Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и школы отечественной социологии





 

Становление социологической мысли в России долгое время происходило в рамках других социальных наук. Предшественниками социологов можно считать российских представителей социальной мысли: П.Я. Чаадаева (1794—1856), В.Г. Бе­линского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.Л.Добролюбова (1836—1861), М.А. Бакунина (1814—1876) и др. Их основные выводы питались идеями, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последователями, суть которых за­ключалась в созидательной, преобразующей силе человека и соз­данных им коллективов и сообществ.

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них — географическое — наиболее ярко представлено JI.И. Мечниковым (1838—1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая тео­рия развития современных обществ» объяснял неравномерность общественного развития под влиянием природно-климатических и географических условий, особенно водных ресурсов и путей сооб­щения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основ­ную тенденцию развития человечества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и соци­альным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хо­зяйствования.

Второе направление — органическая школа — воплощено в трудах ЕВ. де Роберти (1843-1915), А.И. Стронина (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903), Я.А. Новикова (1830—1912). В основе тео­рии де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое прохо­дит в своем развитии две стадии: простых психофизических отно­шений, представляющих собой исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий.

Заметное место в социологической мысли принадлежит социально-юридическому направлению, т.е. ученым, работающим в области пра­ва, — Н.М. Коркунову (1853—1904), Л.И. Петражицкому (1867—1931), ПИ. Новгородцеву (1866—1924), Б.А. Кистяковскому (1868—1920), Б.Н. Чичерину (1828—1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Заслуги юристов состояли в том, что они дали обстоятельный анализ правосознания, его роли в регулировании жизни общества, нормативного и асоциального по­ведения.



Марксистская школа обоснована М.И. Туган-Барановским (1865— 1919), А.А. Богдановым (1873-1928), Г.В. Плехановым (1856-1918), В.И. Лениным (1870—1924), П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бер­дяевым (1874—1948), которые развивали идеи о материалистическом понимании истории, хотя каждый по-своему. Г.В. Плехановым в наиболее полном виде изложена марксист­ская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соот­ношения общественного бытия и общественного сознания. Идеи В.И. Ленина связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в ис­тории, а также о соотношении демократии и диктатуры, роли го­сударства в создании и функционировании социалистического государства.

Субъек­тивная (или этико-социологическая) школа, наиболее яркими пред­ставителями которой были П.Л. Лавров (1823—1900), Н.К. Михай­ловский (1842-1904), Н.И. Кареев (1850-1931). По мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Н.К. Михайловский исходил из необходимости спасения инди­вида от разрушительного воздействия социального контроля, при­давал большое значение взаимодействию человека с обществом. Н.И. Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. «Тезис, — писал он в своей работе «Основные вопросы философии истории» (1883), — это самообусловленность индивида в социальном и куль­турном аспектах; антитезис — зависимость индивида от установле­ний и институтов организованной среды; синтез — зависимость среды от индивида и его самообусловленности».

Социальные взгляды русских религиозных мыслителей начала XX в., представ­ленные учением B.C. Соловьева (1853—1900), персоналистскими взглядами НА. Бердяева и концепцией дуализма общественной жизни СЛ. Франка (1877-1950)

Особый вклад в становление социологии как самостоятельной науки внесли признанные классики российской социологии П.А. Сорокин (1889-1968), М.М. Ковалевский (1851-1916). С именем последнего связано создание первого в России социологического общества.

Сразу после Октября 1917 г. марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И. Бухарина (1888—1938) социология стала отождествляться с историческим ма­териализмом, а затем исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.

В 1920-е гг. развитие получили лишь отдельные отрасли со­циологического знания. В области социологии управления, экономики и труда плодотворно работали С.Г. Струмилин (1877—1974), А.К. Гастев (1882— 1938), П.М. Керженцев (1881—1940). Проводились и крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования.

С конца 1920-х гг. развитие социологической мысли было пре­рвано. До конца 1950-х гг. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания.

Начиная с конца 50-х гг. XX в., социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил достаточно трудно. В конце 50-х гг. были созданы Советская социологическая ассоциация во главе с президентом ака­демиком Т.П. Францевым (1903—1968), а некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института фило­софии — сектор труда и быта рабочего класса под руководством Г. В. Осипова (р. 1929).

С 1960-х гг. возродилась концепция, когда в явном или скрытом виде под со-
циологией подразумевался исторический материализм
(B.C. Немчинов,
П.Н. Федосеев, Х.Н. Момджян, Д.И. Чесноков и др.). Получила развитие социетальная концепция социологии. В.Г. Давидюк, В.Я. Ельмеев, Ю.А. Левада, М.Н. Руткевич, Н.И. Лапин рассматривали общество как систему, хотя выражали разные подходы
к этой трактовке. Была обоснована точка зрения о роли и значении социально­сти в жизни общества. В работах Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, В.И. Добренькова, Е.Ф. Молевича и др. рассматривались различные аспекты социального в жизни общества.

Ведущее место в 1960—1980-е гг. заняли различные интерпретации социологии, когда в качестве предмета социо­логической науки рассматривались социальные группы, слои, общ­ности (В.А. Ядов, Л.А. Гордон, Э.Н. Клопов, Р.В. Рывкина, АИ. Кравченко и др.). В 1990-е гг. выросли и получили развитие конфликтологические концепции, которые, используя соответствующие теории западной социологии, по-своему трактовали их специфику в условиях совре­менной России (А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов и др.). На грани 1980—1990-х гг. появились и окрепли акционистские точки зрения, когда в центр внимания социологии было по­ставлено поведение людей (Ж.Т. Тощенко, СИ. Григорьев, Г.В. Дыльнов, В.Г. Харчева, А.Г. Эфендиев). В их теоретических представлениях в центр внимания социологических исследований ставились сознание и поведение человека, его активные, творческие и созидательные действия. В 1990-е гг. сформировались социологические теории, которые опирались на концепции устойчивого развития или теории глобали­зации (В.Н. Кузнецов, В.К. Левашов, Н.Е. Покровский и др.).

Таким образом, становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. Социологическое знание стремилось вобрать в себя все лучшее, что имелось в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей.

Выводы по теме:

1. Социология - самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, её подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития.

2. Методы, применяемые социологией, могут быть как общенаучными, так и чисто социологическими.

3. Объектом социологии является человеческое общество во всех формах своего существования.

4. Социологическое познание прошло в своем развитии несколько этапов (античность, средневековье, Просвещение, Новое время, XX в.).

5. Социологическая наука в России развивалась, хотя и несколько иначе, но по тем же основным направлением, что и общемировая.


[1] Merton R. Social theory and social structure. Glencoe, 1968.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.