Особенности познания человека в разл науках
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Методика Об-е в целостном пед процессе. Уч процесс-двухсторонний управляем процесс совместн деят-ти уч-ля и уч-хся, направл на интеллект раз-е, формир-е знаний и СП-бов умств деят-ти уч-хся, раз-е их способ-тей и наклон-тей. Дидактика – это педа теория об-я, дающая науч обоснование его содерж-я, методов и организац форм.Дидактик - теория образ-я и об-я. Образ-е выступает как результат об-я, а об-е – «путь образования».
Ф-ии об-я (отсюда вытекают цели и продукт об-я) 1. Образов ф-ия. Осн смысл образ ф-ии в вооружении уч-хся с-мой науч знаний, умений, навыков с целью их использ-я на практике. 2. Воспит ф-ия. Воспитывающ хар-р об-я. Об-е не м не воспитывать определ взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. 3. Развивающ ф-ия., объективно вытекает из самой природы этого соц процесса. Струк-ра об-я: - мотивация учения шк-ков - актуализ-я опорных знанийи опыта шк-ков - организ-ия изуч-я нов матер-ла - совершенств-е изученного - опред-е результат-ти Процесс об-я уч-хся протекает под руков-вом уч-ля. Цель его деят-ти сост в управлении актив и сознат познават деят-тью уч-хся. Учитель: ставит перед уч-ся задачи, постепенно усложняя их; создает необход условия для успешного протекания учения – отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов. Деят-ть уч-хся. Важнейшим компонентом учения явл-ся мотивы, т.е. те побуждения, к-ми ученик руковод-тся, осуществляя те или иные уч дей-я либо учебную деятельность в целом. В учеб ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к познав цели - к овладению опред знаниями и умениями. Факторы, влияющие на процесс обучения:
1.Соц обуслов-ть целей, содержания и методов обучения (влияние общественных отношений на формирование всех элементов воспитания и обучения). 2.Взаимообусл-ть об-я, восп-я, деят-ти уч-хся (соотношение между пед рук-вом и развитием собств активности обуч-ся, между способами организации об-я и его результатами). 3.Уровень достижения целостности и единства пед процесса. 4.Единство и взаимосвязь теории и практики в обучении. 5.Единство и взаимообусл-ть индивид и груп организации учеб деят-ти.
Система антропологических взглядов Ушинского. Термин ПА ввел Пирогов (статья «Вопросы жизни») в 60-е г.г. XIX в., а наполнил его конкретным содержанием К.Д. Ушинский в своем многотомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869), опубликованном в 60-е г.г. Он заложил основу специфики изучения человека как воспитателя и воспитуемого с целью согласовать педагогическую теорию и практику с природой человека. Он первый выделил воспитание как главный фактор развития человека. Специфика пед. антр.: ПА изучает человека как воспитателч и воспитуемого; не открывает ничего нового, а интегрирует из различных наук инф-ю, имеющую отношение к ребёнку и человеку, его воспитанию и развитию; Основн. понят – человек, ребёнок, пирода чел-ка в пространстве и времени, культура, воспитание. До 1917 г. «П.А.» Ушинского многократно переиздавалась и использовалась как учебное пособие в ВУЗах. После революции идеи У. были забыты. Т.о., П.А. как система педагогических дисциплин так и не была создана. Однако идеи У. получили широкое распространение за рубежом. В 1928 г. вышел труд Ноля «Педагогическое человековедение», где обосновывалась идея создания П.А., к-я д. представлять собой синтез различных наук о человеке, к-я д.б. теоретической педагогической деятельностью. Основные положения: Для пирогова и ушинского П.А. обозначала новую педагогику. В её основу легли гуманистические взгляды (Гуманисты: «Человек и его жизнь – высшая ценность») о том, что гос-во, народ и человечество сущ-т только для человека;
Цель воспитания – сделать нас людьми (не моряками или юристами). Средства должны черпаться из природы чел-ка, исходить из объектив. законов чел. природы; Педагогическая деятельность – целостный процесс, направленный на развитие (целостное) человека (физич,умств, духовн и тд) Для нов педагогики требовался новый педагог, который не навязывал бы ребёнку свои убеждения, а развил у ребёнка «жажду этих убеждений»
Ядро пед концепции У. – педагогика народности (соответствие обществ воспитания обществ потребностям). Родной язык – центральный предмет школьного воспитания. Необходимость трудовой деятельности. Важно: строить воспитание в соответствии с природой ребенка. Необходимость глубокого изучения процессов памяти у детей и их испольование. У. определил организацию построение урока и его виды. Основ форма самостоятельной работы детей – домашнее задание. Основное средство пед воздействия по У. – убеждение (авторитет учителя, его пример, опыт). Наказание – замечание, низкая оценка. Важную роль играет соблюдение пед такта.
