Особенности регламентации организации управленческого труда
Понятие регламентации Совершенствование организации управленческого труда на научной основе требует соответствующих форм и методов. Отечественный и зарубежный опыт убеждает: необходимы не только систематическая и целенаправленная работа по улучшению организации труда, но и отражение ее результатов, принятого рационального варианта в соответствующих нормативных документах. Такие документы носят обязательный или рекомендательный характер. Как отмечалось, одним из основополагающих принципов организации управленческого труда (НОУТ) является принцип регламентации. Регламентация означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов, параметров и т. п. по каждому элементу организации труда. Регламентация должна быть научно обоснованной и основываться не на произвольных решениях отдельных лиц, а на объективных закономерностях, присущих организации труда. Научная организация труда любой категории работников всегда предполагает большую меньшую степень регламентации. Это очевидно, поскольку научный подход предполагает внесение в организацию труда строгого порядка, необходимой последовательности в выполнении работы, четких требований к результатам. Без регламентации это осуществить невозможно. Как утверждал известный американский специалист в области управления Г. Эмерсон, "предприятие, лишенное стандартных писаных инструкций, неспособно к неуклонному, движению вперед... Пять лет планового и регистрируемого движения вперед дают больше, чем двадцать лет случайных попыток, результаты которых остаются только в памяти сменяющихся служащих" [1]. Необходимость регламентации отдельных сторон управленческой деятельности подчеркивалась и другими зарубежными исследователями, Так, разработанный известным немецким социологом М. Вебером тип административной организации основывается на принципах, предполагающих регламентацию функций, прав и обязанностей каждого звена системы управления. В частности, один из его принципов подчеркивает, что деятельность производственно-хозяйственной системы должна регулироваться "последовательной системой абстрактных правил" [2]. Разработка систем стандартов, общих правил, по его мнению, вызвана необходимостью обеспечить единообразие в осуществлении функций управления, независимо от лиц, выполняющих их. Четкие правила и инструкции исключают возможные отклонения при выполнении заданий, вызываемых индивидуальными различиями. Вместе с тем многие исследователи начала века, занимающиеся проблемами управления, указывали на чисто формальную сторону "веберовской организации", на игнорирование неформальных отношений в системе организации.
Идеи регламентации отдельных сторон организации управленческого труда находят применение и в современных западных моделях управления. Так, модель Гарцбурга, разработанная в середине 60-х годов и нашедшая широкое применение на немецких предприятиях [3], предполагает жесткую регламентацию сфер деятельности, квалификационного уровня сотрудников, четко очерченных задач и заданий. Но в то же время модель предусматривает возможность самостоятельных квалифицированных действий сотрудников в рамках поставленных задач, за которые он несет полную ответственность перед своим непосредственным руководителем.
Формы регламентации Осуществляя регламентацию управленческого труда, нужно прежде всего установить форму регламентации, или степень ее "жесткости" применительно к тому или иному элементу организации труда.
Можно выделить две формы регламентации: жесткую регламентацию и саморегламентацию, когда работник сам, пользуясь разработанными рекомендациями, осуществляет свободный выбор наиболее приемлемого метода, порядка, последовательности выполнения работы. Постановка вопроса о регламентации организации управленческого труда иногда вызывает возражение. При этом выдвигается такой аргумент: управленческий труд (за исключением труда технических исполнителей) в значительной степени носит творческий характер, а регламентация его исключает индивидуальные творческие начала, инициативу. Но эти опасения сильно преувеличены. Во-первых, сторонники регламентации не предлагают жесткой регламентации всех элементов организации труда. Степень жесткости должна быть различна как по отдельным элементам, так и по видам работ... Во-вторых, большинству процессов управления присуща цикличность, повторяемость (только на первый взгляд кажется, что ее нет), и, следовательно, есть благоприятные условия для описания таких работ и составления последовательности и способа их выполнения. Это обеспечит поддержание организационной дисциплины в работе аппарата управления. И, что очень важно, лучший порядок выполнения работы будет не только в памяти работников (а они довольно часто сменяются), но и будет закреплен документально. В-третьих, в управленческой деятельности значительный удельный вес занимают формально-логические работы, которые, в отличие от творческих, поддаются регламентации точно так же, как и исполнительские. И, наконец, регламентация - не догма. Любая инициатива по совершенствованию выполнения трудовых процессов может и должна быть рассмотрена, а установленный регламент изменен. Нельзя рассматривать регламентацию как рази навсегда установленную. Но нельзя не считаться и с фактом психологического неприятия регламентации; преодолеть его трудно, как и трудно преодолеть выполнение работы привычным методом. Объекты регламентации Сформулируем ряд положений и требований, которыми следует руководствоваться при регламентации организации труда.
