Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь)




Организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые личностные качества;
Преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а выдвигает перед обучаемыми задачу (создает проблемную ситуацию) и побуждает к ее разрешению;

Проблемная ситуация возникает в случае, если: актуализировано противоречие между:

o существующим знанием и незнанием (невозможность разрешить проблемную ситуацию известными методами и приемами);

o старыми знаниями и новыми фактами (знаниями более низкого и более высокого уровня, житейскими и научными знаниями, несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями);

o имеющимся знанием и изменившимися практическими условиями его применения;

o теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

o практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучаемых знаний для его теоретического обоснования;

Проблемная ситуация обладает дидактической ценностью лишь в случае, если предлагаемое проблемное задание (учебная задача, вопросы, практические задачи) соответствует интеллектуальным возможностям обучаемого, побуждает его выйти из сложившейся ситуации, снять возникшее противоречие;

Основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых):

o проблемное изложение – демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы (минимум познавательной самостоятельности);

o частично -поисковая деятельность(направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы);

o исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск обучаемыми путей и способов решения проблемы.

Преимущества:

· достижение высокого уровня умственного развития обучаемых, формирование познавательной самостоятельности;

· развивает интерес к учебному труду;

· обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки:

· большие затраты времени на достижение запланированных результатов;

· слабая управляемость познавательной деятельностью обучаемых.

Технология дистанционного обучения.

Технологии Дистанционного обучения — информационные технология, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

· Дистанционное образование незаменимо для удалённых городов, где другие возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует.

· Для обучения не нужно покидать свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.

· Дистанционное образование ведется по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.

· У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.

· Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.

· Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

32. Воспитание как часть педагогического процесса. Особенности процесса воспитания.

Воспитание – в широком педагогическом значении – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств и осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях

Воспитание – в узком педагогическом значении – процесс и результат воспитательной работы, направленное на решение конкретных воспитательных задач.

Процесс воспитания служит предметом изучения одного из разделов педагогики – теория воспитания.

Воспитание как педагогический процесс – специально организованное целенаправленное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Особенности процесса воспитания или его свойства:

1. Целенаправленность

2. Многофакторность

3. Длительность

4. Непрерывность

5. Комплексный характер (комплекс целей, задач, форм и т.д.)

6. Вариативность(неоднозначность) и неопределенность результата.

7. Воспитание носит двусторонний характер

8. Диалектичность воспитания личности – постоянно развивающийся процесс

33. Движущие силы процесса воспитания. Структуры процесса воспитания.

Движущимися силами воспитания являются противоречия: внутренние (противоречия между потребностями ребёнка и возможностью их удовлетворить) и внешние (противоречие между семьей и образовательным учреждением; противоречие между словом и делом педагога; противоречие между требованиями и уровнем подготовленности – зона ближайшего развития)

Структуры воспитания

1. По целевому критерию представляют собой совокупность последовательных задач: начинается с главной, а потом идут маленькие.

1-ая задача – целостное формирование личности

2-ая задача – формирование нравственных качеств личности.

3-ая задача – приобщение воспитанников к ценностям в области науки, культуры, искусства.

4-ая задача – воспитание жизненной позиции и т.д.

2. Выделение стадий воспитательного процесса.

1-ый этап – формирование знаний о правилах и нормах поведения

2-ой этап – формирование убеждений – и 3-ий этап – формирование чувств – идут одновременно.

4-тый этап – формирование поведения.

3. Структура, показывающая связь и зависимость между компонентами, обеспечивающая эффективность воспитательного процесса.

1 этап – проектирование (педагог)

2 этап – организация разных видов деятельности воспитанников

3 этап – регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности.

4 этап – контроль и подведение итогов деятельности, анализ достижений и неудач.

34. Закономерности и принципы воспитания.

Закономерности.

Эффективность воспитания зависит:

1. от сложившихся отношений между воспитателем и воспитанниками

2. от соответствия цели и организации действий по ее организации

3. от действия объективных и субъективных факторов: субъективные – все, что связано с людьми, объективные – условия

4. от активности участников

5. от качества воспитательного воздействия

6. от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанника. Практика показывает, что развитие интеллектуально и физически – не совпадают.

7. от качества взаимоотношений между воспитанниками

Принципы воспитания.

— общественная направленность воспитания;Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

— связь воспитания с жизнью, трудом; Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

— опора на положительное в воспитании; Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.

