Смешанная дифференциация (модель сводных групп)
Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы. Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации (группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются еще две сводные группы. Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран «интересным» и главная цель которых - достижение обязательных результатов обучения. Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта. Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвертом-пятом уроках классы распадаются -учащиеся в соответствии с выбранными ими направлениями переходят в сводные группы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым программам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективах.
Модель сводных групп, объединяющая два вида дифференциации - по уровню достижений и по интересам, действует в параллелях V—IX классов. Переформирование групп проводится по результатам итогового годового контроля. Возможны переходы учащихся из группы в группу и в середине учебного года. Для распределения детей между разными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты. Литература 1. Алексеев С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. - Л., 1991. 2. Гроот Р. Дифференциация в образовании//Директор. - 1994. - №5. 3. Гузик Н. П. Обучение органической химии. - М., 1988. 4. Гузик Н. П. Учить учиться. - М., 1981. 5. Дифференциация как система: В 2 ч. - М., 1992. 6. Лошнова О. Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994. 7. Селевко Г. К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995. 8. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В. В. Фирсов) Фирсов Виктор Васильевич - кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех", г. Москва. Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведет к снижению уровня требований, процентомании. В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Классификационная характеристика и целевые ориентации - те же, что и в п. 6. 2. Концептуальные положения • Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением. • Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т. е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников. • При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований). • Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т. д. • Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой-либо одной методической схемой. • Мотивация, а не констатация. • Предупредить, а не наказать незнание. • Признание права ученика на выбор уровня обучения. • Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». • Ученик должен испытывать учебный успех.
Особенности содержания Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований: 1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся, 2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося. В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает: • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся; • базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся; • базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют); • наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета. Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта (ножницы). Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию ученья (Л. В. Занков). Особенности методики Особенностями методики преподавания являются: • блочная подача материала; • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; • наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках. Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов. Оценивание знаний Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения", в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов.
Предусматривается: - тематический контроль; - полнота проверки обязательного уровня подготовки; - открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; - оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов); - двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет); - повышенные оценки за достижения сверх базового уровня; - «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача); - возможность «дробных» зачетов; - кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных). Зачеты проводятся в учебное время, при этом: - предусматривается резерв времени для доработки; - возможна помощь учителя во время зачета; - учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям; - на каждого ведется лист учета и контроля; - в случае, если учащийся претендует на оценки 4 и 5, итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу. Литература Фирме В. В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|