Описание и анализ педагогической технологии
Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение. Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре. /. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой). 2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса. 3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования): • целевые установки и ориентации; • основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения); • позиция ребенка в образовательном процессе. 4. Особенности содержания образования: • ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП); • объем и характер содержания образования; • дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения. 5. Процессуальная характеристика: • особенности методики, применения методов и средств обучения; • мотивационная характеристика; • организационные формы образовательного процесса; • управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция); • категория учащихся, на которых рассчитана технология. 6. Программно-методическое обеспечение: • учебные планы и программы; • учебные и методические пособия; • дидактические материалы; • наглядные и технические средства обучения; • диагностический инструментарий.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационнос-ти), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности. Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых. Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц. Литература 1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. - 1996. - № 2. 2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М., 1980. 3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977. 4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. 5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 6. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - № 5. 7. Волович М. Б. Наука обучать (технология преподавания математики). - М., 1995. 8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985. 9. Гершунский B. C. Педагогическая прогностика. - Киев, 1986. 10. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М., 1995. 11. Гузеев Н. И. Еще одна точка зрения // Народное образование. - 1997. - № 6. 12. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы образовательных технологий //Психологическая наука и образование. — 1997. — № 2.
13. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994. 14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. 15. Долгополое Н. Гештальт-подход //Частная школа. - 1995. - №1. 16. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983. 17. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М., 1990. 18. Ильясов И. И. Структура процесса учения. — М., 1986. 19. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995. 20. Кларин М. В. Педагогическая технология. - М., 1989. 21. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. - 1995. - № 6. 22. Краевский В. В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. - М.: Педагогика, 1982. 23. Кудрявцев П. О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991. 24. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Правда, 1966. 25. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. 26. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1992. 27. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия. - София, 1978. 28. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития. - М., 1989. 29. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995. 30. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 1996. 31. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997. 32. Разин В. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Alma mater. Вестник высшей школы. - 1991. - №1. 33. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 34. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. - 1996. - №3. 35. Теоретические основы процесса обучения/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера -М., 1989. 36. Уланов. Российская школа в европейском контексте //Директор школы. - 1996. - №3. 37. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987. 38. Фридман Л. М. Психологическая наука - учителю. - М., 1985. 39. Центр нейролингвистического программирования в образовании // Частная школа. -1994. -№1. 40. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. 41. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М.: Логос, 1993.
42. Шадритв В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М., 1996. 43. Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М.: Политиздат, 1989. 44. Щедровицкий П. Г. Лекции по философии образования. - М., 1993. 45. Щукина Г. П., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. - М., 1988. 46. Элъконин Д. Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. 47. Юдин В. В. Педагогическая технология. - Ярославль, 1997.
III. Современное традиционное обучение (ТО) Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок; - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|