Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Уровневая структура научного познания




1. Основания науки:

- философские основания науки (господствующее мировоззрение, философские идеи и принципы познания; всеобщие категории: «вещь», «свойство», «отношение», «состояние», «процесс», «причина», «пространство», «время» и т.д.; общие познавательные процедуры и их результат: истина, метод, объяснение, понимание, доказательство и т.п.)

- общенаучная картина мира (общие представления о Вселенной, микромире, экосистемах, биосфере, обществе, цивилизациях;

- специальная (дисциплинарная) научная картина реальности (фундаментальные объекты, их типология, закономерности взаимодействия, пространственно-временная структура, теоретические модели реальности);

- идеалы и нормы исследовательской деятельности (нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности, построения и организации знания).

 

2. Теоретический уровень: теории, законы, закономерности, концепции, принципы, модели, категории

Теоретические методы:

- абстрагирование, идеализация;

- аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод;

- мысленный эксперимент;

– концептуальная интерпретация;

- теоретическая схема;

- математические формулировки законов и др.

       
   
 


3. Эмпирический уровень: факты реальности, научные факты, эмпирические зависимости, данные наблюдений, сравнений, экспериментов.

Эмпирические методы:

- наблюдения;

- сравнение;

- эксперименты;

- верификация;

- эмпирическая интерпретация и др.

 

Основания науки одновременно принадлежат и внутренней структуре науки и её инфраструктуре, определяющей связь науки с культурой общества.

Функции социологии:

· познавательная - обеспечивает прирост научного знания о фактах и закономерностях развития общества;

· теоретическая - формулировка на базе имеющихся знаний новых теорий;

· практическая (прикладная) - возможность научного прогнозирования, предвидения перспектив социального развития и разработка путей и способов решения социальных проблем общества;

· критическая;

· информационная - сбор и систематизация различной информации;

· мировоззренческая - формирование у людей представлений об окружающем социальном мире, базирующихся на знании.

В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает центральное место. Это объясняется тем, что:

· она является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах;

· включает в себя общесоциологические теории, которые служат теоретической основой и методологией всех других общественных и гуманитарных наук;



· все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны общественной жизни, имеют социальный аспект, являющийся основным предметом социологии;

· техника и методы изучения поведения человека в общественных отношениях и его деятельности, методы социального измерения и др., разработанные социологией, используются всеми общественными и гуманитарными науками;

· сложилась целая система комплексных социальных исследований, проводимых на стыке социологии и других наук.

Основные этапы развития социологического знания

Изучение общества началось задолго до выделения социологии в самостоятельную науку. Многие мыслители прошлого внесли свой вклад в становление социологических представлений о развитии и функционировании общества. Поэтому историки науки выделяют донаучный (доклассический) и научный (классический) этапы социального познания, каждый из которых подразделяется ещё на ряд календарных периодов (эпох).





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.