Проблемы регулирования межэтнических отношений в современной России
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Наиболее характерной для Российской Федерации (и наиболее обсуждаемой в СМИ) является проблема межэтнических отношений на Северном Кавказе и периодически обостряющиеся в этом регионе этнические конфликты. Указанная тема вызывает интерес и у научного сообщества. Многие его представители считают, что для эффективного разрешения этой проблемы, необходимо, в первую очередь, точное определение причин возникающих сложностей. С этим мнением нельзя не согласиться, ведь действия, предпринимаемые без должного анализа исторических и социально-экономических факторов межэтнических конфликтов в этом регионе, вряд ли будут иметь положительный результат. Не все ученые поддерживают точку зрения, что этнические проблемы на Северном Кавказе связаны исключительно с его региональной спецификой. Так, Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов считает, что межнациональные конфликты, являясь отражением нарушения баланса внутренних факторов состояния этносов, отражают ситуацию во всей стране в целом. Действительно, общий социально-экономический и культурный уровень всего современного российского общества не может не отражаться на национальных отношениях. Основные факторы, влияющие на ситуацию на Северном Кавказе: - особый исторически сложившийся уклад жизни, особенностями которого являются местничество, клановость (в том числе, и при занятии должностей в органах власти различного уровня), более сильное (по сравнению со славянским населением) влияние национальных традиций; - высокий уровень преступности с сохранением тенденции к ее росту и «утяжелению» (увеличению доли тяжких и особо тяжких преступлений); - коррумпированность государственных служащих различных уровней;
- исторические разногласия с некоторыми республиками Северного Кавказа, периодически выливающиеся в вооруженные столкновения; - резкие различия в экономическом и социальном уровне как внутри отдельных республик Северного Кавказа, так и между ними и всеми остальными субъектами Российской Федерации и так далее. Преодоление указанных выше факторов невозможно только на правовом уровне. Здесь необходимо комплексное вмешательство в систему государственного управления с расширением национального представительства отдельных районов Северного Кавказа в совещательных органах федерального уровня. Кроме того, в данном случае основой оздоровления межнациональных отношений должно быть закрепление идеи единства национальной и государственной судьбы различных народов России (прежде всего, на уровне образования) и выравнивание экономического уровня. Известно, что Северный Кавказ воспринимается большинством населения Российской Федерации как дотационный регион, практически не участвующий в экономической жизни страны. В целях преодоления этого стереотипа необходимо развивать производство и сельское хозяйство данного региона, а также пресекать любые проявления коррупции и местничества при помощи правовых механизмов и правоохранительной системы. Некоторые авторы высказываются за необходимость расширения теоретической базы государственной службы в целях преодоления указанных нами выше негативных факторов. С другой стороны в рассматриваемой ситуации методов государственного управления, сочетающих меры как административного (можно даже сказать, авторитарного) и демократического характера. Действительно, одностороннее навязывание государством своих условий не приведет к желаемому результату и, кроме того, будет явно антидемократическим. Основным направлением в урегулировании межнациональных проблем на Северном Кавказе был и остается диалог, так как только он позволит правильно определить и своевременно учесть необходимую для разрешения таких проблем специфику.
Стоит также отметить, что именно для Северного Кавказа характерна тема национального суверенитета. Светлана Юрьева Биджева считает, что при правильном государственном воздействии на национальные отношения в этом регионе, вопрос о национальном суверенитете исчезнет естественным путем. При этом основание возникновения самого этого вопроса, автор видит в конституционно закрепленной асимметрии Российской Федерации. Сложно согласиться с указанной позицией, тем более что унификация и переименование государственных должностей, предлагаемые С.Ю.Биджевой в качестве способа разрешения рассматриваемой проблемы, вряд ли позволят преодолеть те негативные обстоятельства, которые влияют на разрешение национального вопроса на Северном Кавказе. Еще одной актуальной для Российской Федерации является неуправляемый характер миграции, вызывающий чрезмерный приток иностранных граждан из стран ближнего зарубежья, что также влечет обострение межэтнических отношений. Указанная проблема рассматривается и на государственном уровне в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В целях разрешения указанного вопроса, Концепцией предлагается: а) улучшение правовой базы противодействия незаконной миграции; б) совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации; в) создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий; г) противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность; д) разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий и другие меры.
Несовершенство миграционного законодательства, отмечаемое многими авторами, влияет на обострение национального вопроса в России. Но, как уже упоминалось ранее, правовая база регулирования межнациональных отношений также далека от совершенства. Не смотря на не теряющую своего значения проблему этнических конфликтов и экстремизма на национальной почве, в современном российском государстве существует крайне мало правовых актов, регулирующих национальный вопрос. Стоит все же отметить, что на сегодня, безусловно, положительными тенденциями в деятельности государства в рассматриваемой области являются создание государственных органов и структур, а также издание отдельных федеральных актов, направленных на урегулирование межнациональных отношений, и закрепляющих усиление ответственности за правонарушения, совершенные по национальным мотивам. Кроме того, недавние перестановки в административных аппаратах ряда «проблемных» субъектов России также должны оказать положительное воздействие на общее состояние в исследуемой области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В завершение рассматриваемой темы, можно отметить, что межэтнические отношения действительно являются весьма актуальной проблемой для современной России. Российская Федерация как многонациональная страна на протяжении всей своей истории постоянно сталкивалась с обострением национального вопроса в отдельных ее регионах. Тенденции к возникновению проблем в этой области характерны и для современного российского государства. При этом основными процессами в данной области являются сближение и ассимиляция родственных народов с одной стороны, и взаимное дистанцирование между преобладающей нацией и этническими меньшинствами с другой. Правовая база регулирования межэтнических отношений в Российской Федерации представлена значительным, но недостаточным количеством нормативно-правовых актов. Основы такого регулирования содержатся в Конституции Российской Федерации. Отдельные положения, касающиеся разрешения национального вопроса, содержатся в ФЗ «О национально-культурной автономии» и ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Важным также является использование международного опыта в данной области.
Серьезное практическое значение в рассмотренной области имеют Указы Президента РФ № 803 и 602, так как они во многом непосредственно направлены на разрешение практических проблем, а не ограничиваются только лишь общими указаниямина. Но все же основным на данный момент актом, направленным на гармонизацию межнациональных отношений, выступает долгосрочная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации. В ней содержатся четкие направления и меры осуществления государственного управления в этой области. Основным органом государственной власти, осуществляющим управление в области межнациональных отношений, является Министерство регионального развития Российской Федерации. На него возложены полномочия по практической исполнительной деятельности в этой сфере. Также важным органом, действующим при Министерстве регионального развития Российской Федерации, выступает Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, деятельность которого позволяет учесть национальные интересы представителей различных народов России. Субъектами Российской Федерации также активно поддерживается идея разрешения проблем в сфере межэтнических отношений, в результате чего ими также принимаются региональные концепции национальной политики, а также создаются специализированные органы. В ходе написания аналитической записки по теме «Правовое регулирование межэтнических отношений в Российской Федерации» удалось достигнуть первоначально поставленной цели и решить все вышеуказанные задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|