Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символический интеракционизм Дж.Г.Мида




По собственному признанию символических интеракционистов, наиболее значимым трудом в этой области до сих пор являет­ся работа Дж. Мида «Сознание, личность и общество» [Mead, 1934]. Она была опубликована через три года после его скоропостижной смерти в 1931 г. В ней изложены его основные социально-психоло­гические концепции.

При жизни Мид не опубликовал ни одной социально-психо­логической работы. Для него была характерна так называемая устная традиция, т.е. он развивал свои научные концепции лишь в лекциях по социальной психологии, которые около 40 лет он читал на социологическом факультете Чикагского университета, где возглавлял кафедру философии и социальной психологии.

Блумер, его ученик, всячески пропа­гандировал и подчеркивал значимость идей Мида под названием «символический интеракционизм». Блумер ввел это понятие в 1937 г., а затем оно получило широкое распространение [Абельс, 1999].

 

Символическая коммуникация

Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, пред­ставители символического интеракционизма уделяют особенно боль­шое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. об­щению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.

По мнению Блумера, символический интеракционизм базируется на трех основных предпосылках:

· Первая предпосылка указывает, что люди действуют в отношении «ве­щей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под «вещами» здесь понимается все, что человек воспринимает в ок­ружающем мире: физические предметы; других людей; социальные категории, например друзей и врагов; социальные институты — школу, правительство; идеалы — личную свободу и честность; поступки других людей — их приказы и пожелания; и ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни.

· Во второй предпосылке утверждается, что значения вещей со­здаются или возникают во взаимодействии с социальным окру­жением.

· Третья теоретическая предпосылка указывает, что эти зна­чения используются и изменяются в процессе интерпретации че­ловеком окружающих вещей».

Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Мид их называет «значимыми жестами» или «символами». «Жесты становятся значимыми символами, — писал он, — когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других инди­видов». Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать симво­лы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация – главный при­знак, выделяющий человека из животного мира. Личность не может формироваться вне общества.

Сознание:

1. использование символов для обозначения объектов окружающей среды;

2. выработка вариантов альтернативных действий по отношению к этим объектам;

3. репетиции в воображении (идеальный план действия, поэтому многие наши действия не осуществляются в реалии).

Для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого», т.е. войти в поло­жение того человека, которому адресована коммуникация, и по­смотреть на себя его глазами. Только при этом условии, по мне­нию Мида, индивид превращается в личность, в социальное су­щество, которое способно сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком.

Поведение индивида в группе, отмечает Дж. Мид, «...является результатом принятия данным индивидом уста­новок других по отношению к самому себе с последующей крис­таллизацией всех этих частных установок в единую установку, или точку зрения, которая может быть названа установкой "обобщен­ного другого"». Общество мыслится лишь как коммуникация.

Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой лич­ности, ролью и референтной группой.

 

Структуры личности

Три основных компонента в структуре личности: /, те, self.

· Первый компонент — I (дословно — Я) — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.

· Второй компонент — те (дословно — меня, т.е. каким меня должны видеть другие) — это рефлексивное нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, осно­ванный на учете ожиданий-требований значимых других лю­дей и прежде всего «обобщенного другого». Это рефлексив­ное Я как бы контролирует и направляет импульсивное Я в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления со­циального взаимодействия.

· Третий компонент — self («самость» человека, личность, лич­ностное я) — представляет собой совокупность импуль­сивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие.

Личность понимается как активное творческое существо, которое способно оценивать и кон­струировать собственные действия. Активное творческое начало личности - основа развития не только самой личности, но и объяснение тех измене­ний, которые происходят в обществе. Случайные вариации и отклонения импульсивного Я и приводят к тому, что появляются новые шаблоны поведе­ния в обществе. Следовательно, изменения в обществе носят случайный характер и не подчиня­ются каким-либо закономерностям, а их причина заключается в личности.

Трехкомпонентная структура личности перекликается с моделью структуры личности, разработанной 3. Фрейдом. Можно провести некоторую аналогию между интеракционистским импульсивным Я (I) и подсознательным фрейдовским Оно (Id), между рефлек­сивным Я (те) и фрейдовским сверх-Я (super-ego), а также между понятием личностного Я (self) у интеракционистов и Я (ego) у Фрейда. Но если у Фрейда функция сверх-Я (super-ego) заключает­ся в том, чтобы подавлять инстинктивное, подсознательное нача­ло, то у интеракционистов функция рефлексивного Я (те) зак­лючается не в подавлении, а в направлении действий личности, необходимом для достижения успешной социальной интеракции. Если личность, Я (ego) у Фрейда — это поле вечного сражения между Оно (Id) и сверх-Я (super-ego), то у интеракционистов личность (self) — это как бы поле сотрудничества. Главное внимание фрейдистов направлено на исследование внутренней напряжен­ности, конфликтного состояния личности. Интеракционисты же занимаются прежде всего исследованием такого состояния и пове­дения личности, которое характерно для процессов успешного сотрудничества данной личности с другими людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...