Глава 7. Профориентация
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Глава 7 Профориентация Общие положения Профориентация слепых и слабовидящих -система социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на облегчение выбора профессий лицами с нарушением зрения с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, возможностей, интересов и склонностей личности. В профориентационной работе школ для слепых и слабовидящих детей имеются еще значительные недостатки. Не всегда полно учитываются индивидуальные особенности учащихся, характер их заболеваний, познавательные возможности, интересы, склонности и способности. Следствием этого является снижение активности школьников в учебном процессе, их неумение оценивать и соотносить свои возможности с требованиями профессии, что в конечном итоге отрицательно сказывается на выборе профессии, трудоустройстве, психологической готовности трудиться. Профориентация лиц с нарушением зрения включает профессиональное просвещение, изучение и воспитание профессиональных интересов и способностей, медико-психолого-педагогическое консультирование в выборе профессии, профессиональную адаптацию. В содержание профессионального просвещения входит ознакомление школьников с будущей специальностью, возможностями получения профессионального образования, требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к здоровью, психофизиологическим и личностным качествам человека. Педагоги уделяют особое внимание популяризации профессий, доступных для лиц с нарушением зрения, при этом опираются на примеры, иллюстрирующие плодотворную деятельность слепых и слабовидящих в области науки, культуры, промышленного труда.
Более сложным и ответственным является другой аспект профориентации - формирование профессиональных интересов и воспитание способностей у учащихся. Одно из фундаментальных теоретических положений отечественной психологии, имеющее первостепенное значение для психологии труда, заключается в том, что человеческие способности не даны изначально. 206 Способности в той их совокупности, которая необходима для какого-либо вида трудовой деятельности, как правило, именно в этой деятельности и формируются. Любознательность, жажда познания, творческое отношение определяют успех в учебе и труде. Искра творчества не зародится в душе, лишенной интереса к самому процессу учения, добывания знаний. Разбудить интерес, выработать устойчивую потребность в знаниях, творческом их осмыслении - вот основная цель, к которой необходимо стремиться. Там, где наблюдается стремление к достижению этой цели, пробуждается активный интерес к деятельности и познанию учащимися своих возможностей. Известно, что наличие интереса к деятельности повышает активность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление, создает эмоциональный настрой. Все это приводит к более интенсивному и глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Интерес к деятельности способствует успешному применению знаний на практике. Знания, приобретенные с интересом, более глубокие и разносторонние. Стойкие профессиональные интересы формируются в деятельности. Чтобы развить интерес, необходимо включить учеников в изучение того или иного вида деятельности. Иногда профессиональные интересы не согласуются с трудовыми возможностями. Имеется немало примеров, когда характер и степень нарушения зрения не позволяют овладеть интересующей профессией. В этом случае важно хорошо изучить и проверить возможности ребенка, проконсультироваться с врачом и психологом.
Следует отметить, что интересы взаимодействуют со способностями. Способности - это пригодность человека к той или иной деятельности. Способности могут быть технические, музыкальные, литературные, педагогические, организаторские и др. Как уже отмечалось, способности формируются в целенаправленной деятельности. Сочетание основных свойств нервной системы, лежащих в основе индивидуально-психологических качеств человека, не предопределяет само по себе успеха в той или иной сфере трудовой деятельности. Соответствие личностных качеств человека той или иной профессии достигается в процессе профессионального совершенствования. Чем раньше человек включается в целенаправленную деятельность, тем больших успехов достигает в ней. Возможности организма и способности слепых и слабовидящих детей - это свойства и качества, которые можно изменить и развить путем организации лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы, целенаправленной тренировки, применения дозированных упражнений и занятий. Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что выбор профиля и рабочего места должны соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие противопоказанных факторов. При этом учитываются характер, время и прогноз заболевания органа зрения, сохранность зрительных функций, наличие сопутствующих заболеваний. Из этого следует, что клинический статус и функциональные возможности учащихся с нарушением зрения должны соответствовать требованиям, предъявляемым характером и условиями выбранной профессии. Профориентация слепых и слабовидящих должна основываться на медицинских показаниях и противопоказаниях, на принципах рационального и качественного трудоустройства. Слепые и слабовидящие в мире техники Значительное число инвалидов по зрению трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие - на конвейерах, третьи - на испытательных стендах и пр. Отметим, что среди незрячих много изобретателей и рационализаторов.