Целостный пед процесс. Пед процесс –это целенапрвл и организов взаимод-е учителя и учащ-ся, реализ-ее цели образов-я, восп-я, об-я в условиях пед с-мы. сущность – обеспечение единства об-я, восп-я и разв-я. Процесс (лат.) - «движение вперед, изменение». Пед процесс: 1. формирование качеств, навыков. 2. развитие (воли, мотивации) 3. воспитание 4. обучение (передача знаний) 5. сотрудничество учителей и учеников. В ПП как в системе объединены процессы обучения, воспитания, развития вместе с условиями, формами и методами протекания. Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение знаний, умений, навыков. Воспитание – целенаправленный социальный процесс формирования личности человека в условиях воспитательной системы. Развитие – процесс становления и формирования человека под воздействием управляемых и неуправляемых, социальных и природных, внешних и внутренних факторов. (физическое, психическое, общее)
Компоненты системы ПП: ё - Систематизирующие – целевой, содержат, деятельностн и результативн. - Компоненты сис, в котор протекает ПП – педагоги, воспитанники и условия воспитания. Целевой компонент включает все многообразие целей и задач педагогич деятельности – от всестороннего и гармоничного развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств и их элементов. Содеражат компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую ыель, так и в конкретную задачу. Деятельност (организац) комп – взаимодействие педагогов и воспитуемых, организация процессов, направленных на достижение конечного резул-та. Результ комп отражает эффективность протекания процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. если коротко: целевой (многообразие идей и задач), содержательный (смысл идей и задач), деятельностный (взаимодействие педагогов и воспитуемых), результативный (эффективность протекания процесса) блоки. Цнлостный ПП заключается в подчинении всех процессов его образующих, главной, общей, единой цели – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Кажд из выделяем составл процессов выполняет и сопутствует функции воспит, развивающ, образовател.
ПП процесс трудовой, направленный на достижение общественно значимых целей. Специфика ПП – слияние труда воспитателя и воспитуемого. Выделяет объект, ср-ва и продукты труда. Объект – развивающая личность, коллектив. Предмет- формир-е ч-ка, он развив-ся по законам, свойственным его психике: особ-ми воспр-я, поним-я, мышл-я, памяти и тд. Ср-ва (орудия) – знания педагога, виды деят-ти и тд. Продукт-воспитанный, подготовленный к жизни ч-к. Законом-ти ПП – объек-но существ, повторяющ-ся, устойч-е связи между явл-ми, дают знания о том, к/протек-ют процессы. 1.Закон-ть динамики ПП – величина всех последующ изменений зависит от величины изменений на предыд этапе. Чем выше промежут рез-ты, тем выше конечн достижения.
2.Закон-ть раз-я личности в ПП - темпы и достигнут уровень развития личности зависит от наслед-ти, воспит и учеб среды, включения в учеб воспит деят-ть, сп-бов и ср-ств пед воздей-я. 3. Закон-ть управления ПП – эффект-ть пед воздей-я зависит от: интенс-ти обратных связей; величины хар-ра и обоснован-ти, корректирующих воздействия на воспитуемого. 4. Закон-ть стимулир-ия – продук-ть ПП зависит от: внутр стимулов (мотивов); интенсив-ти характера и своевр-ти внеш стимулов (обществ, моральн, матер). 5. Закон-ть единства внутр и внеш познав деят-ти – рез-т ПП зависит от: потребности общ-ва и личности; возможности общ-ва; условий протекания процесса (моральн, психологич, эстетич, санитарные). Педагог – человек, занимающийся педагогич деятельностью профессиональнор, умеет действовать в соответствии с психолого-педагогич законами и нести ответственность в установленном порядке за качественное использование своего профес долга. Педагогич деятельность – совместное, а не индивидуальное. Деятельность учителя и ученика. Основным и конечным продуктом – учащийся. Учащийся взаимодействует не только с учителем но и с учениками. Каждый ученик неповторим, педагогич д-ть – творчество. Педагогич функции: управление процессами обучения, воспитание, развитие, формирование личности. Педагогич менеджмент: учитель выступает как организатор и управленец процессом получения знаний. Модель педагогич деятельности: 1. гностический компонент (греческий гносис «познание»). - Знание своего предмета, психологич особенностей учащихся 2. проектировочный компонент (представление о перспективных задачах обучения) 3. конструктивный компонент (конструирование собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей и воспитания). 4. коммуникативный компонент (особенности коммуникативной д-ти преподователя при взаимодействии учителя с учащимся). 5. организаторский компонент – система умений педагога организовать собственную деятельность и активность учащегося. Индивидуальный стиль педагогич д-ти. - индивидуально-своеобразная система психич средств, которые сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уровновешения своей индивидуальности со внешними условиями деятельности. Три стиля деятельности: авторитарный, демократич, попустительский. Авторитарный: враждебность во взаимоотношениях участников, покорность, стремление угодить формальная сторона: краткие распоряжения, приказы, запреты без снисхождения, угрозы, похвала и порицание субъективны, эмоции не учитываются, позиции лидера вне группы(учитель над учениками, не опускается до их уровня), нет инициативы у учащихся(их мнение учителю не интересно).
содержательная сторона (как это отражается): дела в группе планируются заранее, мнение учащихся не интересно, определяется лишь непосредственные цели, дальние не известны, снижение мотивации. Голос руководителя – решающий. Демократический: живой интерес к работе, позитив, мотивация формальная сторона: инструкции в форме предложения, товарищ речь, похвала и порицание вместе с советами, позиция лидера в группе. содержательная сторона: меропреятия планируются в группе, за реализацию предложения отвечают все, все аспекты предлагаются и обсуждаются. Возрастает уверенность в себе, самоуважение. Попустительский: худшие результаты, низкая удовлетворенность формальная сторона: безразличный тон, отсутствие похвалы и порицаний, нет сотрудничества, позиция лидера в стороне от группы содержательная сторона: дела в группе идут сами собой, лидер самоустраняется от работы, разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Ч-к как предмет ПА. Особенности познания человека в разл науках Для ПА ч -основ базовое понятие. Прежде чем воспитывать ч-ка, его надо изучить. ПА интегрирует познание о ч-ке накоплен в процессе веков. Ч разнообразен, различн науки обнаруживают в нем противоположн св-ва. Для ПА ч-сверхсложн не исчерпаемое загадоч предмет познания. Полное постижение его в принц невозможно т..к. ч и человечество изменяется, развивается и изучение ч-ка субъективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|