Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки этичности речи




Критериями оценки этичности речи и речевого поведения являются истина, добро, красота. Доверие к говорящему, без которого невозможно общение, возникает благодаря истинности, правдивости, желанию добра другим, поэтому все этические правила содержат доброжелательность как норму общения, норму речевой культуры.

Основные моральные качества личности, которые проявляются в общении, это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний, культура, вежливость как проявление этой культуры.

В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами и этическими нормами речевой культуры являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, не должна заставлять его прилагать излишние усилия на её расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость.

Обязательность этических норм речевой культуры

Этические нормы речевой культуры способствуют правильному общению, предупреждают этические ошибки. В современном обществе этической нормой являются доброжелательность, уважение к людям, к их мнению, терпимость. Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п.

Выделяется различная степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку. Причем, принцип: «Не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти. Кроме того, обязательная для исполнения норма — это требование всемерно проявлять уважение к людям.

Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь, это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства.

Несоблюдение этических норм

Несоблюдение этических норм приводит к моральному ущербу не только для адресата (тот, кто говорит), но и для адресанта (тот, кому адресована речь), поскольку нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести. Кроме того, нарушение этических норм общения часто приводит к коммуникативным помехам и неудачам.

Специфика этических норм

Специфика этических норм в том, что они действуют на всём протяжении речевой деятельности, а не только для оценки готового высказывания, а именно: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, далее цели, которые он ставит, средства для достижения этих целей и оценку результата речи, то есть этичность действий слушателя, предпринятых под влиянием данной речи.

Общий этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другими словами, этические нормы речевой культуры и правила речи выводятся исходя из принципа взаимного уважения и одобрения, хотя прямо, словесно это в речи может и не проявляться.

Эстетикаречи. Хорошее выступление – высокое цельное в ритмико-интонационном отношении. Выразительность речи, ее сила воздействия увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительные средства.

1. метафора - перенос наименования на основе сходства

2. эпитет – образное определение.

3. олицетворение – явление, событие, качество, св-во уподобляется живому существу.

4. гипербола - количественное усиление интенсивности, св-в, особенностей поведения.

5. сравнение - уподобление одного другому на основе выявления общего признака

6. антитеза(противопост.)

7. подхват – повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предществующей конструкции. (устал. Устал от дум тяж.)

8. каламбур - игра значениями слов

9. риторический вопрос

10. вопросо-ответное единство-способ диалогиз. текста

11. повтор

12. многосоюзие - подчеркивает значение каждого компонента конструкции

23-2) Трудности в употреблении числительных Особые сложности и большинство ошибок обычно возникают при образовании форм числительных и их употреблении в речи, и связаны в основном с их изменением по падежам и сочетанием с существительными. Рассмотрим самые сложные моменты употребления числительных.

1. Ошибочное употребление собирательных числительных с существительными женского и среднего рода, неодушевлёнными существительными мужского рода, обозначающими взрослых животных. Например: нельзя трое кошек (надо три кошки), нельзя трое медведей (надо три медведя).

2. Ошибочное употребление числительного оба с существительными женского рода, а числительного обе с существительными мужского рода. Например: нельзя обоими студентками (надо обеими студентками), нельзя обеим столам (надо обоим столам).

3. Неумение склонять каждое слово составного количественного числительного и каждую часть сложного количественного числительного.Количественные числительные (обозначают в целых единицах отвлеченное число или определенное количество однородных предметов: один, семь) изменяются по падежам, т.е. склоняются. Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами.Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.Числительные два, три, четыре имеют особые падежные окончания, сходные с окончаниями имен прилагательных во множественном числе.Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десять склоняются по 3-му склонению существительных (сравни печь). У числительных на -десять склоняются обе части.Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы: форма винительного падежа совпадает с формой именительного, в остальных падежах окончание -а.У числительных двести, триста, четыреста и у всех числительных на -сот склоняются обе части.4

4. Ошибочное склонение каждого слова в составе составного порядкового числительного. Порядковые числительные указывают на порядковый номер предметов по счету и обладают всеми грамматическими признаками относительных имен прилагательных: формами рода числа и падежа, которые зависят от существительного: пятый класс пятое поколение. У сложных порядковых числительных склоняется только вторая часть слова (пятидесятый пятидесятого и т. д.), у составных – последнее слово (двадцать шестой, двадцать шестого и т. д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...