Движущие силы педагогического процесса
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Компоненты, характеристика и структура педагогического процесса Педагогический процесс может быть: 1. Целевой. 2. Содержательный. 3. Организационно-деятельностный. 4. Аналитико-результативный. Таким образом, педагогический учебно-воспитательный процесс – это единство и взаимодействие процессов обучения, воспитания и развития. Суть его состоит в том, что происходит передача опыта старшими поколениями и усвоение того же опыта младшими поколениями через их общение, взаимодействие, что следует из необходимости удовлетворения потребностей современного общества. Закономерности педагогического процесса 1. Наличие потребностей и возможностей общества. 2. Наличие определенных условий, в которых протекает педагогический процесс (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических). 3. Взаимосвязь процессов обучения, образования, воспитания и развития. 4. Необходимое единство действий всех субъектов воспитания. 5. Наличие отличительных особенностей задач воспитания, которые зависят от возрастных и других особенностей воспитываемых. 6. Необходимо наличие поставленных задач. 7. Определение методов и средств в соответствии с задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. 8. Определение форм организации педагогического процесса в соответствии с задачами, содержанием, методами и средствами воспитания. 9. Необходимый учет внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса. 10. Наличие внутренних связей, при нарушении которых процесс обучения не достигает цели. 11. Наличие закономерности между преподаванием и учением. 12. Зависимость содержания обучения от его задач.
13. Определение методов и средств обучения в соответствии с задачами и содержанием. 14. Определение форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов. 15. Наличие необходимой взаимосвязи всех компонентов обучения приводит к достижению результатов, соответствующих поставленным целям. Последний пункт как бы объединяет и соединяет в систему все предшествующие. В том случае, если учитель верно определит цели и задачи, содержание обучения, точно и четко выберет методы организации учебно-познавательной деятельности и контроля, проанализирует условия процесса и примет меры к его улучшению, тогда наверняка будут выявлены осознанные и эффективные результаты. Движущие силы педагогического процесса Требования обучающего и противоречия между ними являются движущей силой педагогического процесса и возможностями выполнения таких требований и задач воспитуемым. Выдвигаемые требования – это познавательная, трудовая, практическая, общественно-полезная направленность знаний, информации, обучения вообще. Если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых, то такое противоречие будет являться источником движения системы и приведет к решению общих задач с воспитателем. В противном случае противоречие не будет способствовать эффективному развитию системы, если задачи, поставленные перед воспитанником, будут очень трудными или легкими, т. е. не будут соответствовать возможностям воспитуемых. Структура педагогического процесса включает в себя: 1. Цель – выявление итогового результата. 2. Принципы – это основные направления в достижении цели. 3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач. 4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.
5. Средства – способы «работы» с содержанием. 6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса. Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д. 13. Этапы педагогического процесса. Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов существуют одни и те же этапы. Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный (таблица). На этапе подготовки педагогического процесса или подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи: - целепологание, - диагностика условий, - прогнозирование достижений, - проектирование педагогического процесса, - планирование развития педагогического процесса. Основной этап или этап осуществления педагогического процесса включает в себя важные взаимосвязанные элементы: 1. Педагогическое взаимодействие: - постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, - взаимодействие педагогов и обучаемых, - использование намеченных методов, форм педагогического процесса и средств, - создание благоприятных условий, - осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых, - обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. 2. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, который играет стимулирующую роль. Его направленность, объем, цель должны быть подчинены общей цели и направленности процесса; учитываются другие обстоятельства реализации педагогического контроля; следует предотвратить его (педагогический контроль) превращение из стимула в тормоз. 3. Обратная связь - основа качественного управления педагогическим процессом, принятия оперативных управленческих решений. Развитию и укреплению обратной связи педагог обязан придавать приоритетное значение. С помощью обратной связи удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Обратная оперативная связь в ходе педагогического процесса способствует введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Заключительный этап или анализ достигнутых результатов. Зачем нужен анализ хода и результатов педагогического процесса после его завершения? Ответ: чтобы в будущем не повторить ошибок, учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.
14. Педагогические технологии обучения: сущность понятия и признаки педагогической технологии. Технологический подход в образовании возможно применять т.к. пед. процесс имеют много сходных черт. Массовое внедрение пед. технологий относится к 60 г. 20 в. Благодаря работам Блума, Кэролла, Хамблина, Беспалько, Гальперин, Бабанский. Пед. технология - учение о деле. Система организационно-пед. воздействий на учебно-воспит. процесс, представляющий себя комплекс моделей обучения и средств диагностики, позволяющих создать условия для максим.развития творч. потенциала уч-ся. Основные признаки: 1. Цели; 2. наличие диагностических средств; 3. система средств и условий, гарантирующих достижение пед. целей. 4. наличие средств анализа результатов д-ти уч-ся и уч-ля.
5. наличие алгоритмичности процессов. Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трех аспектах: · научный, · процессуально-описательный, · процессуально-действенный. Пед. технологии: -образовательные; -воспитательные. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: · концептуальность; · системность; · управляемость; · эффективность; · воспроизводимость Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: · концептуальная основа; · содержательный компонент обучения; · процессуальная часть - технологический процесс.
15. Процесс обучения: сущность, движущие силы, функции, признаки процесса обучения. Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая (эмоционалн., ителлект., мотив.сферы). Противоречие располагается между требованиями учебной программы “надо” и уровнем возможности ученика “могу/не могу”; кроме того, — между его возможностью “могу / не могу” и мотивами учения “хочу/ не хочу”. Кроме противоречия, к числу движущих сил процесса обучения следует отнести чувства и эмоции.К числу движущих сил процесса обучения отнесем также и волю, например настойчивость, сосредоточенность, самообладание, а также нравственно-волевые черты долга, обязанности, ответственности перед другими. Структура процесса обучения Процесс двусторонний:1) преподавание (деятельность учителя) 2) учение (ученика) Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся). Результативный (оценка, самооценка). Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся. 16. Структуры процесса обучения. Уровни процесса обучения. Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой; 2) стимулирующе-мотивационный; 3) содержательный; 4) операционно-действенный; 5) контрольно-регулировочный; 6) оценочно-результатовный. Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов. Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения. Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов. Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями. Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства. Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения. Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности. 17. Закономерности процесса обучения (общие и конкретные). Принципы процесса обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|