Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические аспекты философии

ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Этические аспекты философии

Философия представляет собой форму познания окружающего мира, которая вырабатывает систему знаний о фундаментальных принципах бытия, а также о наиболее общих характеристиках отношения человека к природе, обществу и его духовной жизни. Используя рациональные средства, она стремится создать обобщённую картину мира и места, которое занимает в нём человек. Если мифология и религия опираются на веру, а также фантастические представления о мире, то философия основывается на теоретических методах познания действительности, придавая большое значение обоснованности своих положений. Необходимость философского познания окружающего мира связана с потребностями в поиске мировоззренческих ориентиров, которые регулируют деятельность человека. В ходе развития общества постоянно возникают ситуации, когда сложившиеся ранее ориентиры (например, что такое добро и зло или в чём заключается смысл жизни) перестают обеспечивать преемственность культурных традиций. В восстановлении этой преемственности и заключается социальное предназначение философии, которая пытается отыскать новые мировоззренческие ориентиры.

Первоначально философия выступала в виде нерасчленённого знания о мире, но впоследствии от неё стали отделяться конкретные науки. Одновременно внутри неё формировались относительно самостоятельные области философского знания, которые тесно взаимодействовали друг с другом. К ним стали относить гносеологию, логику, онтологию, эстетику, этику, а также историю философии, философию истории, философию науки, философию права, философию религии и т. д. Взятые в совокупности, различные разделы философского знания обеспечивают всё более глубокое постижение человеком основ его бытия.

Выделение этики как особого раздела философского знания связано с открытием, сделанным в 5 в. до н. э. представителями школы софистов, которые были известны прежде всего как платные учителя красноречия. Это открытие заключалось в том, что общественные установления существенно отличаются от законов природы. Если природная необходимость везде одинакова, то нравы людей подвержены изменениям, а следовательно разнообразны. Поскольку общественные установления не только у разных народов, но и у сменяющих друг друга поколений одного и того же народа различны, возникала проблема их сопоставления с целью выявления того, какие из них лучше. Что касается источника обоснования нравственных норм, то софисты считали им разум. Подхваченные другими древнегреческими мыслителями, их идеи привели к появлению внутри философского знания этической проблематики, связанной с теоретическим обоснованием нравственных норм, ценностей и идеалов.

Согласно традиционному пониманию, уходящему своими корнями во времена античности, этика представляет собой раздел философского знания, предметом изучения которого является мораль. Её название произошло от греческого слова «ethos», означающего «нрав, обычай». Содержанием этого слова первоначально служили правила, порождённые совместным проживанием людей. Однако по мере развития общества сфера интересов этики расширялась, включая в себя также изучение добра и зла, смысла жизни, сострадания, самопожертвования и т. д. Таким образом, этика представляет собой науку, а мораль – предмет её изучения, хотя в обычном словоупотреблении они часто отождествляются.

Этика является философской дисциплиной, имеющей сложную структуру, которая допускает различные представления. Так, в ней можно выделить следующие разделы: (1) историю этики и морали, которая описывает развитие этических учений, а также происхождение и эволюцию морали; (2) теорию морали, содержащую учение о сущности, основных принципах и категориях, а также структуре, функциях и закономерностях морали; (3) нормативную этику, дающую обоснование моральных принципов и норм; (4) прикладную этику, включающую в себя совокупность принципов, правил и норм, которые ставят перед собой цель научить людей должному поведению; (5) экологическую этику, которая рассматривает нормы поведения человека по отношению к окружающей среде; (6) этику гражданственности, включающую в себя нормы поведения человека по отношению к государству; (7) ситуативную этику, которая разрабатывает практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям, складывающимся в различных сферах человеческой жизнедеятельности; (8) этику делового общения, вырабатывающую нормы поведения в профессиональной сфере. Структура этики определяется совокупностью основных понятий, которыми она оперирует. Согласно сложившейся терминологии, основные понятия в той или иной области знания называются категориями.