Незрячие изобретатели и рационализаторы блестяще развили в себе конструктивно-технические способности. Широко известны имена В. Сверлова, М. Марголина, А. Кондратенко, Э. Кема, Е. Горина, П. Баринова и др. Заслуженным успехом у тифлотехников пользуются книги и статьи В. Сверлова. В них отражены разносторонние знания автора в области физики, радиоэлектроники, механики. Ему принадлежит большое количество изобретений — от учебных приборов до протезов для инвалидов. Увлечение техникой В. Сверлов успешно совмещал с учебой в школе, занятиями в университете и впоследствии с научной деятельностью в качестве доктора педагогических наук. Незаурядные технические способности позволили другому незрячему М. Марголину разработать один из лучших спортивных пистолетов и ряд тифлоприборов для незрячих. За оригинальные разработки и внедрение их в практику ему было присвоено почетное звание заслуженного изобретателя РСФСР. Такое же звание присуждено и другому незрячему изобретателю А. Кондратенко, автору интересных по конструкции технических устройств. Большими техническими способностями был наделен незрячий рабочий Э. Кем. Он был токарем, сборщиком, сверловщиком. Работая токарем, обучил этой специальности многих незрячих. Он с большим увлечением стремился к познанию техники и промышленного производства, что позволило ему разработать интересные конструкции приспособлений и инструментов, облегчающих работу незрячих на станках. Некоторые из его разработок были признаны изобретениями. На промышленных предприятиях значительную часть рабочих составляют станочники - токари, штамповщики, сверловщики и др. Определяющими действиями в работе станочника являются настройка станка на определенные режимы работы, установка и обработка детали в соответствии с технологическими требованиями, с поэтапной проверкой качества ее обработки. В процессе работы определяют холостой и рабочий ходы, скорость вращения шпинделя и передаточного механизма, нагрузку станка, нагрев резца, сверла, фрезы. В этой связи рабочий должен иметь знания о материалах, механизмах и технологических процессах, владеть способами самоконтроля и регуляции движений, ориентироваться на рабочем месте.
Чтобы стать хорошим станочником, необходимо иметь техническую смекалку, склонность и интерес к технике, умение планировать деятельность, мысленно представлять объект в динамике, строго дозировать и координировать движения. Кроме того, необходимо уметь пользоваться слухом и осязанием, вибрационной и температурной чувствительностью, что позволяет точно определить холостой и рабочий ход станка, скорость вращения шпинделя и передаточного механизма, нагрузку станка. На промышленных предприятиях Всероссийского общества слепых широко распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции. Сборщику, электрорадио-монтажнику, помимо интереса к технике и технической смекалки, необходимо усвоить точные движения, уметь быстро ориентироваться на рабочем месте. Каждая деталь или узел, сошедшие с конвейера, подлежат контролю и наладке. Эти операции выполняют наладчики, регулировщики, контролеры. Они должны уметь определять качество работы электро- и радиоустройства по звукам, нагреву, вибрации. Известно, что электрические устройства, включенные в электрическую цепь, могут нагреваться, вибрировать, издавать звуки - гудение, дребезжание, щелчки. Все внешние проявления связаны с определенными явлениями, происходящими в них. Это предполагает знание физики, законов электротехники и механики. В этой связи важно развить у учащихся технические способности, конструктивное творческое воображение. Технические способности, как и всякие другие, не являются врожденными, унаследованными и неизменными качествами. Они формируются и изменяются в процессе деятельности. Чтобы развить технические способности, столь необходимые для работы на производстве, нужно, чтобы учащиеся систематически изучали черчение, машиноведение, электро- и радиотехнику, овладевали рабочими умениями и навыками. Это может быть достигнуто на уроках физики, черчения, трудового обучения, на кружковых и факультативных занятиях. Рассмотрим некоторые аспекты подготовки учащихся к труду на производстве. С профессиями технологического производства, характеризующими взаимодействие человека с техникой, тесно связано трудовое обучение, факультативные и кружковые занятия по технике. Поэтому на уроках трудового и производственного обучения учащиеся должны получить широкую общетехническую и практическую подготовку, соответствующую требованиям современного производства. В учебной деятельности следует шире заниматься конструированием, моделированием, проведением экспериментов, что позволит развить техническое мышление, наблюдательность, внимание, сообразительность. Все это будет способствовать проявлению интересов и способностей учащихся в области технических видов труда.
