Стоицизм: истоки и влияние
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Эпикуреизм Эпикуреизм – философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55) гг. до н. э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи. Эпикур. 342 – 271 гг. до н. э.
Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах. Философские воззрения. Главная цель философии – достижение счастья. Этика. Высшее благо в жизни- наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственное удовольствия!). Желания делятся на несколько категорий
Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперником – стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения.
Кинизм
Название школы произошло от названия холма в Афинах и расположенном на нем гимназии «Киносарг» («Золотой пес»), где занимались первые киники («Собачий»), отсюда название кинизма – «собачья философия»; на латыни название последователей этой школы – cynici – циники (отсюда происходит слово «цинизм»).
Основоположник кинизма – Антисфен (444 – 368гг. до н. э.).
Философские воззрения. Книги не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских материалов идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости. Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным, пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и начали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без отечества» Диоген применяет к себе с гордостью.
Неоплатонизм Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний. Философские воззрения. В неоплатонизме до придела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало – это Единое = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоянии сверхразумного экстаза (в переводе с древнегреческого «экстаз» - это смещение, перемещение восторг.). Единое = Благое Плотин сравнивает с Солнцем. И как от солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация, порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи. Распространение эманаций за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время и сама существует во времени.
Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании.
Плотин: космогония
Единое = Благо Бытие = Ум (Нус) Мировая душа Телесный космос Заключение Схема 1 - Влияние античной философии на христианскую Список литературы Гриненко Г.В. История философии; Учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Юрайт – Издат., 2005 – 685с. Спиркин А.Г. Философия: Учебник – М.: Гардарики, 2000 – 816с. Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911. С. 77.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|