Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Окончания имен существительных




В форме именительного падежа множественного числа

Окончание -Ы(-И) имеют слова: Окончание –А(-Я) имеют слова:

Бухгалтеры Редакторы Векселя Округа

Выборы Режиссеры Директора Ордера

Договоры Ректоры Жемчуга Отпуска

Инженеры Сваты Катера Повара

Инструкторы Секторы Кителя Поезда

Кондукторы Слесари Корма Профессора

Конструкторы Торты Кузова Сорта

Лекторы Фронты Купола Сторожа

Офицеры Шоферы Мастера Шелка

Приговоры Штемпеля

Равноправные варианты: тракторы – трактора; цехи – цеха; прожекторы – прожектора.

Окончания имен существительных

В форме родительного падежа множественного числа

Пара ботинок, валенок, туфель, погон, сапог, чулок; носков;

Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, грузин, турок, татар, цыган, туркмен; но: киргизов, негров, таджиков, узбеков;

Отряд солдат, партизан, минеров, саперов;

Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, помидоров, баклажанов, томатов;

Нет блюдец, полотенец, яблок, простынь;

Несколько гектаров, граммов, килограммов.

Имя числительное

1. Написанные цифрами имена числительные замените словами:

С 745 книгами; о 896 книгах; для 567 книг; к 352 книгам; в 1798 году; 86,4%; без 452,9 м.; 22 (сутки). До 589 книг; к 892 книгам; на 645 книгах; с 463 книгами; до1008 года; 9,4%; с 652,8 см.

1. Задача предложена 22 ученикам. 2. Мы плыли по морю 1,5 суток. 3. Поезд шёл с 368 пассажирами. 4. Длина реки равна 4 749 км. 5. Библиотека института ежегодно пополнялась 300-500 книгами. 6. К 2010 году количество первоклассников в нашем городе значительно уменьшится. 7. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 8. Высочайшая вершина мира – Джомолунгма (Эверест) возвышается над уровнем моря на 8848 м. Французские альпинисты не дошли до вершины лишь 300 м. 9. Если к 500 центнерам прибавить 67 центнеров, то получится 567 центнеров. 10. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.

Толковый словарь Даля с его 200 000 слов и 30 000 пословиц и поговорок является сокровищницей народной речи. С 1950 по 1965 год издавался 17-томный академический словарь современного русского языка. В нём дан комментарий к более чем 300 000 слов. Школьный орфографический словарь насчитывает около 90 000 слов. Словарь омонимов русского языка включает свыше 1 500 статей.

На нашей планете ледниками занято около 90 000 квадратных километров. В горах, по подсчётам специалистов Института географии Академии наук, насчитывается более 24 500 ледников, а запас сохраняемой ими воды приближается к 2 200 кубических километров.

Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540,7 м. Вес башни – около 55 000 т, объём внутренних помещений составляет более 70 300 кубических метров. Надёжность башни рассчитана на срок превышающий 300 лет.

Ежедневно над землёй сверкает в среднем более 300 000 000 молний. Это значит, что за одну секунду в разных концах света раздаётся не меньше 100 ударов грома. Напряжение в молнии достигает 100 000 000 вольт. Длина молнии может быть несколько километров, а толщина – всего от 20 до 150,6 мм.

Наша библиотека недавно пополнилась 850 книгами. Из них около 250 получил читальный зал. Более 100 книг отдали в переплётную мастерскую. Абонементному отделу пришлось довольствоваться 200 томами.

2. Укажите номера правильных вариантов:

1. В двух тысяча пятом году. 2. В одна тысяча пятом году. 3. В двухтысячнопятом году. 4. Семьсот сорокалетие со дня основания города. 5. Не более полкилометра. 6. Самолет приземлился с двумястами шестьюдесятью восемью пассажирами на борту. 7. К двум целым шести десятым метрам. 8. Более пятиста тонн. 9. На трехсот пятидесятиметровой глубине. 10. Не менее пятисот рублей. 11. В полутора километров от дома. 12. К Восьмому марту и к Девятому мая. 13. Восемьсотпятидесятилетие Москвы. 14. По обоим сторонам. 15. Не больше получаса. 16. Более четырехста зрителей. 17. В шестистах девяноста семи километрах. 18. На трехсот пятидесятиметровой глубине 19. Работали двадцать трое суток. 20. Двое мальчиков. 21. Трое студенток. 22. Четверо генералов.

Для справки:

Склонение числительных

Падеж 50-80 200-400 500-900

Им.п. Пятьдесят Двести Пятьсот

Род.п. ПятИдесятИ ДвУХсот ПятИсот

Дат.п. ПятИдесятИ ДвУМстАМ ПятИстАМ

Вин.п. Пятьдесят Двести Пятьсот

Твор.п. ПятьЮдесятьЮ ДвумЯстамИ ПятьЮстамИ

Предл.п. О пятИдесятИ О двУХстАХ О пятИстАХ

Местоимение

Проанализируйте использование личных местоимений в комической миниатюре А.П. Чехова «Ты и вы». Что делает речь рассказчика неясной и невразумительной?

- А какая вас надобность вступаться? Его жена, он и учит… Двое дерутся, третий не мешайся… Абрамка стал было его унимать, чтоб в кабаке не безобразил, а он Абрамку по уху, Абрамкин работник его… а он схватил его, поднял и оземь… Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить… Мы его из-под него за ноги вытащили.

- Кого его?

