Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения Чикагской школы.




· Значение любого понятия возникает исключительно в социальном взаимодействии, не определяется свойствами объекта

· Объект есть то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии

· Чтобы понять жизнь группы нужно идентифицировать мир ее объектов в терминах значений этой группы

· Пять стадий становления коллективного (группового) представления о социальной проблеме:

1. возникновение социальной проблемы (о чем все говорят)

2. легитимация проблемы (проблема принимает общепринятое значение)

3. мобилизация действий в отношении проблемы (вырабатывается перечень альтернативных действий по отношению к проблеме)

4. формирование плана действий (выбирается и разрабатывается конкретный план действий)

5. трансформация плана в ходе его эмпирического осуществления (наши действия будут меняться)

Сравнение:

Чигагская Айовская
Г. Блумер (1900 – 1987) 1.Описательные методвы, отсутствие точных определений 2.Личность – процесс непрерывного изменения в результате взаимодействия между I и me 3.Поведение объяснимо, но не предсказуемо 4.Ролевое поведение – role-making М. Кун (1911-1963) 1.Операционализация понятий, эмпирическая проверка 2.Теория самооценки личности – внимание к рефлексивному Я (смотря на себя глазами обобщенного другого мы оцениваем себя, формируя самооценку) 3.Поведение предсказуемо на основе интернализованных ожиданий (ролей), (мы в согласии с мешком своих ролей, но от нас требуют другого или иначе, конфликт ролей, перенапряженность от переизбытка ролей). 4.Ролевое поведение – проигрывание и принятие роли

1. Блумер выступает против операциональных определений, против применения в со­циальной психологии таких методов исследования, как тесты, шкалирование, эксперимент и т.п., так как личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людьми находится в процессе постоянного изменения. Поэтому для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь изучение документов, различного вида наблю­дения, интервью и т.п. М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей зада­чей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпи­рическим путем. Ради этого он вводит операциональные определе­ния и идет даже на определенную модернизацию и изменение не­которых мидовских теоретических концепций.

2. Методологические различия между школами Г. Блумера и М. Куна особенно отчетливо проявляются в их трактовке структуры личнос­ти. Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет не­повторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным Я и рефлексивным Я, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения дру­гих людей. М. Кун в своих концепциях и исследованиях, по существу, игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. Таким образом, личность превращается лишь в рефлексивное Я и поэтому поведе­ние личности (в принципе) можно предсказать на основе интернализованных ожиданий.

3. Блумер - Социальные установки личности не носят стабильного характера. Следовательно, невозможно однозначно выделить фак­торы, детерминирующие поведение личности, поэтому поведение личности можно как-то объяснить, но невозможно предсказать. Согласно Куну, если мы знаем референ­тную группу индивида, мы можем предсказать самооценку лично­сти, если мы знаем самооценку личности, мы можем предсказать ее поведение». Кун и его сторонники рассматривают личность как структуру социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей, и при­дают им решающее значение в детерминации поведения личности. «Операционально сущность личности можно определить... как отве­ты, которые индивид дает на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы такой?", обращенный к нему другим лицом». Это определение было использовано Куном при разработке в 1950 г. так называемого «теста 20 ответов по самооценке» («twenty statements self attitude test»), или теста «кто я». Суть теста заключается в том, что испытуемого или группу испытуемых просят в течение 12 мин дать 20 различных ответов на обращенный к самому себе один вопрос: «Кто я такой?» В инструкции подчеркивается, что от­веты должны даваться в том порядке, как они приходят в голову испытуемому независимо от логики и «важности» тех или иных ответов. Полученные ответы обрабатываются при помощи контент-анализа и шкалы Гутмана. Полученные ответы были подразделены авторами на две категории: а) консесуальные ответы, характери­зующие социальный статус и роль испытуемого, его принадлеж­ность к определенной группе; к этой категории относятся ответы такого типа, как «студент», «дочь», «гражданин» и т.п.; б) субконсесуальные ответы, относящиеся к индивидуальным характерис­тикам, например «толстый», «невезучий», «счастливый».

4. Различие в методологических принципах Чикагской и Айовской школ находит свое отражение и в их подходах к ролевому поведению. Для Блумера ролевое поведение, для обозначения которого часто ис­пользуется термин «делание роли» («role-making»), представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Он считает, что культурные нормы, статусы и ролевые отношения являются лишь определенной сферой, в рамках которой осуще­ствляются социальные действия, но не решающими факторами, определяющими эти действия. В противоположность Чикагской шко­ле Кун, придает решающее значение роле­вым факторам. Представители Айовской школы предпочитают говорить не о «делании роли», а об «исполнении», «проигрывании» роли или о «принятии роли», фактически исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности.

Критикуя интеракционистов некоторые зарубежные авторы отмечают, что теория символического интеракционизма может дать представле­ние о том, как происходит взаимодействие, но не может объяс­нить, почему человек поступает тем или иным образом [Meltzer, Petras, 1972, p. 20]. В качестве существенного недостатка символи­ческого интеракционизма можно назвать и игнорирование им роли эмоций в человеческом поведении. Вместе с тем следует отметить, что в последнее время наблю­дается все возрастающий интерес к идеям символического интер­акционизма.

 


33. Теории референтной группы.

В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной группы, большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида.

  • Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей.
  • Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Нькомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.
  • Окончательное утверждение понятия «референтная группа» в западной социальной психологии связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. Основные идеи М. Шерифа по этому вопросу выражены в его книге «Основы социальной психологии». Он также подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в «систему отсчета» не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей «картины мира».
  • Весьма существенный вклад в разработку проблемы референтной группы внес известный американский социолог Р. Мертон, который занимается и социально-психологической проблематикой. Он применил понятие референтной группы в своей работе 1950 г., написанной в соавторстве с А. Китт. Данная работа была посвящена как бы вторичному анализу результатов, полученных в широко известном исследовании «Американский солдат», в котором анализировались социальные установки и поведение американских солдат, воевавших во время Второй мировой войны в Европе. В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он отмечает, что понятием «референтная группа», обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой. Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептивными процессами.

На этом основании Келли выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную.

  1. Нормативная функция для того, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им. Эти стандарты поведения обычно называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как нормативную. Группа может выполнять эту функцию, если она в состоянии вознаграждать индивида за конформность и наказывать за неконформность.
  2. Сравнительно-оценочная функция референтной группы заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции.

Келли отмечает также, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой, как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к которой он причисляет себя психологически.

Вывод: Понятие референтной группы может служить инструментом для изучения социально-психологических механизмов взаимодействия объективного социального положения личности и ее социальных установок, для выявления некоторых механизмов взаимодействия между мотивацией индивида и социальной структурой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...