Объектами жесткой регламентации для всех групп работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), независимо от характера выполняемых ими работ, являются: · содержание труда (перечень выполняемых функций, работ и операций, возлагаемых на отдел, группу или отдельного работника) в соответствии с целями и задачами предприятия (организации), рациональным разделением труда и использованием квалификации работников. Для этого необходимо выявить и устранить функции, виды работ и операции, которые не оказывают практического влияния на достижение целей и задач предприятия, и включить те, которые не выполняются, но необходимы; · содержание, объем, периодичность и формы информации, необходимой для выполнения возложенных функций, основных видов работ и операций. При этом выявляется и устраняется из обращения избыточная информация и выявляется информация, которой не хватает для эффективного труда; особое внимание следует обратить на документирование [4]; · информационные связи отделов, групп, исполнителей (кооперация труда), сроки предоставления информации, документов; · квалификационные требования к работникам в соответствии с квалификационными характеристиками, приведенными в квалификационном справочнике; · нормы труда (нормативы численности, нормы управляемости, обслуживания, нормы времени); · организация рабочих мест (их планировка и оснащение); · санитарно-гигиенические условия труда. Степень жесткости регламентации организации процессов труда целиком определяется характером деятельности работника. Не могут быть объектами жесткой регламентации работы и операции, носящие творческий характер. Здесь предпочтительна "саморегламентация", или "самоорганизация", обеспечивающая работнику свободу выбора и творческого поиска методов выполнения работ. Другое дело - формально-логические работы, носящие циклический характер. Здесь возможна жесткая регламентация не только элементов, указанных выше, но и последовательности или процедур выполнения работ. Методы работник выбирает сам, пользуясь соответствующими рекомендациями, методиками.
Организацию трудовых процессов исполнительской работы (документационные, учетные, счетные работы и операции) также целесообразно жестко регламентировать, установив перечень выполняемых операций, последовательность их выполнения, методы и средства выполнения, норму времени (выработки). Регламентация этих процессов аналогична регламентации трудовых процессов рабочих. Осуществляя регламентацию, целесообразно пользоваться межотраслевыми методическими рекомендациями НИИ труда, а также типовыми решениями: классификаторами функций, работ и операций, типовыми системами информационного обеспечения, типовыми организационными структурами, типовыми положениями о структурных подразделениях предприятий, типовыми должностными инструкциями, типовыми проектами рабочих мест, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и другими нормативными материалами отраслевого и межотраслевого характера. Установленная регламентация отражается в соответствующих нормативных документах: содержание труда - в положениях о подразделениях и должностных инструкциях, содержание, объем и формы информации - в типовых системах информации, организация рабочих мест - в эскизах планировки и перечнях оснащения, условия труда - в установленных нормах и параметрах, организация процессов трус да - в процедурах их выполнения. Регламентация элементов организации труда лежит в основе ее проектирования.
