Тема: Коллоквиум по разделу «Генетика».
Цель: Проверить теоретическую подготовку студентов по генетике и умение использовать теоретические данные для решения конкретных ситуационных генетических задач. Задачи: 1.Оценить уровень теоретических и практических знаний студентов по разделу «Генетика». Студент должен знать: 1.Аллельные и неаллельные гены. Виды взаимодействия генов в генотипе. 2.Множественный аллелизм. Группы крови человека. Наследование групп крови. 3.Моногенное и полигенное наследование. Особенности аутосомного и сцепленного с полом наследования. 4.Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов. Кроссинговер как механизм, определяющий нарушение сцепления генов. 5.Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 6.Изменчивость, её виды. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции признака. Экспрессивность и пенетрантность признака. 7.Модификационная изменчивость. Вариационно-статистический метод изучения модификационной изменчивости. 8.Генотипическая изменчивость. Мутации, их классификация и механизмы возникновения. Медицинское и эволюционное значение мутаций. 9.Генные мутации. Причины и механизмы возникновения генных мутаций. Генные болезни. 10.Хромосомные мутации, их классификация. Механизмы возникновения хромосомных мутаций. Роль хромосомных мутаций в патологических состояниях человека и эволюционном процессе. 11.Геном, кариотип, их характеристика. Механизмы поддержания постоянства кариотипа в ряду поколений организмов. 12.Геномные мутации, механизмы возникновения. Классификация геномных мутаций. Биологические антимутационные механизмы. 13.Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения генетики человека.
14.Популяционно-статистический метод в генетике человека. Закон Харди-Вайнберга и его применение для популяций человека. 15.Генеалогический метод изучения генетики человека. Особенности наследования признаков в родословных с аутосомно-доминантным, аутосомно-рецессивным, Х-сцепленным и Y-сцепленным типах наследования. 16.Близнецовый метод изучения генетики человека, возможности метода. Определение соотносительной роли наследственности и среды в развитии признаков и патологических состояний человека. 17.Цитогенетический метод изучения генетики человека. Денверская и Парижская классификация хромосом. Возможности идентификации хромосом человека. 18.Медико-генетические аспекты брака. Кровнородственные браки. Медико-генетическое консультирование. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний человека. Студент должен уметь: 1.Решать ситуационные генетические задачи. 2. Проводить анализ кариотипа в норме и при патологии по предложенному хромосомному комплекту. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
14.Хромосомная теория наследственности.
15. Полное и неполное сцепление генов. Кроссинговер. 16. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. 17. Биологическое значение явления сцепления генов и кроссинговера. 18. Основные направления генетики человека. 19. Генетика человека и евгенические программы.
23. Популяционно-статистический метод. Его возможности и значение. 24. Генетические характеристики популяции. 25. Закон Харди-Вайнберга и возможности его применения в медицинской генетике. 26. Изменчивость, ее формы. 27. Генные мутации и их последствия для человека. Механизмы возникновения генных мутаций. 28. Виды хромосомных мутаций и их последствия для человека. 29. Виды геномных мутаций и их последствия для человека. 30. Основные механизмы возникновения хромосомных и геномных мутаций. 31. Генетическая характеристика основных синдромов: "кошачьего крика", Дауна, Эдвардса, Патау, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, трипло-Х и полисомии по Y-хромосоме. 32. Значение соматических мутаций для человека. 33. Медико-генетический аспект брака. Понятие инбридинга, аутбридинга, инцестных браков. 34. Принципы медико-генетического консультирования.
Рекомендуемая литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3.Лекции по биологии. 4.Родина Н.Е., Косых А.А. «Генетика».- Учебно-метод. пособие, КГМА, Киров, 2012. Дополнительная: 1.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005. 2.Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|