Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход одной части речи в другую




Основные способы словообразования

А) Морфологический способ

Приставочный способ

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

·   имена существительные (пра- прабабушка):

·   имена прилагательные: (приставка пре- предобрый);

·   местоимения: (кое-  кое-кто);

·   глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный: (про- прочитать);

·   наречия: (не- невесело).

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

·   имена существительные (помощНИК, учиТЕЛЬ, храбрОСТЬ)

·   имена прилагательные (заботЛИВый, весенНий, гусИНый, серЕНЬКий)

·   наречия, оканчивающиеся на О: (медленнО, бесшумнО)

Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. (ПОДснежНИК)

Бессуффиксный способ

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

·   Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и-, получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход. (вход, повтор, вылет, рассказ, спор)

·   Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий, получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль. (т ишь, сушь, высь, синь, зелень)

Сложение

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

(диван-кровать, драмкружок, пароход, лесостепь, овощехранилище). Основы могут соединяться при помощи соединительных гласных -о-, -е- (чернозём, сталевар) или без помощи соединительных гласных (завуч, спецкор).

При соединении основ без соединительных гласных образуется сложносокращённое слово — аббревиатура (от лат. abbreviare — сокращённо излагать).

1. Типы аббревиатур Сложение сокращённой основы и целого слова. Примеры Физкультура, главврач, оргстекло.
2. Сложение начальных частей основ (слоговая). Завуч, спецкор, мопед.
3. Сложение начальных зву­ков основ (звуковая). БАМ, ЛЭП, вуз.
4. Сложение названий началь­ных букв основ (буквенная). ВВС, ЭВМ, МГУ.
  Комбинированный тип (сло­говой + звуковый или бук­венный тип; звуковой + буквенный и др.). Самбо, завуч, КамАЗ.

 

Б) Неморфологические способы словообразования

Сращение словосочетания в одно слово

Слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных. (Быстрорастворимый, вечнозелёный)

Переход одной части речи в другую

Переход одной части речи в другую. (В город приехало новое лицо. Я люблю все новое)

3. Образование омонимов, т.е. слов, пишущихся и звучащих одинаково, но имеющих абсолютно разные лексические значения: кулак (сжатые пальцы) => кулак (сословие)

 

4. Понятие о грамматическом значении, грамматической форме и грамматической категории. Основные средства выражения грамматических значений в современном русском языке.

Грамматическое значение слова изучает морфология.

Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой. Грамматическое значение представляет собой абстрактное понятие, абстрактное языковое содержание, заключенное в грамматической форме и отвлеченное от лексического содержания слова.

Лингвист академик Лев Владимирович Щéрба: "Глóкая кýздра штéко будланýла бóкра и курдячит бокрёнка". Грамматическое значение – это не только абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова, но значение (значения), присущее целому классу слов.

Грамматическое значение предполагает наличие другого (или других) грамматического значения (или значений), однородного и соотносительного с ним.

Совокупность однородных, соотносительных грамматических значений составляет грамматическую категорию.

Грамматическая категория – это еще более абстрактное понятие, которое является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамматических формах.

Г рамматическая категория времени характеризуется абстрактным значением отношения к временнóй точке отсчета и противопоставленностью частных значений – настоящего, прошедшего и будущего времени; категория падежа характеризуется самым отвлеченным значением отношения и противопоставленностью частных отношений – объектного, субъектного, определительного и т.д.

Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамматического значения (часто нескольких значений) в каждом конкретном случае употребления слова. (сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой, (о) сестре, сёстры, сестёр, сёстрам, сестёр, сёстрами, (о) сёстрах – это разные грамматические формы одного и того же слова) Каждую отдельную грамматическую форму называют также словоформой.

Вариантные формы - отдельные группы слов образуют формы, тождественные по своему грамматическому значению, но различные внешнему выражению: чая и чаю; рекой и рекою; стеной и стеною; годы и годá. Они могут различаться стилистически, они могут быть закреплены за разными лексическими значениями слова (как в крае и в краю), различать свободное употребление слова и фразеологически связанное (как капает и каплет) и т.д.

Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший ) или сочетанием двух словоформ ( спел бы, буду петь, более новый).

Парадигма – совокупность всех форм одного и того же слова. Ее называют еще полной парадигмой (если слово обладает всеми "полагающимися" ему формами).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...