Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов)
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Св. писание Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва. Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган. Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание. В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера. Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур. Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН +2) СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная. По категории обучаемых: продвинутого уровня. Целевые ориентации • Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. • Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Концептуальные идеи • Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. • Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. • Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру. • Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. • Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени). В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях: 1. Форма организации обучения. 2. Принцип организации самого содержания науки: а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий; б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных, вопросов бытия, основных точек удивления; в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Особенности организации содержания (по В. С. Библеру) 1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох: • античное мышление - эйдетическое (образное);
• средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу); • новое время - рационалистическое мышление, разум - все; • современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам. 2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи (1) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2). 3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средневековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века. 1-11 классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия. III-IV: Античная культура. V-VI: Культура Средневековья. лVII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения. IX-X: Культура современности. XI: Класс специально диалогический. 4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы. 5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге. 6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.
И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни. Особенности методики Создание ситуации диалога. По В. В. Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению — базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|