Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Философия в системе культуры




 

Изучение темы ориентировано на получение представления о философии как культурной деятельности и философии как культурного опыта человечества.

Вопрос о месте философии в системе культуры связан с пониманием того, чем философия как вид культурной деятельности отличается от других видов культурной деятельности, в частности, от мифологической практики, религии, искусства и науки? Зачем так важно проводить это различие? Возможно потому, что философия, религия, наука и искусство имеют какие-то точки соприкосновения и пересечения в пространстве культуры. Эти точки пересечения нам и предстоит выявить для того, чтобы обнаружилось особое место философии в культуре.

Для ознакомления с темой можно воспользоваться учебными пособиями под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова (Раздел «Введение»), пособием под редакцией В.П. Алексеева, А.В. Панина (Раздел 1. «Философия философии (метафилософия)»), а также «Введением в философию» М.К. Мамардашвили (параграфы «Появление философии на фоне мифа», «Философия и наука», см. Приложение).

 

Миф и философия или различие мифологического и философского мышления

Поиск ответа на этот вопрос можно облегчить, если сравнить мифологическое и философское мышление. Для этого необходимо ознакомиться с выше указанной литературой. В рекомендованных текстах миф и философия представляется как два особенных видения мира, противостоящих друг другу и имеющих разные основания. Подумайте, как «встроены» вера и сомнение в эти типы мышления, чем отличаются образы в мифе и понятия в философии? Как Вы считаете, мифологическое мышление сохранилось в современной культуре или вытеснено философией и наукой? Попытайтесь обосновать свою позицию, в том числе, используя информацию из учебников и философских текстов. Подумайте, есть ли у современного человека «остатки» мифологического мышления и в чем это выражается (естественно, если понимать под мифом не комплекс сказок и историй, а особое «энигматическое мышление», как называл миф Голосовкер, ту мифологическую картину мира, которая заключает в себе образы и тайну)?

 

Философия и религия

Продолжением мифологического стало религиозное мышления, которое объединяет с философской метафизикой пристальный интерес к трансцендентному, т.е. находящемуся за пределами чувственно данного нам миру. Чем отличается религиозное и философское понимание и отношение к миру трансцендентного? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к выдержкам из текстов русского философа С.Л. Франка (Франк С.Л. Философия и религия: см. Приложение).

Что может считаться Истиной для религии и философии? Чем отличается догматическое (религиозное) знание от философского, критического знания? В какие моменты своей жизни у человека возникает потребность обратиться к религии, а какие события обращают внимание человека к философии? Существуют ли точки соприкосновения философии и религии? В этом вопросе нужно обратить внимание на средневековый период истории, когда теология (систематическое учение о божественном бытии) провозгласила тезис: философия – служанка богословия. Как можно обосновать этот теологический тезис? Видите ли Вы какой-либо позитивный смысл в этом высказывании?

 

Философия и искусство

Искусство всегда находилось в поле зрения философии. Однако сущностного сближения между философией и искусством долгое время не происходило. Европейская философия в разные периоды своего существования была тесно связана то с религией (средневековая схоластическая философия), то с наукой (новоевропейская философия); искусство при этом было предметом философского размышления, но не моделью философствования. Действительно, в культуре влиятелен концепт философии как науки, но вопросы, что такое философия как искусство и возможно ли их сближение, оставались открытыми.

Одним из первых, кто заявил о необходимости для философии следовать не религии и науке, а именно искусству, был немецкий философ XIX века Фридрих Ницше. По его мнению, философия всегда была направлена на поиск истины о мире, который является внешним по отношению к миру человека и своим существованием не обязан ему (божественный мир – в религии, природный – в науке). Единственный мир, обязанный своим существованием человеку, – мир искусства. Искусство предполагает свободу творчества, здесь действуют не законы объективной истины, а законы воображения, которое у человека безгранично. В современной философии на первый план выходит ценность индивидуального творчества, а искусство становится моделью философствования. Для более подробного знакомства с проблематикой соотношения искусства и философии обратитесь к статье В.А. Конева «Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру» (см. Приложение).

