Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые подходы в сфере управления: управление социальными изменениями




 

В последнее время в обсуждение управленческой деятельности стало включать в себя обсуждения «политической деятельности» как особой сферы, в которой формируются условия и задаются границы и рамки для управленческой деятельности.

Как отмечает Г.П. Щедровицкий, политика является механизмом запуска и регулирования управленческих проектов. Именно политика определяет границы оргуправленческой деятельности, политика надстраивается над управленческой деятельностью (в логике - руководство организация-управление-политика).

По мнению П. Бурдье: Политика - это возможность открытого и публичного анализа сложившейся ситуации и прогнозирование сценариев дальнейшего общественного развития. Фактически, политика, это прорисовывание контуров будущего, что собственно и определяет рамку управленческой деятельности. Анализ ситуации презентируется в публичном пространстве и становится средством политической коммуникации, а прогноз - современным политическим капиталом.

Политика - стандартный тип отношений и деятельности в человеческом обществе. С середины XX века ключевые проблемы переместились в плоскость политической практики, которая связана с решением вопросов воспроизводства общежития. Не жизни как таковой, а совместной жизни человеческих сообществ [21].

«Политика возникает, когда системы пытаются взаимно управлять друг другом, когда они пытаются захватить друг друга с претензией на управление, и не в состоянии этого сделать. Между ними развертывается столкновение. Когда наступает взаимное понимание, что каждая хочет управлять и каждая не может, они переходят к политической деятельности» - Г.П. Щедровицкий.

С.В. Попов считает, что определяющая характеристика современного мира - борьба за право и возможность осуществления общественных изменений. Тот, кто получает эту возможность и чьи способы оказываются наиболее эффективны и более легитимны, становится распорядителем гигантских высвобождающихся ресурсов - как человеческих, так и ресурсов власти, управления, контроля за финансовыми и материальными потоками. В XXI веке борьба идет за овладение схемами общественного переустройства. Изменение общественных отношений становятся основной точкой направленности усилий наиболее активной и образованной части людей [14].

Под общественными изменениями, понимаются изменения общественного порядка - появление новых субъектов общественного действия и возникающая смена взаимоотношений - а вследствие этого и изменение структуры общества.

 

Понятие «общественного образования» и «социальной организации»

По мнению С.В. Попова, современная ситуация такова, что создается новая социальная организация - не классовая и не стратовая. Новая социальная организация связана с формированием социальных групп, ядром которых становится принадлежность к тому или иному типу технологических или институциональных организаций.

В обществе организация проявляется в самых разнообразных обличиях от жестких армейских структур до расплывчатых общественных объединений. Фактически наблюдается, как правило, либо институцианальная закрепленность организации, либо ее материальное проявление.

Организация имеет дело с такими объектами как «общественное образование»

 


x - «тело» организма

n - «имя»

rf - рефлексивность

is - «внутренний смысл»

Рис. 4 «Общественное образование»

 

Под общественным образованием понимается объект, которому кроме тела (х), внутренне присуща активность, т.е. способность самостоятельно двигаться и выбирать направление и способ движения. Кроме этого объект обладает рефлективностью (rf) т.е. способностью осознавать себя, свои действия и действия других. Эта способность внешне фиксируется с помощью знаков, прежде всего собственного имени (n). Имя сложное образование, определяющее отдельность и самость объекта. Оно является ядром формирования внутреннего смысла (is)- основания для действий и постановки целей, не детерминированных внешними обстоятельствами.

Общественное образование выявляется только при попытке воздействия на общество, и оно соразмерно этому воздействию.

Для «социальной организации» характерен ряд свойств:

1. Имеет дело с «общественными образованиями»

2. способна самостоятельно ставить цели

.   Способна к самоорганизации, которая является условием для соорганизации с другими объектами.

Организацией называется такое взаимодействие «общественных образований», при котором на группе объектов воспроизводится такая же формальная структура.

Но организация это не сумма объектов и не их композиция, это появление нового общественного образования.

 

Управление социальными изменениями (С.В. Попов).

Под общественными изменениями, понимаются изменения общественного порядка - появление новых субъектов общественного действия и возникающая смена взаимоотношений - а вследствие этого и изменение структуры общества.

