Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика царизма на Беларуси по религиозному вопросу в первой половине 19в.




Основным содержанием конфессиональной политики на территории Беларуси было восстановление утраченных позиций православия. Однако формы и методы во время правления Александра I и Николая I были неодинаковыми. Несмотря на свое господствующее положение, в эпоху императора Александра I православная церковь находилась в тяжелом материальном и моральном положении. Верующими в основном были крепостные, бедная шляхта и мещане. Дворянство, в основном католическое, мало заботилось об устройстве православных приходов. Более того, участились случаи перехода православных в католичество, объединение православных с униатами остановилось. Большой свободой пользовалось католичество и даже протестантизм. С разрешения императора по всей Беларуси утверждались иезуитские миссии. Полоцкий иезуитский коллегиум приказом от 12 января 1812г. был возведен в ранг академии с правами университета. Только после войны 1812 г., в ходе которой выявилось сотрудничество католического духовенства с наполеоновской администрацией, иезуиты были выдворены из России, а их имущество конфисковано. Был закрыта и Полоцкая академия.

Активизация католицизма отразилась на положении униатской церкви Беларуси. Разъезжая по униатским приходам, католические ксендзы объявляли, что как будто есть предписание российского правительства неотложно присоединить униатов к католикам. Случались насильственные захваты католиками униатских храмов. Значительный вред авторитету униатской церкви нанесли базилиане, сторонники дальнейшей латинизации церковной унии. Польские история, язык и литература были основными предметами базилианских школ. Иерархи униатской церкви жаловались в Санкт-Петербург, в результате чего в 1805г. католическая коллегия был разделена на 2 департамента: католический и униатский, а в 1830г. было запрещено склонять униатов в католичество. Однако борьба внутри самой униатской церкви между базилианами и белым духовенством не прекращалось. В 1822г. министр духовных дел и народного образования А. Голицин предложил униатскому департаменту закрыть базилианские монастыри, которые находились в населенных пунктах в православным населением, в результате чего в Белорусской базилианской провинции осталось 18 монастырей, в Литовской – 12.

Чтобы поднять престиж православной церкви и повысить образовательный уровень духовенства в конце 20- начале 30-х годов была проведена церковная реформа, которая коренным образом изменила положение православной церкви в Российской империи, а следовательно и в Беларуси. Еще в 1826г. распоряжением императора католикам запрещалось строить часовни в местности, где большинство населения были православными. В 1827-1830гг. были проведены мероприятия, направленные на реформирование униатской церкви и сближение ее с православием. Была создана отдельная греко-униатская коллегия, 4 униатские епархии реорганизованы в Белорусскую и Литовскую. В базилианские монастыри приказывали принимать только одних униатов, в службах использовать «местный диалект». Предусматривалась также ликвидация зависимости униатского духовенства от помещиков-католиков. В основу униатского вероисповедания была положена православная система образования. В Виленскую католическую семинарию запрещалось принимать униатов, для которых была создана отдельная семинария в Жировичах (1828). Одновременно происходило очищение униатской церкви от латинских обрядов.

Польское восстание 1830-1831гг. определило судьбу униатской церкви. Для укрепления позиций православия на Беларуси в 1833г. была создана Полоцкая епархия. Деятельность иерархов униатской церкви, сторонников объединения с православием, принимает более целенаправленный и объективный характер. Однако поспешность в процессе объединения церквей, которая зачастую сопровождалась неумелыми действиями местной администрации, не только возмущала униатских священников, но и вызывала крестьянские восстания. Рост недовольства среди крестьян привел к изменению тактики в деле объединения церквей. «Наивысший наказ» от 13 января 1834г. предписывал православным епископам действовать «осторожно и не спеша», а униатским – «осторожно и постепенно» очищать униатскую церковь от латинства.

В мае 1835г. был основан Тайный комитет по делам униатской церкви, в рамках которого была сконцентрирована вся деятельность по объединению двух конфессий. В январе 1837г. управление униатской церковью перешло к Святейшему Синоду. После смерти униатского митрополита Иосафата Булгака (1838) – противника объединения, главой греко-униатской коллегии был назначен епископ Василий Лужинский. Наиболее спокойно дело объединения проходило в Литовской епархии. Из 1057 служителей униатской церкви за объединение высказалось 760. В Полоцкой епархии из 680 церковных деятелей согласие дали только 186. Чтобы ускорить объединение в конце 1838г. в Беларусь прибыл представитель обер-прокурора Святейшего Синода надворный советник Скрипицин. Вместе с И. Семашко они добились согласия большинства униатского духовенства на объединении. 12 февраля в Полоцке епископами был подписан «Соборный акт» об объединении церквей и написано прошение на высочайшее имя. 26 февраля И. Семашко передал прошение и «Соборный акт» обер-прокурору Святейшего Синода графу М. Протасову, который 1 марта представил их на решение императору. К прошению был приложен список 1305 священников, которые поддержали объединение. 25 марта Николай I утвердил документы. Униатам были оставлены те обряды и обычаи, которые не перечили сущности православия. Всего в 1839г. объединились около 1607 приходов и более 1млн. 600 тыс. человек. Однако в 1839г. уния была ликвидирована не везде. Униаты остались в Холмской епархии. Объединение на этой территории произошло в 1875г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...