Особенности педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки человековедческой и специальной.
Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В. А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Билет
Ораторская речь.
Ораторская речь - разновидность устной формы литературного языка, к-рая находит выражение в различных типах публичных выступлений на общественно значимые темы. О. р. информативна, адресована определённой аудитории, является 295 особой формой речевой деятельности в условиях непосредственного общения. Это устное, как правило, подготовленное выступление, следующее коммуникативно-речевой и соответствующей виду О. р. стилистической и композиционной нормам, с целью информирования слушателей и воздействия на них для получения оратором желаемого эффекта. Коммуникативно-речевая (языковая) норма О. р.— наиболее распространённые, принятые в практике образцового использования и регламентированные правилами произносительные, лексические, морфологические, синтаксические варианты, с помощью к-рых достигаются правильность речи, её чистота, точность, логичность и доступность. Стилистическая норма - совокупность устойчивых реализаций языковых средств, характерных для различных функциональных стилей, функционально-смысловых типов, изобразительно-выразительных средств, ведущих к стилистической целесообразности речи, её богатству. Композиционная норма-система смысловых структур и отдельных элементов, используемых для развёртывания воздейс гвующе го на слушателей изложения, крое характеризуется смысловой и стилистической целостностью, структурной завершённостью и единством, структурной и семантической связанностью компонентов речи.
Для О. р. характерны также тематическая за-данность, ориентированность, однонаправленность, контактность, наличие элементов диалога, временная протяжённость, динамичность, модальная оценочность, полемичность, прагматизм. Целостность О. р. заключается в единстве её темы н смысловых частей разной структуры и протяжённости, к-рые составляют её композицию. С одной стороны, О. р. представляет собой линейную последовательность, и здесь на первый план выходят средства оформления связности; с другой стороны, О. р.- это единство, проходящее путь от замысла до его воплощения, т.е. речь, подчиняющаяся определённым правилам организации, предполагающей осуществление нек-рой общей модели для каждого из её видов. Особенность О. р. состоит также в её необратимости, в отсутствии обозримой последовательности элементов, к-рую можно было бы охватить, как письменный текст, взглядом, что многое определяет в характере её построения и восприятия, в частности наличие в ней интеграционных, т. е. ретроспективных, когезий-ных (связывающих), проспективных языковых элементов. ский отметил: «Это особый вид собственно литературной речи - вид, который я бы назвал в известном смысле подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную» (Избр. тр., 1959). Степень книжности/разговорности зависит от способа выступления [чтение текста, воспроизведение его по памяти (с разной степенью опоры на него), импровизация], а также от индивидуальных навыков оратора и его ораторского опыта. Отталкивание от книжно-письменных форм и стремление к живой устной речи характерны для всех выдающихся ораторов.
Выделяют несколько видов О. р., к-рые формировались в течение длительного времени. Социально-политическая О. р.- это выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные темы, напр. по вопросам научно-технического прогресса, отчётные доклады на собраниях, конференциях, съездах, а также дипломатические, парламентские, военно-патриотические, митинговые, агитаторские выступления. Основная цель таких речей - дать к.-л. политическую, экономическую, деловую и другую информацию, оценить текущие, напр. политические, события, дать рекомендации, поставить задачи и предложить пути их решения, сообщить о проделанной работе, анализируя и оценивая её результаты, склонить слушателей к к.-л. действиям и др. Выбор и использование языковых средств зависят в первую очередь от темы и целевой установки речи. Отчётные доклады, дипломатические речи имеют черты официально-делового стиля (см.), т.к. составляются на основе официальных документов, а также установку на произнесение перед аудиторией и воздействия на неё. Для них характерны безличность, отглагольные существительные и отымённые предлоги, книжная лексика (напр., политическая лексика), аналитические вербальные сочетания, преобладание прямого порядка слов, наличие предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим, речевые стандарты и т.п. Для других видов социально-политической О. р. характерно использование разг. и публицистических средств языка, в т. ч. эмоционально-экспрессивных и образных. Они демонстрируют богатейший арсенал риторических приёмов, контактоустанавливаю-щих средств и отличаются оценочностью, призыв-ностью, полемичностью. В России академическое красноречие окончательно сложилось в 1-й пол. 19 в. с пробуждением общественно-политической мысли. Однако ещё в 18 в. Е. Р. Дашкова вводит чтение лекций и открывает общедоступные курсы по основным отраслям наук для всех желающих слушателей «на российском» языке. Большую роль в формировании академического вида О. р. сыграли такие представители рус. лекторской школы, как Т. Н. Грановский, В. О. Ключевский, СМ. Соловьёв, Н. И. Вавилов, В. С. Соловьёв, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, В.И.Вернадский, Е. В. Тарле, А. Е. Ферсман и др.
Судебные речи призваны оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд (способствовать формированию убеждения судей) и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. К ним примыкают общественно-обвинительная и общественно-защитительная речи, а также самозащитительная речь, к-рые в судебном процессе занимают второстепенное место и произносятся сравнительно редко. Рус. судебное красноречие начинает развиваться во 2-й пол. 19 в. после судебной реформы 1864, с введением суда присяжных.
Выяснить, доказать, убедить - это три взаимосвязанные задачи, определяющие содержание и форму судебной речи. Поэтому в ней даются общественная характеристика дела, анализ его фактических данных, уголовно-правовые выводы из фактических обстоятельств дела и т. п. В судебных речах используются всё богатство рус. языка, элементы всех функциональных стилей, широко вовлекаются изобразительно-выразительные, риторические формы, элементы художественного описания, диалогические формы и т.д.
Судебные речи многих отечественных юристов являются образцами судебного красноречия. Одни ораторы, напр. Н. Н. Карабчевский, А. Ф. Кони, П. А. Александров, В. Д. Спасович, Н. И. Холев, производили детальный разбор обстоятельств дела, подробно анализировали доказательства, умело подбирали аргументы, убедительно обосновывали выводы. Другие ораторы блестяще владели полемикой с обвинителем (речи Спасовича, К. К. Арсеньева). Речи С. А. Андреевского, Кони, Ф. Н. Плевако, А. И. Урусова, К. Ф. Хартулари отличались тонким психологическим анализом событий, характера и действий подсудимого. Во 2-й пол. 20 в. доказательная сторона судебной речи приобретает гораздо большее значение, чем психологический анализ.
Социально-бытовые речи- это юбилейные выступления, посвященные знаменательной дате или произнесённые в честь отдельной личности, носящие торжественный, итоговый характер; приветственные речи; застольные речи, произносимые на официальных, напр. дипломатических, приёмах, а также речи бытовые (тосты); надгробные речи, посвященные ушедшему из жизни. Одним из видов социально-бытового красноречия в 17-18 вв. было придворное красноречие (панегирики), для к-рого характерно пристрастие к высокому слогу, пышным искусственным сравнениям и метафорам. На него сильное влияние оказывал классицизм, господствовавший в то время в лит-ре и искусстве. В 19 в. пышность утрачивается. Во 2-й пол. 20 в. социально-бытовые речи отличает свободная композиция, в них освещаются разные стороны личности и событий, используются различные средства языка в зависимости от вида и цели речи (официальная, торжественная, разг. лексика, слова с положительной стилистической окраской).
Воспользуйтесь поиском по сайту: