Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего
Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. "Обучение в самом общем виде, - пишет М.И.Махмутов - один из основоположников проблемного обучения, - это передача опыта старших поколений молодому поколению". Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами. Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется интеллектуальный подход: на математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т.п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориентации. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц. Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.
И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях "незнания" истины. Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования. Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он - полноправный источник и организатор своих знаний, не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.
Развивающее обучение. Развивающее обучение -это вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися. У истоков технологии развивающего обучения стояли Выготский, Занков, Эльконин, Давыдов. До Выготского считалось, что развитие интеллекта идет вслед за обучением и воспитанием. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться на «завтрашний день детского развития». Тогда она сможет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Понятие «зоны ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать уч задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами. Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах педэксперимент, результатом которого стал вывод: можно ускорить развитие школьников за счет повышения эффективности обучения.
Решающая роль отводилась дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудности, который раскрывает силы ребенка, дает им простор и направление. Если препятствий нет, то развитие идет слабо. Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирования материала. Уч материал становится обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Занков утверждал, что в изучении программного материала следует идти быстрым темпом. Технологию развивающего обучения разрабатывали Эльконин, Давыдов. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал системно-деятельностный подход к обучению. Дид цель: стимулирование рефлексии уч-ся в различных ситуациях уч деятельности. Рефлексия – осознание и осмысление уч-ся собственных действий, приемов, способов уч деят-ти.
Она связана с самоконтролем и самооценкой, поэтому этим процедурам придается здесь большое значение.
Минусы: дети с врожденными заниженными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для класса темпе.
Личностно-ориентированное обучение -это вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. И. Лернер выделил два компонента содержания образования: базовый компонент, включающий систему знаний, умений и навыков, а также продвинутый компонент, содержащий опыт творческой деятельности (т.е. опыт переноса знаний, умений и навыков в новую, нестандартную ситуацию, опыт продуцирования новых знаний и способов деятельности) и опыт эмоционально – ценностного отношения ребенка к миру, к людям, к себе. Между этими компонентами существует связь: продвинутый компонент формируется на основе базового. Если результатом образования признается базовый компонент, то продвинутый при этом не формируется. Если результат образования – продвинутый компонент – базовый в этом случае переходит из категории результата образования в средство для достижения результата образования. «История дидактики свидетельствует о наличии по крайней мере двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно – ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.»
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. В основе личностно – ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом: - индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне, - человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания, - индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию, - взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения, - самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов. Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются: -цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка; -обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс; -учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении; -субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая; -при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
-усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности. Основные отличия личностно – ориентированного обучения от традиционной дидактической системы:
Модульное обучение - это вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования. Технология модульного обучения - в США и Западной Европе в нач 60-х ХХ в. В отечественной дидактике – Юцявичене и Шамова. Сущность в том, что ученик достигает конкретных целей при работе с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено уч содержание и технология овладения им. Состав модуля: - целевой план действий; - банк информации; - методическое руководство по достижению дидактических целей. Содержание обучения – в самостоятельных информационных блоках. Разрабатывается модульная программа, состоящая из комплексной дидакт цели и совокупности модулей. В модули входят крупные блоки уч содержания. Из комплексной цели выделяются интегрирующие, в соответствии с которыми разрабатываются модули. Модули бывают: Познавательные – используются при изучении наук; Операционны -- необходимы для формирования и развития способа деятельности. Смешанные модули. При модульном обучении отводится максимальное время на самостоятельную работу. Переводит обучение на субъектно-субъектную основу. Учитель может индивидуализировать работу с отдельными учениками. Технология МО предполагает также контроль, анализ и коррекцию в сочетании с самоуправлением. Дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса. Технология ДО – это получение образовательных услуг без посещения уч заведения, с помощью средств телекоммуникации (эл почта, телевидение, Интернет). Используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Позволяет учиться инвалидам. Плюсы: учитывает индивид способ-ти, потребности, темперамент, занятость. Используются традиционные формы обучения (лекции, консультации, лаб работы, контрольные, зачеты, экзамены), однако исключается живое общение с преподавателем. Используются дискеты, CD-диски для записи лекций. Новейшие информационные технологии: гипертекст, мультимедиа, виртуальная реальность). Исп-ся возможности кинематографа для создания лекций. Консультации - одна из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самост изуч дисциплины. Использование соврем техники позволяет проводить проверку рез-ов теорет и практич усвоения уч материала. 27. Методы обучения. Методический прием. Функции методов обучения. Условия выбора методов обучения. методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1. Пассивный метод; 2. Активный метод; 3. Интерактивный метод. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее. Пассивный метод Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Активный метод Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный метод Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|