- Известно кого… На ком верхом сидел…

- Кто?

- Да этот самый, про кого сказываю.

Раскройте скобки и выберите нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? С чем это связано?

1. Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги. 5. В основе трагической катастрофы у Достоевского всегда лежит замкнутость героя в (своем, его) собственном мире. 6. Он не приукрашает (своей, его) жизни. 7. Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 8. Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 9. Ты отвечаешь а (твои, свои) слова? 10. Я хочу представить вас (моей, своей) жене. 11. Она слышит за стеной голос учителя (своего, его) сына. 12. Он заметил, как какой-т человек уронил (свой, его) кошелек. 13. У него (своя, его) дорога.

Имя прилагательное

1. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм сравнительной степени прилагательных, допущены в этих предложениях? Исправьте:

1. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 2. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

2. Образуйте простую форму сравнительной степени следующих прилагательных:

Хлёсткий, бойкий, звонкий, ловкий, сладкий, дерзкий.

Глагол

1. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов:

Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.

2. Какие формы настоящего времени признаются нормативными для глаголов:

Кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, плескать?

3. Образуйте форму 1 лица единственного числа будущего времени от глаголов:

Победить, убедить, чудить, ощутить, очутиться.

Синтаксические нормы

Вопросы:

1. Что такое синтаксические нормы?

2. Назовите типы нарушений синтаксических норм.

3. Что такое управление как вид подчинительной связи?

4. Чем нужно руководствоваться при выборе формы прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием?

5. Каким правилом регулируется выбор предлогов в-из, на-с при зависимых существительных?

6. Что нужно учитывать при употреблении производных предлогов?

7. Как правильно выбрать предложно-падежную форму существительного при глаголах, называющих эмоциональные переживания человека (скучать и под.)?

8. Каким правилом нужно руководствоваться при выборе предложно-падежной формы существительного, которое оказывается в двойной зависимости (когда глагол и предлог требуют от него разных косвенных падежей)?

9. Чем объясняются колебания при выборе вариантов предлогов в-во, с-со, к-ко, перед-передо (пред-предо), над-надо и т. п.?

10. Что такое согласование как вид подчинительной связи?

11. Назовите общую закономерность согласования (при выборе формы числа) сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (счётным оборотом).

12. Какие есть частные правила при выборе форм единственного и множествен­ного числа сказуемого при подлежащем - счётном обороте?

13. Что значит смысловое согласование подлежащего и сказуемого? Как оно ре­ализуется при подлежащих, выраженных существительными общего рода (не­ряха, сирота, задира, соня и т. п.)?

14. Как согласуются сказуемые и определения с существительными типа ма­стер, педагог, врач, доцент, профессор, руководитель и т. п.?

15. Какие трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение?

16. По каким правилам согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным ме­стоимением?

17. Какая форма числа сказуемого предпочтительна при однородных подлежа­щих?

18. Назовите основные правила согласования определений.

19. Расскажите о правилах употребления предлогов при однородных членах
предложения.

20. Какие нужно знать правила сочетания однородных членов предложения?

21. Назовите типичные ошибки при образовании форм причастий и употребле­нии причастных оборотов.

22. Каково главное правило употребления деепричастного оборота?

23. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.

24. Каковы закономерности, регулирующие порядок слов в русском предложе­нии?

Упражнения:

1. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами:

Например: Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). Правильно: Познакомить с передовым опытом, обобщить и распространить его.

1.Уход, выращивание и уборка (урожай). 2. Влиять и вести за собой (молодёжь). 3. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 4. Повторять, напоминать (условия игры).

2. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами:

Например: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость). Нужно: Восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход). 4. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

3. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги:

1.Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Благодаря (проведённые преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 3. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 4. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобразования).

4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания:

1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан. 2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике. 3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам. 4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка. 5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры. 6. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширя…т информационные материалы. 7. В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь директора. 8. Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в Испании. 9. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект.

5. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя. 4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. 5. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

6. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки:

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. “Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году. 3. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 4. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 5. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 6. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.

7. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание:

Например: Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. Правильно: Пресса отметила кинофильм восторженными отзывами.

1. Повесть – итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 2. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 3. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 4. В первую очередь подлежат запрету якорные стоянки всех типов судов в Охотском море в радиусе 4 км от мыса Пильтун. (из газет). 5. В отчете было отмечено составителем много подробностей текущего заседания участников олимпиады.

8. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

1.Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 4. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 5. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

9. Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений:

1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растёт преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. В дискуссии участвовали много учёных. 5. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 6. Все приведённые факты говорят за то, что операция провалена. 7. Он осуждён к пяти годам заключения.

Лексические нормы

Вопросы:

1. Что такое лексические нормы?

2. Назовите виды лексической сочетаемости, прокомментируйте их.

3. Что такое плеоназм и тавтология?

4. В чём заключается явление полисемии?

5. Каким основным правилом нужно руководствоваться при употреблении многозначных слов и омонимов?

6. Каковы стилистические функции многозначных слов и омонимов?

7. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры слов-паронимов.

8. Что такое парономазия? Связана ли она с явлением паронимии?

9. Какие стилистические функции выполняют в речи синонимы?

10. Назовите ошибки, связанные с употреблением синонимов.

11. Что представляет собой внутрисловная антонимия?

12. Что такое анахронизм?

13. Какие факторы приводят к нарушению стилистической сочетаемости?

14. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний?

Упражнения:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...