Категории этики представляют собой основные понятия, которые отражают наиболее существенные стороны морали. В отличие от категорий других областей знания, они носят оценочный характер. Во-первых, категории этики можно оценивать с положительной или отрицательной точки зрения (пример, «храбрость» или «трусость»). Во-вторых, они сами могут выступать формой оценки поведения человека («ответственный», «справедливый», «честный» и т. д.). Мы рассмотрим прежде всего те категории этики, которые будут встречаться в последующих разделах, посвящённых представлениям о благополучии как в истории философии, так и у современных философов.

Центральное положение в этике занимает мораль, под которой имеется в виду форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека[1]. Она регулирует поведение человека во всех сферах его жизни (быт, семья, труд и т. д.), хотя и играет в них неодинаковую роль. Мораль того или иного общества предполагает прежде всего нравы, под которыми имеется в виду содержание должного поведения. В жизни общества нравы воспроизводятся силой массовой привычки, а также властью общепризнанной дисциплины и общественного мнения. С другой стороны, они не только поддерживаются силой заведённого порядка, но и получают идейное обоснование в виде представлений людей о том, как им следует поступать. Такие представления принимают форму моральных норм, принципов и идеалов. Моральные нормы представляют собой повеления, которые люди должны неукоснительно выполнять в самых различных ситуациях. Что касается моральных принципов, то под ними имеются в виду требования, которые касаются нравственной сущности человека, а также его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений и между людьми. Наконец, нравственный идеал понимается в этике как представления о человеке, который воплотил в себе наиболее высокие моральные качества.

Фундаментальную роль в этике играют понятия блага, а также добра и зла. Понятие блага используется для обозначения предметов и явлений, которые имеют положительную ценность. Оно формируется на основе отношения людей к внешнему миру, которое складывается в процессе их практической деятельности. Природные и социальные явления становятся благом постольку, поскольку они удовлетворяют человеческие потребности. Частным случаем блага является добро, которое всегда рассматривается вместе со своей противоположностью – злом. С помощью понятий добра и зла осуществляется разграничение нравственного и безнравственного, т. е. того, что имеет положительное и отрицательное моральное значение. Добро представляет собой то, что отвечает содержанию требований нравственности. Что касается зла, то под ним имеется в виду то, что противоречит содержанию этих требований.

Обращаясь к деятельной стороне усвоения добра, мы приходим к понятию добродетели. Под добродетелью имеется в виду характеристика моральных качеств личности, которым придаётся положительное значение. Понятие добродетели отражает активную роль отдельного человека, рассматриваемого как носитель нравственности. В истории культуры его содержание связывалось с такими качествами, как мужество, справедливость и др. Мужество представляет собой моральное качество, которое характеризует поведение человека, отличающегося выдержкой, самообладанием, самоотверженностью, смелостью, стойкостью, а также чувством собственного достоинства. Оно выражается в способности человека к решительным действиям в опасной и сложной ситуации, в умении мобилизовать свои силы для достижения поставленной цели и в готовности к самопожертвованию. Справедливость представляет собой характеристику положения вещей, которое рассматривается как должное. Эта характеристика исходит из признания равенства между людьми, а также необходимости соответствия между деянием человека и воздаянием ему за совершённое им добро или зло, заслугами людей и их признанием со стороны общества, правами и обязанностями человека, практической ролью людей и их социальным положением.

Завершая краткий обзор категорий этики, обратимся к понятиям смысла жизни и счастья, которые характеризуют личностное отношение человека к жизни. Один из главных вопросов, с которыми сталкивается человек в стремлении осознать своё Я, является вопрос о смысле жизни, т. е. вопрос «Зачем я живу?». Смысл жизни представляет собой характеристику отношения к жизни, которая включает в себя не только непосредственное бытие индивида, но и его социальную деятельность, соотнесённую с системой ценностей и детерминированную личностной мотивацией. Он предполагает указание на то, во имя чего необходима деятельность, предписываемая моральными нормами. Смысл жизни оказывается для человека стержнем, на котором держится его Я и без которого он сам не может существовать. Он не даётся человеку готовым, а обретается им в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Понятие счастья означает состояние человека, которое соответствует наибольшей удовлетворённости условиями бытия, а также полноте жизни и осуществлению своего назначения. Оно является эмоциональной формой нравственного идеала, означающей исполнение устремлений личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...