Необходимо учитывать, что важным является налаживание тесных связей с трудовыми коллективами. Эти связи могут устанавливаться путем личных контактов школьников с рабочими во время работы и совместного взаимодействия в других мероприятиях (спортивных соревнованиях, экскурсиях, художественной самодеятельности). Слепые и слабовидящие в мире науки Огромен и неоценим вклад в сокровищницу науки выдающихся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV вв. до н. э. ) и Диодота (I в. до н. э. ). Известны имена выдающихся математиков - Дидима (Александрия, IV в. до н. э. ), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в. ), Джона Гоффа (Англия, XVIII в. ), историков - Ауфидия (Рим, II в. н. э. ), Огюстена Тьер-ри (Франция, XIX в. ), Вильяма Пресскота (США, XIX в. ), энтомолога Франца Губера (Швейцария, XVIII в. ), тифлолога Луи Брайля (Франция, XIX в. ), русского профессора A. M. Щербины (1874-1934). В нашей стране и за рубежом широко известно имя академика Л. С. Понтрягина. Потеряв зрение в 14-летнем возрасте, он тем не менее блестяще закончил общеобразовательную школу и затем физико-математический факультет МГУ. Им сделаны важные научные открытия и создана новая область математики - топологическая алгебра. В топологии Л. С. Понтрягину принадлежит открытие общего закона двойственности, им создана теория коммуникативных групп. Л. С. Понтрягин - автор ряда фундаментальных трудов: «Непрерывные группы», «Основы комбинаторной топологии», «Оптимальные процессы регулирования ». Значительный вклад в науку внес член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук А. Г. Витушкин, который потерял зрение в 15 лет. Закончив школу слепых с золотой медалью, он поступил на физико-математический факультет МГУ. Заканчивая университет, имел четыре научные публикации. Занимаясь в аспирантуре, написал и опубликовал научный труд под названием «О многомерных вариациях». В 26 лет за монографию «О трудностях задачи табулирования» был удостоен ученой степени доктора физико-математических наук. В 1967 г. за цикл работ по вариациям множеств и их применениям в оценках сложности алгоритмов ему была присуждена Государственная премия СССР. Значительный вклад в науку внес доктор физико-математических наук, профессор ЛГУ В. И. Зубов. Потеряв зрение в раннем детстве, окончив ленинградскую школу для слепых, он поступил на механико-математический факультет ЛГУ, который закончил за 4 года вместо 5 лет. В. И. Зубов добился значительных успехов в разработке теоретических проблем математики. Им написано свыше 20 научных работ, из них две монографии. За труд «Некоторые проблемы теории устойчивости движения» ему была присвоена степень доктора физико-математических наук. Профессор кафедры теории функции и функционального анализа Ворошиловфадского физико-математического института Е. П. Долженко потерял зрение в раннем детстве, но, несмотря на слепоту, закончил общеобразовательную школу с золотой медалью. Окончив Ворошиловоградский физико-математический институт с отличием, был рекомендован в аспирантуру МГУ. После окончания аспирантуры защитил диссертацию. В 1967 г. ему было присвоено звание профессора. Им написано около 60 научных работ.
Можно было бы назвать еще много имен незрячих людей, добившихся выдающихся успехов в математике. Среди русских ученых много имен незрячих людей, вписавших яркие страницы в отечественную тифлологию (А. В. Бири-лев, A. M. Щербина). В советское время многие незрячие добились выдающихся успехов в области дефектологической науки. Примером тому является научная деятельность члена-корреспондента АПН РСФСР, доктора педагогических наук, профессора Б. И. Коваленко. В историю отечественной дефектологической науки Б. И. Коваленко вошел как человек яркого дарования. Он прошел большой трудовой путь: был учителем, затем директором Смоленской школы для слепых, руководителем курсов для военноослепших, заведующим кафедрой тифлопедагогики Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Б. И. Коваленко - автор 55 научных трудов. Он много лет стоял у истоков школьного образования слепых в нашей стране. Им разрабатывалась стратегия реализации в жизнь сначала начального, затем восьмилетнего и среднего образования слепых. Его идеи, мысли нашли отражение в методических пособиях по математике, русскому языку, трудовому обучению, краткописи для незрячих. Они стали частью живой, повседневной, созидательной работы мног'их сотен учителей и воспитателей школ для слепых детей и взрослых. За свою научную и организационно-методическую деятельность Б. И. Коваленко был отмечен высокой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. В историю отечественной тифлологии вошел доктор педагогических наук B. C. Сверлов, автор оригинальных работ по тифлопедагогике. B. C. Сверлов потерял зрение в возрасте 8 лет, учился в Ленинградской школе для слепых. После школы успешно закончил географический факультет ЛГУ и аспирантуру при нем. Был преподавателем географии, а впоследствии научным работником. Сочетание наблюдательности, логического мышления и экспериментальных способностей привело его к разработке проблем ориентировки слепых в пространстве, тифлотехники, трудоустройства инвалидов по зрению, к созданию глобуса и рельефных карт для учащихся школ слепых. 