Эллинистический период античной философии
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н. э. (т. е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т. е. до падения Рима в 476 году, захваченного варварами – германцами. Но к этому времени Римская империя уже раскололась на две части – Западную и Восточную (Византию). Поэтому конец античной философии связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах. В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалась развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм и т.д.) Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При это завоеванные греки «покорили» своих завоевателей оказав громадное влияние на все сферы римской культуры. Под влиянием греческой культуры начинается развитие римской философии. Римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие греческих школ, поэтому в период I в. до н.э. по VI в. можно говорить о существовании Греко – римской философии. Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе), поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.
Классификация школ эллинистического периода
Источники Философские Виднейшие направления представители
Скептицизм Термин скептицизм происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колебание». Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пиррон; виднейший представитель скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик. Пиррон 360 – 270 гг. до н.э. Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливом? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса: 1. что есть то, что нас окружает? 2. как мы должны к этому окружающему относиться? 3. что следует из должного отношения?
Секст Эмпирик
Философские воззрения. История философии. Секст в своих работах подробно их анализирует. Поэтому книги являются ценными источником сведений по античной философии. Скептический метод. В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но лучше вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет брести невозмутимость, что и является целью философии. Судьба скептицизма. Он был забыт в эпоху Средневековья. И только в XVI-XVII вв. он возрождается в европейской философии в виде «нового пирронизма». Стоицизм Три периода в истории стоицизма
Философские воззрения. Стоики делали науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с яйцом.
Рис.1 - Скорлупа яйца – логика, белок – физика, желток – этика.
Физика. Космос. – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящиеся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (Бог). Космология и космогония. Саморазвитие мира происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнем. В начале нового цикла творческий огонь – логос, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя четыре стихии, а из них все тела в мире. Космология принимается аристотелевская. Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единое целое.
Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе (примером такого мудреца считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зла и тем самым играющих роль теодицеи – оправдания Бога.
Аргументы, оправдывающие существование в мире зла
Судьба учения. Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода. Ряд его идей вошел в неоплатонизм, значительное влияние оказал стоицизм на становление христианской философии, а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживается и некоторое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу. Обратился также и Делёз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|