Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт использования в детском саду программы Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-Дансе».




Юлия Александровна.

К здоровью через радость!

«Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое, веселое настроение духа».

Автор отмечает, что в современном обществе проблемы здоровья становятся все острее и острее, несмотря на стремительное развитие науки и медицины. Причин этому множество. И считает, что главное не столько знать о них, сколько попытаться устранить или минимизировать их влияние, ведь для ребенка важно, чтобы он чувствовал себя комфортно, защищено, без напряжения, получал положительные эмоции от всего, чем занимается. Именно этому способствует использование программы Ж.Е Фирилевой и Е.Г Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе», которая, на взгляд автора, аккумулировала все то, что доставляет детям радость, помогает справляться со стрессовыми ситуациями: и игру, и творчество, и общение, и возможность выразить свой внутренний мир. И все это объединено музыкой, которая поднимает настроение, раскрепощает, успокаивает, окрыляет детей и взрослых. В своей основе эта программа направлена на сохранение и укрепление физического здоровья, поэтому она как губка впитала и множество здоровье сберегающих технологий.

Основную цель программы автор видят в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности средствами танцевально-игровой гимнастики. Это соответствует современной концепции образования, когда акцент со знаний, умений и навыков переносится на развитие гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка.

Исходя из цели, авторы выделяют основные задачи:

• Укрепление здоровья (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, совершенствование функций органов и систем организма);

• Совершенствование психомоторных способностей дошкольника: гибкости, выносливости, координационных способностей, чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти;

• Развитие творческих и созидательных способностей, занимающихся (развитие воображение, находчивости, познавательной активности, формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку, воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощения и творчества в движениях, формирование лидерских качеств, инициативности).

Таким образом, анализируя статью инструктора по физической культуре Юлии Александровны, можно сказать, что педагог отдает предпочтение программе «Са-Фи-Данс» - по ее мнению, данная танцевально-игровая гимнастика помогает сохранять и укреплять и психическое и физическое здоровье! Но самое главное- это источник чистой радости и для детей, и для взрослых!

В основном педагог использует игровые методы, метод синтеза и обобщения, метод беседы.

Для полноты необходимых знаний, мной был проанализирован еще один педагогический опыт.

Зайцевой Ларисы Александровнаы: использование технологии «Са - Фи – Дансе». В развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

По мнению авторов танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Данс» наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и развивает эмоциональную сферу ребенка. Доступность «Са-Фи-Данс» основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении, в связи с этим автор выделил следующую цель внедрения программы-развитие эмоционально-двигательной сферы дошкольников, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям по физической культуре, гармоничному физическому развитию.

Поставленные цель и задачи автора, направлены на определение эффективности занятий с включением танцевально-игровой гимнастики как средства развития эмоционально-двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

С целью реализации поставленных задач была разработана система использования технологии «Са-Фи-Данс» на занятиях по физической культуре, адаптированная к тематическому планированию образовательной работы с детьми, согласно ООП ДОУ. Основываясь на том, что структура классического занятия и методы организации детей на занятиях по физическому развитию совпадает со структурой занятия, предлагаемой авторами, компоненты технологии «Са-Фи-Данс» были включены в разработанные занятия по физической культуре нашего ДОУ

Результатом работы авторы считают то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга.

 

Анализируя педагогический опыт Зайцевой Л.А можно сказать, что парциальное применение комплексов программы танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Данс» на занятиях по физическому развитию у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать более эффективному развитию эмоционально-двигательной сферы детей.

Как выделяет сам автор статьи, данная работа может иметь значимость для практической деятельности педагогов, так как раскрывает возможности использования элементов технологии «Са-Фи-Данс», как доступное и простое средство развития эмоционально-двигательной сферы ребенка.

В основном педагог использует игровые методы, методы наблюдения и оценки, приемы объяснения, похвалы, показ метод синтеза и обобщения, метод беседы.

Заключение

Таким образом, современная ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.

 

Список литературы

 

1. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка. - М.,1993.

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб., 1997.

3. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. -СПб., 1996г.

4. Васильева Т.К. Секрет танца. -СПд., 1997.

5. Герела Н.Ф. Дыхание, движение, Самомассаж. Методика оздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. -Л.,1991.

