Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:. • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; • идет объединение, интеграция школьных дисциплин; • вариативность и дифференциация обучения; • используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д. Б. Эль- конина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е. Н. Ильина, Б. М. Неменского и др. Концепция воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе: - превращение школы Знания в школу Воспитания; - постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; - гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; - развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; - возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания; - постановка трудной цели. Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования. Педагогизация окружающей среды Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным деиствием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны. Аналоги. «Педагогика сотрудничества" как проникающая технология широко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можно указать также известные школы и имена: Агишева З. И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл); Жаренова Т. Н. (Лакинск, Владимирская обл.); Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А. Нейлу); США: Бруклайн (Демократия в действии), Нью-Йорк (^Справедливое сообществом Л. Кольберга); Швейцария: Иттиген (Вальдорфская школа). Литература 1 Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990. 2. Берулаева М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5. 3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. — 1988. — № 1. 4. Иванов И П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
5. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988. 6. Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК "Школа", 1988. 7. Кочетов Л. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994. 8. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989. 9. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994. 10. Отчеты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета): Педагогика сотрудничества. - 1986. - 18 марта. Демократизация личности. — 1987. — 17 октября. Методика обновления. - 1988. - 19 марта. Войдем в новую школу. - 1988. - 18 октября. От ученика - к личности // Первое сентября. - 03. 09. 96. 11. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1987. 12. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989. 13. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991. 14. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989. 15. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль, 1990. 16. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994 - № 5 17. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 1987. 18. Цирлина Т. В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997. 19. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993. 20. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили Дари себя детям! Из «Заповедей" Ш. А. Амонашвили Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология "Школа жизни", изложенная в его "Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики". Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая + религиозная. По основному фактору развития: социогенная + биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориентированная. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества. По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям. Целевые ориентации • Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. • Облагораживание души и сердца ребенка. • Развитие и становление познавательных сил ребенка. • Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. • Идеал воспитания — самовоспитание. Концептуальные положения • Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4. 1). • Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. • Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты -могущество и безграничность. • Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе. Особенности содержания Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).
Особенности методики Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: — гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; — индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; — мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество -вопрос, атмосфера романтики; — резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей; — учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограниченно, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь. Литература 1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984. 2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1988. 3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М., 1988. 4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1988. 5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990. 6. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980. 7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. 8. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982. 9. Амонашвили Ш. А. Школа жизни // Учительская газета. - 1996. - № 15 - 23. 10. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1987. 11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. - 1987. - №7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|