Обратите внимание на различие философии и искусства, (основа искусства – образ, у философии – понятие), на место и роль традиции и новаторства (современности) в искусстве и философии. Размышление над этим позволит глубже осознать взаимосвязь и различие указанных регионов культуры.

 

Философия и наука

Другой существенный сюжет в понимании и раскрытии темы – связь философии и науки. Как полагает Мамардашвили, наука заимствует у философии два фундаментальных принципа (См. параграф «Философия и наука» из «Введения в философию» в книге Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. – М., 1996.). Это принцип объективации и принцип понятности. Как Вы понимаете суть этих принципов? Как они действуют в науке и философии? Кроме того, обратите внимание на распространеный в учебных пособиях тезис: философия выполняет методологическую функцию по отношению к науке. Что такое научный метод, и каково место методологии (как системы методов) в развитии науки? Как может повлиять философская методология на развитие научного знания? Это можно проследить на примере развития науки и философии в XVII веке, обратившись к разработке методологии экспериментальной науки (Бэкон) и аналитической методологии (Декарт). Работа, проделанная в русле философии рационализма и эмпиризма, позволяет убедиться в том, что всякая фундаментальная философская теория дает возможность интенсифицировать рост науки на пути внедрения нового метода как способа познания действительности.

Если понимать философию как специфический тип научного знания, имеющийо собственный предмет, метод, структуру (основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, логика, этика, эстетика), то встает вопрос: чем же отличается философия от других наук? Постарайтесь выявить различие предмета и методов философии и других наук. Как осуществляется взаимодействие философии и тех наук, которые Вы изучаете на своем факультете?

 

Философия и мировоззрение

Эвристический смысл проблемы отличия философии от науки и мировоззрения раскрывается в позиции М. Хайдеггера (философа-экзистенциалиста ХХ века). В статье «Основные понятия метафизики» (См. Приложение) он высказывает следующую принципиальную мысль: философия – это не мировоззренческая проповедь (хотя и кажется таковой) и не наука (хотя и связана с ней некоторым образом). Чтобы определить природу философии, необходимо, не выходя за ее границы, спросить у нее же самой, т.е. справиться об ответе у истории философии, истории метафизических понятий. Знакомясь с аргументацией Хайдеггера, постарайтесь понять логику его размышления и произвести критический анализ его позиции. Как Вам кажется, чем философия отличается от мировоззрения, искусства, науки? Где находятся точки их соприкосновения (если они действительно соприкасаются)? Обоснуйте Вашу позицию и приведите примеры.

Сформулируйте собственную позицию в решении принципиального вопроса: имеет ли событие философской мысли мировоззренческие последствия для жизни человека, как связаны философия и мировоззрение в системе культуры? Множественность вариантов ответов на этот вопрос обнаруживается уже при чтении учебника, текстов Мамардашвили, Франка, Хайдеггера и других философов. Постарайтесь понять суть их позиции, а возможно, и присоединиться к одной из них.

После ознакомления с текстами сформулируйте функции философии в системе культуры. Авторы учебника философии П.А. Алексеев и А.В. Панин выделяют две функции – методологическую и мировоззренческую (см. подробнее Гл. I, с. 4-28). Ознакомитесь со страницами учебника и попытайтесь выделить главную мысль авторов. Предложите собственную версию функций философии в культуре и жизни человека.

В заключение попытайтесь ответить на ряд итоговых вопросов. Как Вам кажется, чем философия отличается от религии, искусства, науки? Где находятся точки их соприкосновения (если они действительно соприкасаются)? Обоснуйте свою позицию и приведите примеры. Можно ли рассматривать философию как форму самосознания культуры? Если да, то в чем это выражается? Каким образом философия проявляет себя как самосознание культуры?

 

Запишите в рабочую тетрадь результаты Вашего знакомства с текстами и свои размышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...