Концептуальные положения технологии В. М. Монахова
⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 49 • Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат. • Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке, дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса. • Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей. • Выбор технологии основывается на: • технологическом подходе к проектированию деятельности школы, отдельного учителя; • принципе модульного проектирования учебно-воспитательного процесса; • принципе оптимально сбалансированного использования резервов традиционного обучения. • Каждый учитель является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознает лишь частично; в процессе проектирования технологии происходит применение - «инвентаризация» этих «рассеянных» знаний. • Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений - интераций. Особенности содержания Методическая технология (по В. М. Монахову) - это технология управления методическим (технологическим) содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса. Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.
Первый этап - разработка пакета «Теоретическое обоснование новой технологии обучения", включающего: • диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся; • выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления; • определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учебные планы и программы в модульном решении); • вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития. Второй этап - разработка пакета «Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля". Исходя из того, что технология обучения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения. Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются: • выбор оргформ, наиболее адекватных дидактическому процессу; • актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т. е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации; • подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ; • подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента дидактического процесса и последующее его включение в содержание ДМ; • четкое планирование и проектирование урока и системы уроков; • познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
• усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня качества общеобразовательной подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках ДМ); • проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет необходимого учебного времени для данного ДМ; • возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса); • фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом). Третий этап - разработка пакета "Методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля". Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса. Технология формирует у учителя представления об учебном процессе как логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др. Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе. В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция. С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Технология предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса на учебный год. Основной объект проектирования в технологии - это учебная тема - дидактический модуль. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков по теме - 6-8, максимальное - 22-24 урока. Именно в такой системе уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебного процесса.
Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соавтором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать...», «уметь...», «понимать...», «иметь представление о...», «уметь давать характеристику...». По каждой теме проект учебного процесса будет состоять из технологической карты и набора информационных карт урока. Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой. Четвертый этап - создание пакета «Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модулем". Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному разделу школьного курса на язык планируемых технологических результатов. Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям и критериям оценки степени усвоения. В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде (не более 10 минут). Проверочная работа состоит из четырех заданий. Два первых - это уровень стандарта. Успешное выполнение двух заданий свидетельствует о соответствии знаний ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворительно». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание - это уровень «хорошо», четвертое - «отлично». Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по указанным трем уровням.
Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции. Пятый этап - разработка пакета «Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения: • инвентаризация всей проектно-педагогической документации; • конструирование логической схемы дидактического модуля; • описание методико-организационных условий достижения планируемых результатов обучения; • апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса; • итерационная коррекция выбранной технологии. В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий, описанного выше, отошлем читателя к рекомендациям И. П. Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения. Наконец, разработка педагогической технологии на основе диагностичной методики целеобразования с применением математических методов оценки эффективности освещена в монографии В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М.: Педагогика, 1989). В заключение следует подчеркнуть, что педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию авторской педагогической технологии. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем. Литература 1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1997. 2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. 3. Беспалысо В. П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989. 4. Волков И,П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. - М.: Просвещение, 1990. 5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1981. 6. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. - М.: Знание, 1987. 7. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995. 8. Селевко Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, 1991. 9. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. Предметный указатель
Именной указатель
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|