— единство воспитательных воздействий или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

--- принципы гуманизации,

--- личностный (индивидуальный) подход,

35. Понятия цели, задач, содержания и форм воспитания. Взаимосвязь содержания и формы воспитания.

Цели воспитания — предвосхищение в сознании результата. Это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна.

Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников.

Содержание процесса воспитания.

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания.

В основе содержания воспитания лежат следующие идеи:

1. Идея реализма цели воспитания (исходя из возрастных и индивидуальных особенностей)

2. Идея самоопределения воспитания

3. Добровольность воспитания

4. Личностная направленность

5. Коллективная направленность

Форма воспитания — внешнее выражение этого процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая — в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Условия выбора формы:

1. Выбор формы зависит от цели.

2. Выбор формы зависит от содержания.

3. Выбор формы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей.

4. Выбор формы зависит от квалификации педагога

5. Форма должна быть ориентирована на три канала восприятия

6. Форма должна быть изменчивой. Зависит от аудитории испытуемых

7. Форма не может быть всякий раз воспроизведена в своем целостном виде, должна разрабатываться заново ля новой ситуации.

Классификация форм.

1. Количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.

36. Условия выбора формы воспитания. Классификация форм воспитания. Школьные и внешкольные формы воспитания.

Форма воспитательной работы - это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, когда и в каких условиях ведет конкретную воспит. работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их существование, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных пед.ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Формы воспитательной работы-

Словесные - собрания, линейки, лекции, конференции, встречи, радиожурналы.

Практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, субботники.

Наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенная газета.

Пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

Словесно-логическая форма - основным средством воздействия явл. рациональное слово, убеждение словом (беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции.) Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблемы.

Образно-художественная форма – главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах.

Трудовая форма - воздействует на воспитанников совместная работа. Это разные виды работ в школе. Разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях.

Игровая форма – главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. (спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные).

Психологическая форма – главным средством воздействия является элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

Формы внеурочной воспитательной работы 3 группы:

1 Формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей.

2 Познавательные - экскурсии, походы фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки.

3 Развлекательные – утренники и вечера, «капустники»

37. Понятие метода воспитания. Условия выбора методов воспитания. Классификация методов воспитания

Метод воспитания-способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Классификация методов:

Метод формирования сознания - (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.) Главная функция – просвещение, формирование знаний в области социально- нравственных отношений, норм, правил поведения людей формирование взглядов, ценностей. Источник убеждения- слово, сообщение, информация и обсуждение информации.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: (упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.) Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности воспитуемых, которая является источником воспитания в этой группе методов. Деятельность воспитывает, если личностно значима для воспитуемых, имеет «личностный характер». Позиция воспитанников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов.

Методы стимулирования поведения: (соревнование, игра, поощрение, наказание.) Сущность действия этой группы состоит в побуждении к социально одобряемому поведению или торможению, сдерживанию нежелательного поступка. Побудителем к поступку и средством закрепления привычки выступает поощрение, т.е одобрение. Сдерживающим средством является наказание, осуждение поступка воспитуемого. Психологической основой этих методов является переживание самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя или товарищей.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки: (наблюдение, опросные методы(беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.) Основная функция – оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т.е оценка его эффективности по результатам воспитания.

38. Методы педагогического воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки, метод внушения.

методы воздействия на личность.

1.Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

1. Высокий авторитет педагога.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

2. Упражнение и приучение Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

1. упражнения в полезной деятельности;

2. режимные упражнения;

3. специальные упражнения.

Упражнения в полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд. Режимные упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим, который приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности. Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первокурсников "тренируют" вставать при входе преподавателя. Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок. Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. В дальнейшем упражнение - это совершенствование, которое идет нарастающим итогом. Так же, как репетиция спектакля не есть его простое повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое материализирует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к эталону.

 

3. Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилении меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку - наказанием. Поощрение организуется:

· одобрением - предельно лаконичной формой вер бального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово "хорошо");

· похвалой - развернутой формой одобрения, раскры вающей основание оценки (например: "Замечательно! Те перь всем будет комфортно");

· материальным предметом, который благодаря мате риализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, иг рушка - символ, лакомство);

· благодарностью - персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

· присвоением звания - признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий,

выговор, исключение из системы общения либо из группы.

Внушение – метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них - на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т.п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.

Метод положительного примера используется для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. Опираясь на идеал, примеры, достойные подражания, он создает условия, при которых у воспитанника формируются умения анализировать жизненные ситуации, свое поведение и поведение других людей. В результате он может сам изменить свое поведение, регулировать свои поступки.

39. Воспитательная система: содержание, подходы к созданию. Этапы становления и развития воспитательной системы школы.

Воспитательная система школы – это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда. включенная в педагогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы.

Целью является создание условий для полноценного развития и социализации учащихся. Средствами достижения цели в этом случае является не только система обучения, но и система воспитательной работы внутри школы, подсистема воспитания, а также работа школы с ближайшим и отдаленным окружением, с семьей, с учреждениями культуры, с местными органами управления, организациями по обслуживанию населения, с производственными предприятиями. Воспитательная работа становится не набором, цепью мероприятий, а частью скоординированных структур, видов деятельности, технологий. Школа в этом случае является не только учебно-воспитательным учреждением, но усиливается ее социально-педагогическая функция, школа направляет усилия на успешную адаптацию школьников, если ее деятельность организуется в рамках воспитательной системы.

Воспитательная система – значит мыслить системно, опираясь на классические и новые теории управления, на теорию и технологию пед. работы. Состоит из компонентов: цель, содержание воспитания, методы и формы, участники процесса.

Создание системы – это управленческая педагогическая задача, и решать ее нужно, используя рекомендации науки, системное видение предмета и осуществляя сознательную инновационную деятельность в своей школе, любом образовательном учреждении. Для создания воспитательной системы школы нужна воля коллектива или руководителя и профессиональный подход: анализ ситуации развития школы, определение проблем и перспектив развития, разработка концепции и плана развития школы.

Система А.С.Макаренко в 20-30-е гг. прошлого века в советской Украине (официальное учреждение для несовершенно летних правонарушителей – трудовая колония, затем коммуна). Школа-интернет,где подсистемами были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа,- все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами –настоящее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности,совет командиров, что стало классикой отечественной педагогики.

20-30гг. во Франции Селест Френе создал педагогическую систему начальной школы в провинции, «в сельской местности». В основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда, самоупраления xx в. Главное,вокруг чего организовать и учеба, и воспитание, была школьная типография. Свободные тексты- основной метод обучения в школе. Тексты, карточки, типография активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интеллектуальную и социальную инициативу. Разбор записей, их коллективное обсуждение, поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным средством воспитания.

Московская школа № 825 (директор В.А. Караковский) особенностью воспитательной системы при ее создании и системообразующей деятельностью был весенний коммунарский сбор - трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения. Сбор создавал эмоциональный настрой. Вторая особенность - ключевые школьные дела: творческая учеба, праздники песни, праздник знаний. Коллективная творческая деятельность в разных формах внеурочных и учебных занятий, вобравших в себя элементы неформальной, свободной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и детей, создает основу воспитательной системы школы. Система существует около 25 лет.

Школа самоопределения(Москва № 734 директор А.Н. Тубельский) В основе лежат идеи гуманистической педагогики, личностно ориентированного образования, свободного воспитания. Коллектив понимает задачу школы как создание условий для выбора учениками содержания обучения, видов учебных и внеучебных занятий и даже учителя, для определения инд. пути и темпа обучения. «Класс открытых студий» несколько раз в неделю ученики посещают занятия по выбору. Это не только дает возможность варьировать содержание образования, но и меняет отношение к учебе к себе к окружению. Свободный выбор заставляет думать, оценивать, относиться ответственно к своему поведению. Эта школа работает в режиме эксперимента, ее система развивается на основе инновационных подходов и дает пример того, как осуществлять нововведения, модернизируя образование.

40. Ученический коллектив как сфера жизнедеятельности и самореализации личности. Основные признаки функции ученического коллектива.

Коллектив- это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

Признаки: - постановка и достижение общественно значимых целей и задач(увлекательных перспектив);

- включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и инд.особенностей, половозрастных различий;

- формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;

-выработка правильного общественного мнения;

-появление, поддержание и накопление положительной традиций в коллективе;

-организация действенной работы органов самоуправления;

мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности сего коллектива.

Функции:

Организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы,)

Воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера)

Стимулирующая (создание благоприятных для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения)

41. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива.

важной проблемой педагогической теории были организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма — по мнению Н.К-Крупской — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Макаренко

создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающие традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки.

В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему", — писал Макаренко.

Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Развитие коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Особенно важным А. С. Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это ожидаемая радость коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...