3.2. Проектирование организации управленческого труда Регламентация является необходимым звеном в улучшении организации управленческого труда. Но создание эффективного механизма внедрения рациональной организации, особенно в современных условиях, невозможно без комплексного организационного проектирования, предполагающего создание совокупности проектных решений по организации труда, производства и управления, разрабатываемых для конкретных организационно-технических условий. Вопросы регламентации и проектирования организации труда в нашей стране впервые привлекли внимание специалистов еще в 20-е годы, когда ЦИТ начал разработку квалификационных характеристик, карт организации труда, а впоследствии и проектов организации труда и производства. Идеи ЦИТа о регламентации трудовых процессов, и прежде всего организации труда рабочих, развивались и в последующие годы. С 70-х годов теоретические и методические вопросы регламентации и проектирования стали разрабатываться применительно к организации управленческого труда. В связи с этим нельзя не отметить исследования Г. Слезингера [5], чьи идеи нашли отражение в методических разработках НИИ труда [6], а затем получили четкое организационное воплощение в научно-методических рекомендациях по разработке и внедрению организационных проектов управленческого труда [7]. Большой вклад в исследование проблем проектирования организации управленческого труда внесла Л.Н. Качалина, уделив большое внимание разработке научных основ оргпроектирования, методике исследования и проектирования отдельных элементов организации управленческого труда, освещению отечественного и зарубежного опыта [8].
Вопросы теории и практики регламентации и проектирования организации управленческого труда освещены также в ряде совместных работ сотрудников Западно-Сибирского филиала НИИ труда, преподавателей НИНХа, специалистов новосибирских заводов [9]. Проектирование организации управленческого труда представляет собой метод ее построения и совершенствования на научной основе. Это значит, что разрабатываемые проектные решения базируются на анализе сложившейся организации труда, прогрессивных нормативах и научных рекомендациях, учете передового опыта и подкрепляются соответствующими исследованиями. При этом в полной мере должны быть учтены принципы и задачи НОУТ.
Объекты оргпроектирования
Объектами оргпроектирования выступают индивидуальный и коллективный труд на уровне управленческих служб, подразделений, рабочих мест отдельных специалистов, руководителей. Спроектированная организация труда отражается в оргпроектах служб (подразделений) и картах организации труда отдельных работников, а также в методических материалах и типовых решениях. И те, и другие являются формами реализации оргпроектов и разрабатываются на трех уровнях - межотраслевом, отраслевом и местном (т.е. для конкретного предприятия с учетом его специфики). Оргпроекты представляют собой комплекс проектной документации по построению организации труда в службе (отделе). Посредством карты организации труда рациональные проектные решения доводятся до исполнителей. Методические материалы определяют процедуры решения задач организации труда (например, порядок разделения труда в подразделениях, процедура аттестации работников и рабочих мест, методы выполнения работ). Типовые решения содержат примеры решения организационных задач с указанием области их применения (например, процедура установления технически обоснованных норм времени на станочные работы для укрупненных бригад в условиях автономного автоматизированного нормирования). Оргпроекты и карты организации труда как комплексные формы носят обязательный характер, а методические материалы и типовые решения - рекомендательный, поскольку относятся к отдельным элементам, по которым нет жесткой регламентации. Проектирование организации труда осуществляется как для строящихся предприятий, так и для действующих (когда осуществляется реконструкция и сложившаяся организация труда требует изменения или когда сложившаяся организация не соответствует требованиям НОУТ). Для строящихся предприятий необходима разработка всего комплекса вопросов организации труда. В случае реконструкции предприятий организационной перестройке подлежат отдельные элементы организации труда, но с учетом взаимосвязи с остальными элементами, т. е. и в этом случае проектирование должно носить комплексный и системный характер. Например, оснащение рабочего места новыми средствами вычислительной техники должно сопровождаться пересмотром действующих норм труда, требований к качеству результатов труда, планировки рабочих мест и т. п. При коренном переоснащении рабочих мест, например, при внедрении АРМ, необходима разработка новых проектных решений по организации труда.
Алгоритм оргпроектирования Исследование отдельных элементов организации управленческого труда при ее проектировании происходит в определенной последовательности (рис. 2). Начинается проектирование с выбора наиболее рационального варианта разделения труда, обусловливающего специализацию работников на выполнении тех или иных функций, а также взаимосвязи между различными исполнителями и структурными подразделениями (кооперация труда). Если возникают трудности с обеспечением взаимосвязей отдельных исполнителей, первоначально выбранный вариант разделения труда корректируется. Рассмотрение разделения и кооперации труда в едином блоке имеет значение и для выбора наиболее рациональной формы организации труда внутри подразделения (отдела) - индивидуальной или коллективной (бригада, коллективный подряд и т. п.). Коллективные формы обеспечивают возможность более тесной взаимосвязи исполнителей и более широкой их специализации. Поэтому выбор коллективной формы может вызвать необходимость корректировки первоначального варианта разделения труда. Спроектированные разделение и кооперация труда определяют содержание труда каждого работника, организационную структуру управления предприятием (учреждением), требования к исполнителям, а в конечном итоге - численность и должностной состав работников по различным структурным подразделениям.