 

- «Преобразователь»

- создаваемое общественное образование

- формирующаяся мыслящая инстанция

- организация нового общественного порядка

- существующий общественный порядок и траектория «естественного» движения

S, s - схемы организации нового общественного порядка и нового общественного образования

Рис. 5 «Встреча в будущем»


Особенностью управления социальными изменениями является то, что будущее представляется специфическим образом, как «место встречи в будущем» «преобразователя» с обществом, которое, проделав определенный путь, пришло к необходимости общественных изменений. Будущее представлено не в виде определенного проекта общественных отношений и не в виде закономерного развития процессов, а как форма соорганизации нескольких разнородных движений (рис. 5).

Преобразователь разворачивает новые формы организации общественной жизни, прежде всего на себе. Причем эти формы организации претерпевают изменения как в результате взаимодействия с существующими общественными образованиями, так и в результате разворачивания самого преобразователя до общественного образования, соразмерного по мощности существующим.

Действия по сближению траекторий движения преобразователя и инерционного движения общества состоят в выделении проблемных ситуаций в обществе и демонстрации их решения на основе новых походов, которые развивает преобразователь. Таким образом создается серия прецедентов - демонстрация возможностей новых способов мышления и деятельности. На их основе должны создаваться образцы - технологические описание способов действий и методов решения проблем. Наличие образцов позволяет расширять зону освоения новыми формами организации общественной жизни.

По мере того как преобразователь и то общественное образование которое он формирует становятся все активнее и мощнее, общество тоже начинает реагировать. В какой-то момент различные общественные единицы начинают самоопределяться по отношению к новообразованию. Возникают сначала рефлексивные а потом и действительные игры. На этом этапе начинается высвобождение ранее организованного общественного ресурса и его перераспределение, кроме этого еще рождаются и новые, старыми правилами не регулируемые и никем не контролируемые, ресурсы. Овладение этим ресурсом как правило и является решающим фактором

Проблема дальнейшего разворачивания изменений состоит в том, что к моменту плотного контакта с обществом Новообразование должно быть соразмерно и конкурентоспособно по отношению к обществу в целом. Это означает, что существующие структуры не могут его ни ассимилировать, ни уничтожить, ни игнорировать. Возникающие пределы экспансии и роста новообразования создают в обществе ситуацию относительного равновесия и переходу к формированию новых общественных отношений. Этот процесс участия в становлении нового общественного порядка и есть и является «местом встречи». Закрепление результата осуществляется приданием общественному порядку историко-культурного смысла [14].

С. В. Попов выделяет ряд принципов, регулирующих помышление и осуществление общественных изменений [15].

1. Принцип «встречи в будущем». Образ будущего представляется в виде «траекторий» движения в историческом процессе становления и новой организации, в которой будет участвовать и новое общественное образование. При правильном расчете траекторий в определенный момент должны пересечься «естественное» движение общества и общественное образование выращенное преобразователем. Организация нового общественного порядка и есть место встречи, в котором состоится будущее.

2. Принцип «авторизации». Инициаторы общественных изменений сами становятся носителем нового типа организации, поскольку схемы не передаются. Можно лишь включать в разворачиваемые схемы новый общественный материал, формируя носителей схем. Причем эти схемы организации сами претерпевают изменения, как в результате взаимодействия с существующими обшественными образованиями, так и в результате разворачивания самого «преобразователя» до общественного образования, соразмерного по мощности существующим. В политической области это означает создание политических структур, конкурентоспособных с существующими, в экономической - контроль над сопоставимыми ресурсами, в культурной - наличие конкурентоспособных образцов мышления и деятельности.

.   Принцип «прецедента». Включение нового общественного материала в новый тип организации на первом этапе проходит через создание прецедентов - проблемных ситуаций, которые более эффективно преодолеваются способами заложенными в новый тип организации

.   Принцип «освоения» - отчуждение схем организации и их дальнейшее разворачивание на других носителях, территориальное распространение новых схем организации.

.   Принцип «конкуренции». Расширение сферы влияния нового общественного образования вызывает различные формы борьбы с ним «старых» общественных образований.

.   Принцип «становления» нового общественного порядка. Освоение и конкуренция общественных образований становятся незначимыми в тот момент, когда удается найти схему организации нового уровня, в которой устанавливается более выгодный порядок

.   Принцип «символизации». Новый уровень организации требует своего носителя и символического оформления. Решение этой задачи оформляет произведенное общественное изменение в исторический контекст.