212 Среди слепых много программистов, экономистов, историков, филологов. Популярна среди слепых теоретическая и прикладная математика. Следует учитывать, что сейчас выдвинулись на передний план такие важнейшие отрасли математики, как теория групп, алгебра высказываний, теория информации, теория вероятностей, теория оптимальных процессов и т. п. В этой связи не следует стремиться к изучению какого-либо раздела математики, а нужно овладевать универсальными идеями математической науки, изучать основы, фундамент, на котором она базируется. Знакомясь с прикладной математикой, учащиеся могут заинтересоваться программированием, математическими методами моделирования в экономике, планировании и организации производства. Слепые программисты ЭВМ В мире профессий имеются работы, связанные с оперированием символикой, формулами, построением математических модулей. В настоящее время все более расширяется круг специальностей, где труд сопряжен с восприятием и кодированием информации, оперированием различного рода символикой. Особенно это проявляется при разработке систем математического обеспечения ЭВМ. Известно, что одни ЭВМ предназначены для инженерных расчетов и решения планово-экономических задач, другие - для автоматического контроля и управления производственными процессами. Для вычислений на машине необходим перевод исходных данных математических моделей на язык цифровых команд, управляющих машиной. В зависимости от уровня и назначения задач применяют различные способы программирования, каждый из которых имеет свои особенности и принципы построения. Существуют типовые образцы алгоритмов, вводимых в ЭВМ, освоения методов их построения и настройки машин. Изучение того и другого входит в план не только теоретического, но и непосредственно практического обучения. Построение алгоритма требует содержательных отношений внутри системы сопоставляемых признаков, объединения в комплексную систему всей кодируемой информации. Особое значение приобретает не столько различение конкретных признаков, сколько обобщение различных форм логических связей-отношений, на которых базируются алгоритмы. Необходимость выполнения такого рода мыслительных операций выдвигает высокие требования к высшим интеллектуальным процессам памяти, логическому и абстрактному мышлению. Интеллектуальные процессы, предполагающие учет многообразия признаков, свойств, качеств, связанных с так называемыми «внутренними образами», находятся у незрячих на высоком уровне развития. С этой точки зрения такие важные операции, как, например, составление программ для ЭВМ, вполне доступны для лиц с нарушенным зрением. Даже при отсутствии благоприятных условий специально организованного обучения многие незрячие показывали блестящие результаты в овладении высотами математического образования в области теоретической и прикладной математики. Образцы освоения высших ступеней математического программирования показали незрячие Г. В. Соколов, А. Г. Быков, Г. Я. Зуев, И. А. Барков, А. А. Штурнев. В вычислительных центрах и научно-исследовательских институтах страны трудится большая группа незрячих математиков-программистов. Теоретические исследования в области изучения компенсаторных процессов у лиц с нарушениями зрения, а также большой фактический материал, иллюстрирующий их плодотворную деятельность в сфере теоретической и прикладной математики, послужили основанием для постановки эксперимента по обучению незрячих специальности программистов средней и высшей квалификации, начиная со школы. В Свердловской школе для слепых было организовано факультативное обучение учащихся X-XI классов программированию с последующим обучением в университете. Установлено, что при определенных условиях лица с нарушениями зрения успешно овладевают специальностью программиста. Однако эффективность труда незрячих программистов может быть значительно повышена, и этот вид труда найдет более широкое распространение среди незрячих, когда будут созданы совершенные приспособления, обеспечивающие обратную связь - самоконтроль при введении кодированных знаков в машину, а также при считывании выходных данных. Специальной разработки требуют мероприятия по научной организации труда, связанные с подготовкой материалов, подлежащих кодированию, и использованием средств малой механизации. Слепые и слабовидящие в мире литературы и искусства Литература и искусство занимают одно из ведущих мест в жизни человека. Они требуют от человека определенных способностей в умении создавать образы, оперировать ими, вживаться в образ. Кроме способностей необходимы такие качества, как активность, работоспособность, целеустремленность. Среди незрячих много писателей, скульпторов, музыкантов и др. В русской литературе известны имена слепых писателей и поэтов: Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева и др. Особенное значение имеет творчество советского писателя Николая Островского. Его личная жизнь стала образцом для подражания, а произведения «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» являются настольными книгами многих поколений молодежи. Большую научную ценность представляют произведения сле-поглухонемой Ольги Скороходовой. Ею написан ряд научно-литературных произведений, среди которых: «Как я воспринимаю окружающий мир», «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». На