Разделение и кооперация труда при проектировании организации труда являются основополагающими. Через содержание труда и установленные взаимосвязи между исполнителями они обусловливают выбор проектных решений по организации рабочих мест, организации трудовых процессов, установление требований к исполнителям, подбор и расстановку кадров. Следующий блок проектирования - "Организация рабочих мест - организация трудовых процессов", Эти два элемента организации труда тесно связаны друг с другом. И здесь широко при меняется принцип обратной связи. На входе этого блока - содержание труда и техника управления. Выбор технических средств выполнения трудового процесса одновременно предопределяет метод его выполнения и организацию рабочего места - его оснащение, планировку, а оснащение рабочего места новыми средствами вычислительной техники предполагает строго регламентированную систему организации трудовых процессов – технологию и последовательность выполнения трудовых операций, способы их выполнения. Так, управленческая информация, поступающая на рабочее место, должны быть выражена в максимально-логической форме, а ее анализ приспособлен к требованиям используемой техники. При централизации механизированного выполнения работ требуется стандартизация методов ее выполнения. Если организацию трудовых процессов не приспособить к автоматизированной системе обработки информации, то внедряемая техника не даст ожидаемого эффекта. Создание автоматизированных рабочих мест требует разработки новых проектных решений и по их организации. В свою очередь, реализация требований рациональной организации рабочих мест может потребовать пересмотра организации процессов труда. Например, изменение планировки служебного помещения и рабочих мест в нем может вызвать необходимость рационализации маршрута движения документов. Проектирование блока "Условия труда - режим труда и отдыха" требует прежде всего учета особенностей трудовых процессов различных профессиональных групп, ибо условия труда для конструктора по многим параметрам иные, чем для бухгалтера или экономиста. В свою очередь, условия труда, в которых работает тот или иной работник, должны учитываться при проектировании рационального режима труда и отдыха. Условия труда и особенности трудовых процессов (операторный, творческий или административный труд) как основные факторы утомления работников определяют продолжительность устанавливаемого времени на отдых, его периодичность, и формы проведения (активная, пассивная). Под воздействием разделения труда и организации трудовых процессов формируются требования к исполнителю, к его профессиональным знаниям, деловым и личностным качествам. При проектировании организации труда очень важно четко сформулировать эти требования, поскольку в противном случае невозможно осуществить обоснованный подбор кадров на соответствующие должности и организовать, повышение квалификации работников. Очень важно, чтобы проектирование завершалось разработкой норм В том или ином виде - нормативов численности, норм управляемости, норм обслуживания, норм времени, нормативов соотношения различных должностных групп (например, соотношение инженеров, техников и вспомогательного персонала для различных структурных подразделений). Оргпроектирование - наиболее высокий уровень работы по совершенствованию организации управленческого труда. Он требует творческого подхода к организационным и техническим проблемам рационализации управленческого труда и основывается на передовых методических и организационных приемах, выработанных наукой и практикой. Комплексный подход в оргпроектировании не исключает исследования и совершенствования только отдельных элементов организации труда, если это диктуется необходимостью скорейшего устранения выявленных недостатков. В дальнейшем эти усовершенствования в разработке оргпроектов могут быть увязаны с проектными решениями по другим элементам в соответствии с рекомендациями, изложенными выше. Здесь раскрыты основные методологические подходы к регламентации и проектированию организации управленческого труда. Методика их практической реализации рассматривается в главах, посвященных основным направлениям (элементам) организации управленческого труда, а организация разработки и внедрения проектов - в заключительной главе пособия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|