Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стоицизм: истоки и влияние




 

Эпикуреизм

Эпикуреизм философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55) гг. до н. э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.

Эпикур. 342 – 271 гг. до н. э.

 

Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.

Философские воззрения. Главная цель философии – достижение счастья.

Этика. Высшее благо в жизни- наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственное удовольствия!). Желания делятся на несколько категорий

 

Виды желаний Примеры Должное отношение
Естественные и необходимые Простая еда, одежда и т.п. Необходимо удовлетворять
Естественные, но не необходимые Половая жизнь Удовлетворять умеренно
Не естественные и не необходимые Предметы роскоши, почет, слава и т.п. Полный отказ

 

Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперником – стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения.

 

Кинизм

 

Название школы произошло от названия холма в Афинах и расположенном на нем гимназии «Киносарг» («Золотой пес»), где занимались первые киники («Собачий»), отсюда название кинизма – «собачья философия»; на латыни название последователей этой школы – cynici – циники (отсюда происходит слово «цинизм»).

Основоположник кинизма – Антисфен (444 – 368гг. до н. э.).

 


Философские воззрения. Книги не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских материалов идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости.

Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным, пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и начали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без отечества» Диоген применяет к себе с гордостью.

 

Неоплатонизм

Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.

Философские воззрения. В неоплатонизме до придела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало – это Единое = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоянии сверхразумного экстаза (в переводе с древнегреческого «экстаз» - это смещение, перемещение восторг.). Единое = Благое Плотин сравнивает с Солнцем. И как от солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация, порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи.

Распространение эманаций за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время и сама существует во времени.

Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании.

 

Плотин: космогония

 

Единое = Благо

Бытие = Ум (Нус)

Мировая душа

Телесный космос


Заключение

Схема 1 - Влияние античной философии на христианскую


Список литературы

Гриненко Г.В. История философии; Учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Юрайт – Издат., 2005 – 685с.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник – М.: Гардарики, 2000 – 816с.

Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911. С. 77.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...