 

Технология «Территориальное стратегическое планирование» (Б.С. Жихаревич, Л.Э Лимонов, В.С.Ефимов)

Концепция «управления общественными изменениями» задает общую методологическую базу, при этом оказываются возможными различные «технологические решения», привязанные к конкретным культурно-историческим и социально-экономическим ситуациям.

Технологии территориального стратегического планирования относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями. Территориальное стратегическое планирование стало известно и начало применяться в России в середине 90-х годов прошлого века.

Идеи и методы стратегического анализа и стратегического планирования первоначально были выработаны в сфере бизнеса, где показали свою эффективность. С начала 80-ых годов прошлого века эти идеи начали модернизироваться и внедряться в сферу управления социальными системами (территориями) и под маркой «территориального стратегического планирования» стали использоваться, в первую очередь, как новый инструмент городского развития.

Базовая идея стратегического планирования состоит в том, что ответственность за будущее муниципального образования (города или района) лежит на местном сообществе, проживающем на данной территории. Местное сообщество, которое включает в себя представительскую и исполнительную власть, местный бизнес, население, общественные организации и объединения является коллективным стратегическим субъектом.

Предметом планирования является «будущее территории», в котором учитываются интересы и цели большинства субъектов территории. Территориальное стратегическое планирование определяется как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.

Фактически, идея территориального стратегического планирования несет в себе, во-первых, - передачу ответственности за настоящее и будущее территории самим жителям и выбранным ими органам власти; во-вторых, - распределение деятельности стратегического планирования между различными уровнями органов власти (федеральной, региональной, местной); в-третьих, - поддержку инициативы и повышение самостоятельности местных сообществ в деятельности, направленной на решение социально-экономических проблем и развитие территорий [6].

Стратегическое планирование - это организация деятельности по оформлению и согласования интересов социальных субъектов в отношении будущего города, создание конкретизующих образ будущего программ и проектов и их реализация силами городской власти, бизнеса и городских сообществ.

По содержанию стратегическое планирование - это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего территории, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность территории

Специфика стратегического планирования как процесса определена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников городского развития. Это означает, что стратегический план может быть разработан только в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов). Попытка отказаться от этого диалога или имитировать его делает бессмысленным стратегическое планирование.

Стратегическое планирование позволяет местному сообществу:

1 очертить современное состояние и возможное будущее территории, посредством организованного процесса обсуждений задать ориентиры для власти и сообщества в целом;

2 стимулировать открытый диалог и сотрудничество муниципальных властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами территории в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;

3 укрепить имидж территории и репутацию муниципальной власти как открытых для диалога и сотрудничества [6].

Ведущим аналитическим центром России - МЦСЭИ «Леонтьевский центр» была разработана специальная технология организации стратегического планирования для российских регионов и городов. Эта технология получила название КРЭП- технологии (Координация. Разработка. Экспертиза. Продвижение).

Технология КРЭП описывает организационную структуру\план деятельности для создания системы стратегического планирования, разработки и реализации Стратегического плана. В технологии выделяется четыре направления деятельности, каждое из которых имеет свое назначение и субъектов разворачивающих эту деятельность (Координация - субъект координационный центр, Разработка - стейкхолдеры, Экспертиза - экспертные группы, Продвижение - группа PR).

Координационный центр является тем субъектом, который берет на себя деятельность по координации. Основной целью является организация взаимодействия субъектов, и обеспечение этого взаимодействия (правовое, финансовое, организационное и т.д.), соорганизация деятельности всех участников. Центр является оргуправленческим ядром разворачивания деятельности по созданию системы стратегического планирования, разработки и реализации Стратегического плана.

Одной их ключевых задач координационного центра является выделение стейкхолдеров, организация их партнерского взаимодействия и деятельности по разработке стратегического плана. Это означает что стейкхолдеры должны согласовать собственные цели и принять управленческие решения в виде программ и проектов направленных на реализацию этого плана.

Деятельность экспертных сообществ направлена на внешнюю оценку и комментарии стратегического плана. Привлечение экспертов к деятельности по стратегическому планированию направлено на включение их в процессы, разворачиваемые на территории и ощущение сопричастности этим процессам.

Основная цель группы PR сопровождения заключается в продвижении стратегического планирования в публичном пространстве, формирование общественного мнения и ее информационном сопровождении\обеспечении.


2.5 Выводы

 

В мыследеятельностном подходе категорией задающей возможность существования управленческой деятельности выделяют категорию порядка и как следствие понимание управленческой деятельности как деятельности направленной на упорядочивание мира и тем самым снижение неопределенности будущего.

