Выписки.. Лекция №5
Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т. е. к переработке информации за счет ее свертывания. Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается. Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемые текстуальный̆ конспект, который̆ представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом.
В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы. Например, вопросно-ответный конспект «Стили педагогического общения»
Очень удобно пользоваться схематической записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию. Наиболее распространёнными являются схемы типа " генеалогическое древо" и " паучок". В схеме " генеалогическое древо" выделяются основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности " сверху-вниз" - от общего понятия к его частным составляющим. В схеме типа " паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который̆ составляет " тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их на схеме так, что они образуют " ножки паучка". Для того, чтобы усилить их устойчивость, нужно присоединить к каждой̆ " ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без пояснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. В схеме можно использовать фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале при ответе. Можно воспользоваться смешанным (комбинированным) способом конспектирования. Такие конспекты представляют собой сочетание всех (или нескольких) перечисленных способов. При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что: 1. Записи должны быть убористыми, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость. 2. Запись полезно делить, для этого используются: - подзаголовки, - абзацные отступы, - пробельные строки. Все это организует запись. 3. Нужно пользоваться оформительскими средствами: -делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчёркивай (например, вертикальные), - заключать законы, основные понятия, правила и т. п. в рамки, -пользоваться при записи различными цветами, -писать разным шрифтом. 4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию. 3). Систематизация и хранение информации Отберите нужный̆ материал, собранный̆ при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей̆, выписок, газетных и журнальных вырезок. На карточку заносятся факт, вопрос, теоретические положения. Над каждой̆ выпиской̆ указывают проблему выписки, а также библиографическую справку источника (фамилию автора, название книги, год издания, страницу). Карточки в картотеке помещают в определенные рубрики. Хранить следует самый̆ существенный̆ материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой̆ научной̆, учебной̆, методической̆ литературой̆ и публикациями периодики.
Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации и хранении информации. Так, в компьютере можно организовать информационное пространство своей̆ исследовательской̆ работы, использую правила.
Лекция №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|