Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс




Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотруд­ничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении воп­росов «чему» и «как» учить сегодня детей:.

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов:

опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опе­режении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллекту­альном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д. Б. Эль-

конина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е. Н. Ильина, Б. М. Неменского и др.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

- превращение школы Знания в школу Воспитания;

- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

- возрождение русских национальных и культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основа­нием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положе­ние по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесооб­разности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую лич­ность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (лич­ность выпускника) определяются совместным деиствием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управле­ния, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - буду­щем всей страны.

Аналоги. «Педагогика сотрудничества" как проникающая технология широ­ко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можно указать также известные школы и имена:

Агишева З. И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл);

Жаренова Т. Н. (Лакинск, Владимирская обл.);

Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А. Нейлу);

США: Бруклайн (Демократия в действии), Нью-Йорк (^Справедливое со­обществом Л. Кольберга);

Швейцария: Иттиген (Вальдорфская школа).

Литература

1 Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990.

2. Берулаева М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.

3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обуче­ния в школе //Народное образование. — 1988. — № 1.

4. Иванов И П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.

5. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

6. Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК "Школа", 1988.

7. Кочетов Л. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.

8. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.

9. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994.

10. Отчеты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета):

Педагогика сотрудничества. - 1986. - 18 марта.

Демократизация личности. — 1987. — 17 октября.

Методика обновления. - 1988. - 19 марта.

Войдем в новую школу. - 1988. - 18 октября.

От ученика - к личности // Первое сентября. - 03. 09. 96.

11. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1987.

12. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к уча­щимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.

13. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская кон­ференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.

14. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.

15. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярос­лавль, 1990.

16. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994 - № 5

17. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 1987.

18. Цирлина Т. В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.

19. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.

20. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990.

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Дари себя детям! Из «Заповедей" Ш. А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспери­ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригиналь­ные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологи­ей его педагогической деятельности является технология "Школа жизни", из­ложенная в его "Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики".

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элемен­тами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориентированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с эле­ментами проблемности, творчества.

По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

Целевые ориентации

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благород­ного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

• Идеал воспитания — самовоспитание.

Концептуальные положения

• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4. 1).

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты -могущество и безграничность.

• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистичес­кое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление вы­соких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многооб­разие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятель­ности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Серд­це, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружаю­щего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).

Особенности методики

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального со­держания методик и методических приемов, среди которых:

гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество -вопрос, атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы мате­риализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограниченно, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1988.

5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

8. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш. А. Школа жизни // Учительская газета. - 1996. - № 15 - 23.

10. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1987.

11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. - 1987. - №7.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...