, что Великий Советский Эксперимент заключался в том, чтобы применить принципы инженерного подхода к социальной действительности: страна была вырвана из процессов культурно-исторической преемственности и строилась как большая производственная мегамашина.

По мысли О.И Генисаретского «на смену практикам по отношению к которым складывался институт человека приходили большие социальные организации, в которых человек уже переставал быть человеком социальным, переставал идентифицировать себя с какой-то социальной группой, имеющей собственные интересы и закрепленной в социальной структуре общества.

Согласно Ю.В. Громыко именно благодаря такой социально производственной организации жизни был наработан мощный организационный капитал, но одновременно девальвирован потенциал человеческий.

«Между тем, человек - как высшая общественная ценность - становится сегодня конечным основанием и критерием любой общественно значимой деятельности» - А. Тупицын.

Новая реальность базируется на личностях, которые обладают достаточно редким набором качеств, обладают определенным интеллектуальным уровнем, образованием, знанием, сознанием проблемы общества и мира, чувствуют свою социальную\историческую ответственность. Им свойственна также и определенная интегрированность личности, способность совершать действия, порой вопреки собственным интересам, окружению, обстоятельствам. Специфическая черта такого человека заключается в том, что он понимает, почему и что он делает.

По мнению П.Г. Щедровицкого деятельность современного человека - управленческая деятельность. Каждый человек вынужден, самоопределяться в мире и отвечать - кто он есть, в каком мире он живет, как он видит и понимает ситуацию. Человек должен управлять протекающими вокруг себя процессами и собственной жизнедеятельностью.

По мнению Г.П. Щедровицкого основная задача образования - формирование деятельной активной личности, подготовка к сложным структурам общественной деятельности, формирование тех структур понимания и мышления, которые позволяют самоопределяться и участвовать в деятельности. Т.е. содержание образование должно рассматриваться точки зрения процесса освоения и усвоения структур человеческой культурно-исторической деятельности.

Особенности образования определяются задачами, которые стоят перед обществом. Всякий раз, когда в обществе происходят какие-то радикальные перемены - будь то технические, экономические или социальные, - они приводят к изменению характера образования. Сегодня в России происходит изменение всей общественной системы враз, цивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторон жизни, образование оказалось одной из наиболее уязвимых сфер [18].

По мнению П. Г. Щедровицкого в сфере образования накопилось три группы системных проблем.

) Зауженная образовательная мобильность

) Устаревшая технологическая инфраструктура.

) Кадры, которые принимают участие в учебном процессе, Только 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения.

Цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни вывалилась на обочину идущих в обществе процессов и никак не может найти новый формат своего функционирования [23].

Перед образованием возникают две разномасштабные задачи: Одна - просто-напросто выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А другая - соответствовать вызову времени.

Вызов заключается прежде всего в формировании через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Потому что одна из характерных особенностей нынешнего состояния - это неготовность российского массового сознания к новым условиям жизни, за которыми будущее.

Второе - формирование кадров для нового общества

По мнению Г. Копылова образование должно давать возможность человеку двигаться: оно должно давать не перспективу, а возможность. И тут возникает 2 варианта. Первый - система образования может предоставить человеку силу: силу строить свой жизненный путь, силу участвовать в общественной жизни, в предпринимательстве, в науке, в истории. Второй - возможность через условия - возможность встраиваться в социальные институты, строить карьеру обучаясь и повышая квалификацию. Первый тип центрирован на человеке и хорош в «эпоху перемен», развивает мышление, предприимчивость, самостроительство. Второй - обеспечивает систему, является ее частью (в этом случае система образования должна быть очень тесно интегрирована с обществом, любому выпускнику должна быть ясна система карьерных коридоров и правил движения по ним). Образование второго типа эффективно только в условиях стабильных общественных структур, когда в принципе можно выбирая профессиональную область, распланировать жизнь до самой пенсии. Но эти условия не выполняются в современной России [10].

Сегодня ни школа, ни ВУЗы не являются источником развития страны, не создают «мосты» соединяющее настоящее с будущим. Школа продолжает жить по инерции.

Закономерным результатом является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально-экономических проблем и формирования человека «нового типа».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...