Принципы программированного обучения (по В. П. Беспалько)
Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств. Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих
Рис. 12.
принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время. Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся; например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения. Виды обучающих программ Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки" учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рис. 12). • Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. • Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. • Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения - составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы. Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала: • информационный блок; • тестово-информационный (проверка усвоенного); • коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение); • проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
• блок проверки и коррекции. Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: • точно сформулированная учебная цель (целевая программа); • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; • методическое руководство по достижению целей; • практические занятия по формированию необходимых умений; • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М. А. Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней. Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом. Литература 1. Берг А. И. Кибернетика и обучение // Природа. - 1966. - №11.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. 3. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М.,1971. 4. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М.,1971. 5. Гальперин П. К. К теории программированного обучения. - М.,1967- 6. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966. 7. Молибог А. Г. Программированное обучение. - М., 1967. 8. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. 9. Пеннер Д. И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе. -1973. - № 2. 10. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1991. - №3. 11. Селевко Г. К. Задания для машинного программированного контроля знаний. - Ярославль, 1982. 12. Селевко Г. К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. - Ярославль, 1972. 13. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. - №3. 14. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - МГУ,1975. 15. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.,1988. 16. Третьяков Л. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997. 17. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. ^- М.: Народное образование, 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|