Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания. Исторические типы философских учений
Стр 1 из 6Следующая ⇒ С.В. Соловьева, И.В. Пахолова МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Самара Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии гуманитарных факультетов
С.В. Соловьева, И.В. Пахолова МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия
Самара Издательство «Самарский университет»
УДК 10(09) ББК 87.3 К 64
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. С.А. Лишаев, д-р филос. наук, проф. В.Л. Лехциер
К 64 Соловьева С.В., Пахолова И.В. Место философии в системе культуры: учеб. пособие / С.В. Соловьева, И.В. Пахолова. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. – 42 с.
Учебное пособие по организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Философия» посвящено разделу «Место философии в системе культуры». В пособии рассматриваются место философии в жизни человека, предмет и структура философского знания, положение философии в системе культуры (в отношении к мифу, религии, мировоззрению, искусстве, науке). Пособие нацелено на организацию самостоятельной работы студентов при изучении курса «Философия». Предназначено для студентов университета гуманитарных специальностей.
УДК 10(09) ББК 87
© Соловьева С.В., Пахолова И.В., составление, 2009 © Самарский государственный университет, 2009 © Оформление. Издательство «Самарский университет», 2009. Учебное издание
Соловьева Светлана Владимировна Пахолова Ирина Викторовна
МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие
Редактор Ю.В. Смутницкая Компьютерная верстка, макет Т.В. Кондратьевой
Подписано в печать 15.06.09. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 2,5; уч.-изд. л. 2,75. Гарнитура Times. Тираж 300 экз. Заказ № Издательство «Самарский университет», 443011, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1. Тел. 8 (846) 334-54-23 Отпечатано на УОП СамГУ СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНОЕ СЛОВО Знакомство и изучение философии в университете – занятие интригующее и одновременно непростое. Интригующее, потому что дает узнать себя лучше и помогает в нашем человеческом и умственном самоопределении. Занятие философией кажется непростым делом, поскольку философия связана с осмыслением самых абстрактных понятий, таких, как бытие, истина, добро, познание, смерть, время и т.д. Уже самая короткая встреча и поверхностное знакомство с философскими текстами, мыслями, опытом самостоятельного реального философствования убеждают нас, что философия не просто серьезное, академически строгое научное знание, но и особое расположение человека в актах познания мира. Существенное значение философского рассуждения заключается в том, что такое познание мира не только позволяет отточить наш ум, сделав его острее, проницательнее, критичнее, но и значительно развить человеческую способность к свободному действию, поступку, творческому движению души.
Наше культурное и человеческое самоопределение в значимые моменты жизни упирается в фундаментальные состояния неопределенности, когда ни ум, ни душа, ни чужой жизненный опыт не способны помочь нам выйти из жизненного тупика, преодолеть непонимание мира и себя. В этой ситуации на помощь может прийти только философия, которая помогает обрести драгоценный опыт понимания, новый способ мысли и действия. Философия возникает как насущная необходимость человеческого существования, когда мир кажется хаосом значений без опоры и правды реального положения дел. Опыт реального философствования не может возникнуть под воздействием принуждающей руки другого, общества, обстоятельств и прочих коллизий давящей власти. Природа философствования иная – философия рождается как наше собственное и свободное движение души к ясности понимания мира и своего места в нем. Курс философии в университете позволяет критически осмыслить и интенсифицировать способность каждого человека к философскому пониманию мира, познакомиться с огромным богатством знания и опытом понимания известных философов, которые направляли и определяли жизнь и образ мышления культуры начиная с античности, когда в VI в. до н.э. появилась философия, и до нашего времени, до трудностей, испытаний и открытий, рожденных культурой постмодерна и требующих нашего ответа на вызов времени.
«МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» Программное содержание раздела Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека Проблема начала философии. Кризис мифологической картины мира и рождение философии. Жизненные основания существования философии. Философия как особое состояние сознания (мысль о предельных основаниях) и как конструкт профессиональных понятий (по мотивам Мамардашвили). Вечные вопросы человеческой жизни как базовые философские вопросы, их укорененность в экзистировании человека. Философ и мудрец: проблема социализации философии (софисты, случай Сократа). Сократ о мудрости и знании. Философия как свободный акт мысли (ситуация Сократа: что значит узнать, что ничего не знаешь? Ситуация Декарта: что значит пережить радикальное сомнение?). Философский опыт как опыт самостоятельной мысли, опыт опоры на себя, утверждения своей индивидуальности. Любовь и мудрость. Понимание и мудрость. Философское удивление и рефлексия.
Тема 2. Философия в системе культуры Философия и миф. Философия и религия: две идеи спасения человека. Философия и теология. Религия как предмет философской рефлексии. Религия как способ философствования. Догматическое и критическое знание. Философия и искусство. Философия и наука: демаркация и сущностное единство. Философия и мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая, эвристическая, социальная критика, идеологическая, футурологическая и др.).
Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания. Исторические типы философских учений Предмет философии и сложности его определения. Специфика философского вопрошания. Аристотель о предмете «первой философии». Понятие о методе философии. Взаимоопределяемость предмета и метода. Методы философии: метод майевтики (Сократ), метод радикального сомнения (Декарт), критический метод (Кант), метод редукции (Гуссерль). Структура философского знания (основные разделы философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия, этика, эстетика, история философии). Проблема типологизации философского знания. Типы философских учений, исходя из «основного вопроса философии» Ф. Энгельса: а) онтологический аспект (что первично в бытии); б) гносеологический аспект (что первично в познании). Типология европейской философии по парадигмам (В.А. Конев): а) парадигма «on he on»; б) парадигма «cogito»; в) парадигма «existenz». ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ Основная учебная литература
1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1996 (любое издание) 2. Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001 (любое издание) 3. Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 1995 (любое издание)
Дополнительная литература 1. Аристотель. Метафизика. Книга IV, Глава 1. (любое издание). 2. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М., 1987 // (Сайт Энциклопедия культур http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Golosovker.html) 3. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р. Декарт. – Сочинения в 2 т. Т. 1. Часть IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или Основания метафизики. – М.: Мысль, 1989. – С. 250-296. (См. в приложении). 4. Кнабе, Г.С. Исторические предпосылки и главные черты античного типа культуры / Г.С. Кнабе // Г.С. Кнабе. – Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М.: Издательство «Индрик», 1994. – С. 171-180. 5. Конев, В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Сер. «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. (См. в приложении). 6. Конев, В.А. Философия культуры в современной философии // Философские науки. – 1991. - №6. или Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Онтология культуры. – Самара, 1998. 7. Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. Введение в философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1996. (Разделы «Введение в философию», «Философия и наука»). 8. Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. – М., 1996. (Глава «Появление философии на фоне мифа». См. в приложении). 9. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – С. 14-26. (См. в приложении). 10. Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134. (Речь Сократа. См. в приложении). 11. Платон, Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т.1. М., 1990. – С. 70-96. (Речь Сократа в свою защиту на суде. См. в приложении) 12. Топоров, В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени» (к проблеме «поведенческого сценария» и «культурной роли») / В.Н. Топоров // Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан. Поведенческие сценарии и культурные роли. – М.: «Индрик», 2003. – С. 7-18. (Сайт Энциклопедии культур http://ec-dejavu.ru/s/Socrates.html) 13. Франк, С. Л. Философия и религия / С.Л. Франк // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 324-332. (См. в приложении).
14. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М.Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993. – С. 341-344. (См. в приложении). 15. Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 251-252. (См. в приложении). 16. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 2. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|