Классификационные параметры технологии
По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп + программное управление. По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная + дифференцированная. По подходу к ребенку: дидактоцентрическая. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + развивающая. По направлению модернизации: методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование. По категории обучаемых: массовая + виктимологическая + работа с трудными. Целевые ориентации • Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи. • Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту). • Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту). • Повысить орфографическую грамотности в 2 раза (1-3, 5-7-е классы). • Обучить пересказу (перевод 90 % двоечников на нормативный уровень). • Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы). • Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90 %). Концептуальные положения • Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение. • Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти. • Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика. • Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений. Процессуальная характеристика
Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы. Подготовка дошкольников к развитию речи на умение работать по указанию, копировать рисунок, выбор парных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание. Оптимальное чтение - это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту): ежеурочные пятиминутки чтения; зрительные диктанты по И. Т. Федоренко (ежедневно); жужжащее чтение; артикуляционные упражнения; пересказ содержания; составление вопросов по тексту; чтение перед сном. Увеличение быстроты письма: уменьшить высоту строчных букв до 2,5 мм. Повышение орфографической грамотности: диагностические диктанты; применение игровых словариков; обучение пересказу. Совершенствование вычислительных умений: усвоить таблицы умножения; увеличить частоту тренировок; упражнения с демонстрационными карточками, сорбонками (карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти). Сохранение учебных умений в период каникул: применение тетрадей с печатной основой; ежедневные короткие упражнения; летние задания для перешедших в 5-й класс. Общеорганизационные рекомендации: • диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки; • деление учебного года на 3 части — триместры; • организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе; • оптимально оценивать: применять в 1-2-х классах только отметки «хорошо» и «отлично»; • стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного. Литература 1. Баева Т. В. Игровой словарик. - Самара, 1995. 2. Зайцев В. Н. Быстрое чтение. Резервы, возможности, результаты // Народное образование. -1989. - № 8.
3. Зайцев В. Н. Вычислительные умения // Народное образование. - 1991. - №3. 4. Зайцев В. Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола, 1992. 5. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991. 6. Зайцев В. Н. С чего начать. - Донецк, 1995. 7. Зайцев В. Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3. 8. Зайцев В. Н. Умножение и деление. - Самара, 1995. 9. Зайцев В. Н., Разин А. Ф. и др. Мамина школа. - Донецк, 1995. Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Г. Хазанкин) Чтобы научить решать задачи, надо их решать. Д. Пойа Хазанкин Роман Григорьевич - учитель школы № 14 г. Белорецка Республики Башкортостан, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской. Классификационные параметры, По уровню применения: частнопредметная. По философской основе: диалектическая + сциентистская. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология. По типу управления: современное традиционное обучение + «репетитор». По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная, академическая + клубная, дифференцированная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная. По направлению модернизации: методическое усовершенствование. По категории обучаемых: массовая + работа с трудными + работа с одаренными. Целевые ориентации • Обучение всех на уровне стандарта. • Увлечение детей математикой. • Выращивание талантливых. Концептуальные положения • Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. • Обучать математике = обучать решению задач. • Обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи. • Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных». • Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности. • Управлять общением старших и младших школьников. • Сочетать урочную и внеурочную формы работы. Особенности методики В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные: урок-лекция, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации, зачетные уроки.
1) Уроки-лекции раскрывают новую тему крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Их структурные элементы: - обоснование необходимости изучения темы; - проблемные ситуации, анализ этих ситуаций; - работа с утверждениями по определенной схеме; - обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы; - сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата проведения зачета; - разбор решения ключевых задач по теме. 2) Уроки-решения "ключевых задач". Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их. Виды работы с задачами: - решение задачи различными методами; - решение системы задач; - проверка решения задач товарищами; - самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение; - участие в конкурсах и олимпиадах. После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими можно пользоваться и на уроках, и на контрольных. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить перегрузку старшеклассников: им приходится решать их меньше и в классе, и дома. Знание только алгоритмов решения ключевых задач не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к математике. С ними нужно вовремя перейти к разбору задач нестандартных, например из журнала «Квант». 3) Уроки-консультации, когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам. Работа с карточками на консультации состоит в том, что: - задачи компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности; - вычленяется задача (из числа предложенных) или формулируется новая«решение которой является ключом к методике решения задач всей группы; - формулируется и решается одна задача, которая обеспечит знакомство школьников с решением нескольких задач из разных карточек;
- подбираются ключевые задачи к задачам из карточек; - определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач, включенных школьниками в карточки; - включается дополнительная, важная для всех (по мнению учителя) задача. 4) Зачетные уроки, цель которых - организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач. Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачетов организуется вертикальная педагогика: у каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными -опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно, можно высказывать любые мысли - плохой оценки или выговора не бывает. После повторения темы (предыдущего класса) старшие получают задание: подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (проблемы, интересы, способности). Зачет проводится по каждой теме, обычно раз в неделю. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого - и тем самым развивается мышление «экзаменатора». Алгоритм зачета: - школьник выполняет индивидуальное задание с карточки; - устный отчет старшекласснику (работа в паре); ~ старшеклассник разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы в знаниях; - беседа в паре до полного понимания; - в зачетную карточку принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради; - принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения каждой задачи; - мотивация оценок. Сам Р. Г. Хазанкин подытоживает основные направления своей системы в 10 заповедях: 1. Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими. Школьники должны хорошо понимать глубинные взаимосвязи изучаемого предмета, знать и уметь пользоваться общими методами данной науки. 2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами. 3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая задачи; методы доказательства и общие методы решения задач.
4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях. 5. Учить догадываться. 6. Продолжать работать с решенной задачей. 7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты. 8. Составлять задачи самостоятельно. 9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой. 10. Организовать «математическое» общение на уроке и после уроков. Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии Р. Г. Хазанкина. Кроме индивидуальной формы используются следующие: математические бои; математические олимпиады; КВН; математические вечера; летняя математическая школа; работа научного общества учащихся (НОУ). Школьники - члены НОУ активно помогают учителю в организации учебно-воспитательного процесса (разработка дидактических материалов, проверка тетрадей, оказание помощи учащимся, проведение олимпиад). Литература 1. Зильбергер Н. И. и др. Формы работы Р. Г. Хазанкина // Математика в школе. - 1986. -№ 2. 2. Зильбергер Н. И. Методические указания по составлению математических задач. - Псков, 1991. 3. Зильбергер Н. И. Урок математики. Подготовка и проведение. - М.: Просвещение, 1995. 4. Преловская И. Извлечение корня, или Откуда в Белорецке столько вундеркиндов / Возвышение желаний, или Как осуществить себя. - М.: Политиздат, 1986. 5. Селевко Г. К. Физический вечер в школе // Вопросы оптики в факультативных курсах. -Ярославль, 1970. 6. Хазанкин Р. Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. - 1991. - №1. 7. Хазанкин Р. Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование. - 1987. - № 10. 8. Халамайзер А. В. Из опыта работы Хазанкина Р. Г. // Математика в школе. - 1987. - № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|