Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование межэтнических отношений на международном и внутригосударственном уровне.




Переходя от характеристики общих положений, к рассмотрению конкретных мер государственного регулирования в первую очередь следует остановиться на правовой базе такого регулирования.

Стоит отметить, что существование и развитие данного вида общественных отношений в рамках государства всегда было связано с понятием государственного суверенитета и нередко даже противопоставлялось ему. В этом случае возникало понятие национального суверенитета как «полновластия нации, ее политической свободы, возможности самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории». Столкновение государственного и национального суверенитетов нередко приводило к социальным проблемам, что в первую очередь отражалось на межэтнических отношениях в таком государстве.

При этом стоит отметить, что осознание своих национальных способностей является закономерным этапом развития нации, поэтому главная задача государства в этой ситуации заключается в создании благоприятных условий для развития каждой нации, постепенного и бесконфликтного включения народов в многонациональный процесс, локализации любых проявлений национализма или великодержавности. В первую очередь, это должно выражаться в принятых в стране нормативно-правовых актах.

Говоря о правовой базе регулирования межэтнических отношений в Российской Федерации, в первую очередь следует отметить общие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Принцип равенства прав всех лиц, вне зависимости от их национальной или расовой принадлежности, закрепленный в части 2 статьи 19 Конституции. Еще один важнейший принцип - запрет на совершение каких-либо действий, направленных на разжигание национальной или религиозной розни, представлен в части 5 статьи 13 и части 2 статьи 29 этого акта.

Положения статьи 26 Конституции РФ в свою очередь учитываются характерные особенности межнациональных отношений в России. В частности, часть 1 статьи 26 Конституции РФ закрепляет право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, но при этом также содержит и запрет на принуждение к такому определению или указанию.

Важным также является указание на то, что регулирование и защита прав национальных меньшинств (как одна из наиболее проблемных областей в рамках межэтнических отношений) является предметом ведения Российской Федерации (хотя защита также может осуществляться и совместно с субъектами РФ). Указанное положение недвусмысленно подтверждает приоритет государства в разрешении проблемных национальных вопросов.

Стоит отметить, что большинство законов федерального уровня, так или иначе связанных со сферой межэтнических отношений, направлены либо на поддержку национальных меньшинств (например, Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»), либо на противодействие национализму и экстремизму (например, ФЗ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»).

В этих нормативно-правовых актах просматриваются общемировые тенденции в урегулировании национального вопроса. Например, национально-культурная автономия характерна для многих зарубежных государств с унитарной формой территориально-государственного устройства (Италия, Испания, Франция, ряд восточноевропейских государств). При этом под данным термином принято понимать особую форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение лиц, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Надо сказать, что все правовые акты Российской Федерации, касающиеся национальных отношений, принимаются на основе общепризнанных принципов и норм международного права и во исполнение части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. В этом отношении особо стоит отметить Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколы к ней (в особенности, Протокол № 12 от 4 ноября 2000 года), а также Концепцию формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах СНГ от 31 мая 2007 года и ряд двусторонних международных договоров с участием России.

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь особое внимание следует обратить на Указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 года № 803. Глава 5 указанных Положений содержит в себе ряд общих мер государственного и духовного характера в национально-этнической сфере. Так, в сфере региональной политики должны быть обеспечены условия для формирования учитывающей национальную специфику модели федеративного устройства, принятия соответствующей правовой базы, создания специализированных органов государственной власти (центральных и субъектов РФ) по урегулированию межнациональных конфликтов и так далее. На наш взгляд, указанные действия определены слишком обобщенно и размыто, а срок их реализации, как показывает практика, чрезвычайно затянут.

Еще одним актом в рассматриваемой области является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», в котором указаны более конкретные меры в исследуемой сфере. Данным Указом утверждается необходимость образования при главе государства Совета по межнациональным отношениям (речь о нем пойдет в следующем пункте данной главы) и введения остро необходимых норм миграционного законодательства, касающихся обязательного экзамена по русскому языку для трудящихся-мигрантов и разработки проектов законов об увеличении уголовной и административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Также важным является поручение Правительству РФ «разработки комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов». Особое значение среди таких мер, на наш взгляд, имеет создание механизмов системного мониторинга состояния межнациональных отношений.

Также в подпункте б пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», утверждается необходимость разработки новой национальной политики, которая действительно была разработана и принята в форме Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации соответствующей политики России. Пункт 5 Стратегии определяет основные вопросы в сфере межнациональных отношений, требующие особого внимания со стороны государственных и муниципальных органов власти. К ним относятся:

- сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

- обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

- создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

- поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

Как мы видим, государство все же учло наиболее актуальные проблемы в сфере межэтнических отношений и взяло курс на их преодоление. При этом в ходе разработки рассматриваемого документа, был также осуществлен предварительный мониторинг состояния общественных отношений в исследуемой нами области. Среди негативных факторов, выявленных в процессе такого мониторинга, упоминаются:

- высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

- размывание традиционных нравственных ценностей народов России;

- правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

- недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

- распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов и так далее.

На преодоление указанных негативных факторов планируется направить меры по совершенствованию государственного управления в сфере межнациональных отношений, призванные способствовать гармонизации таких отношений, обеспечить социально-экономическую, воспитательную и культурную базу такой гармонизации. При этом особые усилия должны быть предприняты в сфере охраны русского языка как официального государственного языка Российской Федерации, а также языков иных народов, проживающих на ее территории.

Эффективность реализации государственной национальной политики во многом зависит от согласованности действий государственных и муниципальных органов власти и институтов гражданского общества, вследствие чего этому вопросу также уделяется достаточно много места в Стратегии. Среди конкретных мер в интересующей нас сфере упоминаются:

- разработка и утверждение Правительством Российской Федерации основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных отношений в стране, а также эффективность деятельности органов власти различных уровней в реализации национальной политики РФ;

- осуществление Правительством РФ контроля за ходом реализации Стратегии и представление ежегодных докладов Президенту России по итогам осуществления такого контроля (с учетом докладов субъектов РФ).

Сам факт разработки и принятия долгосрочной Стратегии государственной национальной политики уже указывает на появление положительной тенденции - государство, наконец, взяло курс на решение застарелых правовых и управленческих проблем в области межэтнических отношений.

Говоря о правовой базе регулирования межнациональных отношений, нельзя не упомянуть также о том, что, не смотря на приоритет федерации в разрешении вопросов, возникающих в этой области, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы, не только могут, но и должны содействовать гармонизации межэтнических отношений. В том числе, такое содействие осуществляется и на уровне нормативно-правовых актов этих органов. Такие акты существуют, но, к сожалению, как правило, ограничиваются лишь общими указаниями на необходимость грамотного регулирования национального вопроса без предложения конкретных и хоть сколько-нибудь эффективных мер в этой области.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...