6. Гимнастика. Под ред. И.М. Коряковского. Л.П.Орлова, Л.Д.Штакельбурга- 1940

7. Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова и др.-М.,2001

8. Голицина Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. - Москва «Скрипторий 2003», 2006;

9. Дубровский В.И. Лечебная физкультура: Учебник для вузов. – 1999

10. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников. - Москва «ВАКО», 2007.

Приложение №1

«Сравнительная таблица по дополнительным и основным образовательным программам»

Название программы Цели, задачи Особенности содержания Связь с другими разделами программы Оценка физической подготовленности Достоинства программы Недостатки программы
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (под ред. Н.В.Фединой, канд.пед.наук, Москва, «Просвещение», 2009.),   Цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. задачи:  Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (групп) по охране жизни и укреплению здоровья детей являются: • создание в ДОУ безопасной образовательной среды; • осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы; • использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.   В приложении даны следующие материалы: - Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей. - Возрастно-половые нормативы фазометрических показателей. - Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 4—7 лет. - Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду. - Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год. - Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. - Оценка функционального состояния ЦНС. - Примерная циклограмма образовательной деятельности. На данный момент библиотека программы активно наполняется методическими пособиями, демонстрационным материалом, мониторингом и пр. Достаточно новая программа, направленная на детей 3 – 7 лет (исключаются дети раннего возраста). Ее отличительными чертами являются событийный принцип построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности у детей 3-6 лет. В программе достаточно подробно рассмотрен процесс интеграции между различными образовательными областями. Структура Программы представлена тремя основными разделами и двумя дополнительными. В первый — целевой — включены пояснительная записка, раскрывающая цели и задачи Программы, принципы и подходы её формирования, а также значимые для разработки Программы характеристики, а именно характеристика структуры Программы и некоторые основные понятия.... Успех — это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство.... Ребёнок устанавливает связь между овладением основными движениями и развитием силы, ловкости, выносливости собственного тела По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, только средствами физической культуры можно добиться увеличения индекса здоровья в 6 раз, уменьшения количества часто и длительно болеющих воспитанников в 2 раза, обеспечить положительную динамику физической подготовленности и устойчивости детей к гипоксии. Таким образом, комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Основные задачи психолого-педагогической работы: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.   «УСПЕХ» – современная и инновационная программа дошкольного образования; программа полностью соответствует ФГОС ДО и реализует все его принципы; «УСПЕХ» позволяет реализовать индивидуальный подход к детям в массовой группе детского сада; Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Но успех не появляется из ниоткуда по мгновению волшебной палочки. Успех – это результат правильно организованного, полноценного развития детей в соответствии со Стандартом дошкольного образования «УСПЕХ» реализуется в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду путём организации разнообразной и интересной совместной деятельности педагога, и детей; программа охватывает не только дошкольный, но и ранний и младенческий возраст; «УСПЕХ» позволяет педагогу реализовать его творческий потенциал. Гендерное воспитание: в программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности.   Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста, а в ходе организации детских видов деятельности.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» (под ред. Л.А. Пара­моновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с), Цели и задачи: разностороннем развитии личности ребёнка (физическом, духовном, интеллектуальном); формировании у детей умений и навыков, соответствующих возрастным возможностям и общественным требованиям (так, к примеру, в 4–5 лет малыши уже могут на занятиях по математике пользоваться интерактивной доской, детскими планшетами); обеспечении одинаковы условий и стандартов развития для дошкольников (например, при проведении опыта со снегом для исследования свойств воды в старшей группе каждый малыш может попробовать себя и в роли сборщика материала, и в качестве исследователя, формулирующего выводы); сохранении и укреплении физического и эмоционального здоровья.   В Программе есть три приложения, в которых даны три факультатива: «Обучение неродному языку», «Компьютер в детском саду» и «Живой мир природы в городе и ребенок». А также представлен список рекомендуемой литературы, методических и наглядно-дидактических пособий как вышедших в свет, так и готовящихся к печати.   