Ключевыми для понимания управленческой деятельности являются выделение и различение модальностей существования управленческой деятельности: «Организация», «Руководство» и «Управление».

Организация - это деятельность по конструированию и созданию в ткани социальной системы объекта, который бы допускал управление, ее результатом является появление другой деятельности и организации (как некой организованности, структуры), которая бы обеспечивала осуществление этой деятельности.

Руководство - деятельность, осуществляемая в рамках организации (как организованности) и задается как администартивно-иерархические отношения.

Управление - это деятельность над деятельностями, которая направлена на изменение траектории самодвижения объекта.

Механизмом запуска и регулирования управленческих проектов является политическая деятельность, которая направлена на прорисовывание контуров будущего и определение границ управленческой деятельности.

Наиболее современным направлением в управленческой деятельности выделяют управление социальными изменениями. Эта деятельность направлена на изменение общественного порядка и ее особенностью является специфическая форма представленности образа будущего. Будущее представлено не в виде определенного проекта общественных отношений и не в виде закономерного развития процессов, а как форма соорганизации нескольких разнородных движений, как «место встречи в будущем».

Технология Территориального Стратегического Планирования является одной из технологий управления социальными изменениями. Предметом планирования является «будущее территории», в котором учитываются интересы и цели большинства субъектов территории, что позволяет снизить неопределенность будущего. Одной из главных задач в данной технологии выступает организация взаимодействия субъектов территории, которая может осуществляться по КРЭП-технологии. Данная технология выделяет четыре линии деятельности (Координация, Разработка, Экспертиза, Продвижение), разворачивание которых направлено на создание Системы стратегического планирования, разработки и реализации стратегического плана.

 

Глава 3
Проект образовательного модуля «Топ менеджеры будущего: современное управление»

 

В данной главе обсуждается технологическое устройство образовательного модуля «Топ менеджеры будущего: современное управление», приводится описание концепции, логики, организационного проекта и основных технологических единиц.

 

Концепция и логика годовой образовательной программы «Поколение XXI: Топ менеджеры будущего»

 

Проект интенсивных образовательных модулей, ориентированных на подготовку молодежных лидеров, начал разворачиваться в 2000 году под названием «Школа Актива» при поддержки администрации города Красноярска.

С началом разработки Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI: Развитие Человеческого потенциала» данный проект был существенно модернизирован в образовательный проект «Топ менеджеры будущего».

Школа «Топ менеджеры» будущего разворачивается в рамках парадигмы «нового регионально-территориального развитии». В данной парадигме человек мыслится как активный участник культурных, социальных, экономических процессов, протекающих на территории, как носитель сложившихся традиций и источник развития. Самореализация человека мыслится по сопричастности к разворачивающейся и развивающейся культурной, социальной и экономической действительности территории, региона, страны.

Проект направлен на инициацию и культурное оформление социальной активности и предприимчивости школьников, на формирование основ проектной, предпринимательской культуры и управленческого мышления среди социально активных подростков и молодежи, в рамках специально организованных образовательных модулей.

Образовательный проект «Поколение-xxi: Топ менеджеры будущего» выстроен как система - годовой комплекс образовательных модулей, каждый из которых решает определенную педагогическую задачу и несет в себе определенное содержание и материал. Полный образовательный цикл Школы «Топ менеджеры будущего» включает в себя четыре образовательных модуля:

· Социальное проектирование

В рамках модуля организуется оформление понятия «предпринимательства» и введение в практику конструирования предпринимательских схем; формирование основ экономического мышления. В рамках антропотехнической плоскости разворачивается представление о личных ресурсах и способов, методов, технологий их капитализации.

· Основы бизнеса и предпринимательства

В рамках модуля организуется оформление понятия «предпринимательства» и введение в практику конструирования предпринимательских схем; формирование основ экономического мышления. В рамках антропотехнической плоскости разворачивается представление о личных ресурсах и способов, методов, технологий их капитализации.

· Территориальные исследования и аналитика

В рамках модуля организуется оформление понятия «регион» и введение в исследовательскую деятельность, освоение методов и техник исследования.

· Современное управление

В рамках модуля организуется работа с методологическим концептом «управления» с выделением понятий «организация», «управление» и «руководство»; знакомство с современными технологиями управления социальными изменениями; освоение техник организационной работы; разработка пилотных управленческих проектов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...