Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификационные параметры технологии




По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: групповая, академическая + клубная.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: проблемная.

По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятель­ности учащихся.

По категории обучающихся: массовая, все категории.

Целевые ориентации

• Приобретение ЗУН.

• Усвоение способов самостоятельной деятельности.

• Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

• Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

• Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знани­ях, являясь активным субъектом своего обучения.

• Условиями успешности обучения являются:

• проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

• активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

• связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.


Рис. 6. Классификация проблемных ситуаций


Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - про­блемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содер­жания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситу­аций.

Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдопо­добные коллизии из истории науки. Однако такой путь познания был бы слиш­ком неэкономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим ме­тодическим особенностям (рис. 6).

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, уме­ния видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблем­ных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается дея­тельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизи­рующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, кра­соту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологи­ческой проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для уче­ников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обуче­ния: при объяснении, закреплении, контроле.

Рис. 7. Технологическая схема проблемного обучения

 

Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение про­блемной ситуации) показана на рис. 7. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуа­ции - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование диффе­ренцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим най­ти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например:

исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречи­выми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учеб­ной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную по­знавательную деятельность ребенка.

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские мето­ды, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески приме­няют и добывают знания.

Литература

1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.

2. Булгаков В. И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. -1985. - № 8.

3. Дискуссия «Проблемное обучение - понятие и содержание» // Вестник высшей школы. -1976-1983.

4. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цирлина Т. В. На пути к совершенству. -М.: Сентябрь, 1997.

5. Ильина Т. А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - 1976. - №2.

6. Ильина Т. А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? // Вест­ник высшей школы. - 1984. - № 9.

7. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.

8. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985.

9. Кудрявцев Т. Д. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М: Знание, 1991.

10. Курбатов Р. Педагогика ковчега // Частная школа. - 1995. - №3, 4, 5.

11. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

12. Махмутов М. И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.

13. Никандров Н. Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. - 1983. - № 12.

14. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.

15. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.

16. Рубрика «Проблемное обучение - в практику» // Вестник высшей школы. - 1984-1985.

17. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. - М., 1962.

18. Шевкин B. C. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. - М., 1959.

19. Якиманская Н. С. Развивающее обучение. - М., 1979.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...