Программа истоки имеет много разделов. Это разделы речевого, физического, эстетического, познавательного, экологического, культурного, духовного, нравственного развития. Интересны также разделы о здоровье, музейной педагогики, художественного творчества, историко-географических представлений. Так, раздел познавательного развития содержит педагогические работы об ориентации детей во внешнем мире, об их умственных способностях и познавательной деятельности. Другой раздел программы «Мир, в котором мы живем» ставит перед собой цель формирования у деток чувства принадлежности к той или иной культуре, к событиям, которые происходят в местности, где они живут. С помощью этого раздела познавательный процесс Родины становится интересным и развивающим для детей. Трудовая деятельность дошкольника представлена в разделах бытовой культуры, экологического развития. Раздел «Здоровье» представляет сведения о здоровье детей и его укреплении. Полноценное и психическое развитие ребенка возможно при отличном здоровье.   В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные обла­сти «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности по каждому возрасту детей. Программа «Истоки» как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста. Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом. В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра.   В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями. Деятельностный подход лежит в основе этого проекта. Каждый возраст имеет свой ведущий вид деятельности. Так, в младенчестве – это общение, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игры. Здесь не говорится об интеграции между областями образования. Базовые и вариативные содержания Два вида содержания образования выделены в программе истоки. Это базовое и вариативное.  
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности по спортивному танцу “СА-ФИ-ДАНСЕ” для детей от 3 -7 лет Автор: Инструктор по физической культуре                                                                                                                             МАДОУ детский сад № 170 Кадочникова А.В.     Цель: содействие всестороннему развитию личности дошколь­ника средствами танцевально-игровой гимнастики. Задачи: -способствовать оптимизации роста и развития опор­но-двигательного аппарата; -формировать правильную осанку; -содействовать профилактике плоскостопия; -содействовать развитию и функциональному совер­шенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.   -развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности; -содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;   -развивать мышление, воображение, находчивость и по­знавательную активность, расширять кругозор; -формировать навыки самостоятельного выражения дви­жений под музыку, -развивать умение эмоционально выражать свои чувства, -развивать лидерство, инициативу, чувство товарищест­ва, взаимопомощи и трудолюбия.   В совер­шенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в танцевально-игровую гимнастику, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения гимнастическим упраж­нениям, танцам можно условно разделить на три этапа: - начальный этап — обучение упражнению (отдель­ному движению); - этап углубленного разучивания упражнения; - этап закрепления и совершенствования упражне­ния.   Раздел «Игропластика» основывается на нетрадицион­ной методике развития мышечной силы и гибкости за­нимающихся. Здесь используются элементы древних гим­настических движений и упражнения стретчинга, выпол­няемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ре­бенку вволю покричать, погримасничать, свободно выра­жая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой мотори­ки и координации движений рук. Упражнения, превра­щая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мыш­ления, развивают фантазию. Раздел «Игровой самомассаж» является основой зака­ливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения спо­собствуют формированию у ребенка сознательного стрем­ления к здоровью, развивая навык собственного оздоров­ления. Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит уп­ражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, об­разные сравнения, ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнас­тике. Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный мате­риал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает воз­можность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает це­ленаправленную работу педагога по применению нестан­дартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой ини­циативы. Музыкального, ритмического, физического развития и здоровья ребенка Высокий - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность. Устойчивость внимания, физическая выносливость, двигательная активность. Развитый опорно-двигательный аппарат и высокая функциональная развитость Средний - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в танцевальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительные показ, повторы. Необходимость в смене эмоциональных состояний, средняя утомляемость и снижение двигательной активности. Слаборазвитый опорно–двигательный аппарат, сниженная функциональная развитость Низкий - мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к занятиям, к музыкально – танцевальной деятельности, нет активного интереса, равнодушие. Не способен к самостоятельности. Быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, функциональная незрелость ребенка. Критический - (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к танцам, танцевальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).   Данная программа позволяет провести занятие, не требуя никаких материальных затрат Проста в использовании В программе подобраны занятия, упражнения, описана методика работы Также программа разработана в соответствии с требованиями и подобрана на каждый возраст. В программе учитываются индивидуальные и возрастные особенности   В программе представлены различные упражнения, направленные не только на развитие ловкости и координационных качеств, но и чувства ритма и т. Д, но карта оценки представлена только, по оценке ловкости.

 

Приложение №2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...