Уровневая структура научного познания
1. Основания науки: - философские основания науки (господствующее мировоззрение, философские идеи и принципы познания; всеобщие категории: «вещь», «свойство», «отношение», «состояние», «процесс», «причина», «пространство», «время» и т.д.; общие познавательные процедуры и их результат: истина, метод, объяснение, понимание, доказательство и т.п.) - общенаучная картина мира (общие представления о Вселенной, микромире, экосистемах, биосфере, обществе, цивилизациях; - специальная (дисциплинарная) научная картина реальности (фундаментальные объекты, их типология, закономерности взаимодействия, пространственно-временная структура, теоретические модели реальности); - идеалы и нормы исследовательской деятельности (нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности, построения и организации знания).
2. Теоретический уровень: теории, законы, закономерности, концепции, принципы, модели, категории Теоретические методы: - абстрагирование, идеализация; - аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод; - мысленный эксперимент; – концептуальная интерпретация; - теоретическая схема; - математические формулировки законов и др. 3. Эмпирический уровень: факты реальности, научные факты, эмпирические зависимости, данные наблюдений, сравнений, экспериментов. Эмпирические методы: - наблюдения; - сравнение; - эксперименты; - верификация; - эмпирическая интерпретация и др.
Основания науки одновременно принадлежат и внутренней структуре науки и её инфраструктуре, определяющей связь науки с культурой общества. Функции социологии: · познавательная - обеспечивает прирост научного знания о фактах и закономерностях развития общества;
· теоретическая - формулировка на базе имеющихся знаний новых теорий; · практическая (прикладная) - возможность научного прогнозирования, предвидения перспектив социального развития и разработка путей и способов решения социальных проблем общества; · критическая; · информационная - сбор и систематизация различной информации; · мировоззренческая - формирование у людей представлений об окружающем социальном мире, базирующихся на знании. В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает центральное место. Это объясняется тем, что: · она является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах; · включает в себя общесоциологические теории, которые служат теоретической основой и методологией всех других общественных и гуманитарных наук; · все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны общественной жизни, имеют социальный аспект, являющийся основным предметом социологии; · техника и методы изучения поведения человека в общественных отношениях и его деятельности, методы социального измерения и др., разработанные социологией, используются всеми общественными и гуманитарными науками; · сложилась целая система комплексных социальных исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Основные этапы развития социологического знания Изучение общества началось задолго до выделения социологии в самостоятельную науку. Многие мыслители прошлого внесли свой вклад в становление социологических представлений о развитии и функционировании общества. Поэтому историки науки выделяют донаучный (доклассический) и научный (классический) этапы социального познания, каждый из которых подразделяется ещё на ряд календарных периодов (эпох).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|