смену старшему поколению литераторов пришли новые незрячие писатели и поэты. Большой популярностью пользуются произведения Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Прит-чиной и др. Среди слепых много замечательных композиторов и музыкантов-исполнителей. В отличие от литературы, где образы выражены в словесных формах, музыка оперирует исключительно звуковыми средствами. О высоком мастерстве композитора обычно судят по его умению передавать средствами музыки мир душевных переживаний, многообразную гамму чувств и настроений человека. Кроме того, музыкальное произведение оценивается по пластичности, яркости, красоте и запоминаемое™ мелодии. Умение же передавать замысел композитора характеризует мастерство музыканта-исполнителя. Для музыканта важно иметь тонкое восприятие мелодии и гармонии, тональностичи звуковой окраски, умение тонко и соразмерно построить музыкальный рисунок. В наши дни многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Среди них есть композиторы, пианисты, скрипачи, аккордеонисты, баянисты. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений, эстрадных ансамблей. Среди незрячих есть композиторы-песенники: Н. Поликарпов, В. Кривилев, В. Никитин. Их музыка звучит по телевидению, радио, на эстраде. Незаурядный талант позволил незрячим скрипачу К. Жир-ковичу и пианисту В. Зюзину стать музыкантами-виртуозами. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно и широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых детей в Париже Клод Мон-таль, ослепший в шестилетнем возрасте, специализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейнвэй» главным настройщиком музыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. Музыкальные инструменты этой фабрики пользуются большим спросом у музыкантов-профессионалов и любителей музыки всего мира. В России среди незрячих также были квалифицированные настройщики музыкальных инструментов - П. Трекше, В. Чернов и др. П. Трекше был старшим настройщиком на фортепианной фабрике Офенбахера в Петербурге. В. Чернов сочетал работу настройщика музыкальных инструментов и учителя музыки. В разное время были известны имена слепых резчиков по дереву и скульпторов. Слепорожденный Георг Буре (Венгрия) занимался плоскостной и объемной резьбой по дереву. Особенно славились его венки с вырезанными из дерева листьями, оригинально скрепленными между собой. Иосиф Клейнганс (Австрия), ослепший в четырехлетнем возрасте, успешно овладел приемами объемной резьбы. Он изготовлял бюсты людей в натуральную величину. Уроженец Вятской губернии А. Ковязин, в детстве потерявший зрение, стал зачинателем капокорешкового промысла. Шкатулки, изготовленные им из капокорешкового материала, отличались тонкостью обработки и полировки, он оснащал их замочками с музыкальным боем собственной конструкции. Его изделия считались большой редкостью и высоко ценились. Известны имена слепых скульпторов Луи Видаля, Лины По, М. Р. Макарова и др. Луи Видаль учился в Париже у знаменитого скульптора Бари и специализировался в изображении животных. В 22 года он потерял зрение и, продолжая заниматься скульптурой, достиг замечательных успехов. Балерина Лина По потеряла зрение в 21 год. Талант и творческая целеустремленность позволили ей впоследствии стать профессиональным скульптором. Первые произведения, созданные Линой По, были посвящены изображению танцовщиц («Балерина», «Танцевальная сюита», «Танец с покрывалом», «Прыжок»). Ею созданы скульптурные портреты А. С. Пушкина, Н. Паганини, А. П. Чехова; композиции на тему Великой Отечественной войны «Без крова», «В фашистской неволе», «Гнев народа», «Женщина с биркой», «Осиротевшая», «У родного пепелища» и др. Творческое наследие Лины По составляют около 100 произведений. Лучшие ее произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Перми и других городов нашей страны. Приведенные примеры свидетельствуют о больших потенциальных возможностях незрячих. Об их высокой пластичности и приспособляемости к условиям различных видов деятельности свидетельствуют многочисленные исследования по компенсации и коррекции нарушенных функций у незрячих. В настоящее время в школах проводится большая работа по развитию литературного творчества, музыкальному, эстетическому и художественному воспитанию учащихся. Это пробуждает интерес к музыке, знакомству со скульптурой, изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Так, учащихся, имеющих способности к музыке, необходимо шире знакомить с теорией музыки, в частности с народным музыкальным творчеством. У некоторых учащихся проявляется склонность к «синтетическим» видам деятельности, сочетающим в себе музыкальные способности с ручными умениями. Таким учащимся следует обучаться не только музыке, но и настройке музыкальных инструментов. У некоторых слепых и слабовидящих проявляются интересы и способности к пластическим искусствам. В этой связи им следует изучать специальную графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Это может быть достигнуто путем участия в факультативах и кружках по художественной обработке материалов, лепке, моделированию и художественному конструированию. Определенную роль в этом деле могут сыграть занятия по труду, связанные с созданием интересных декоративно-прикладных изделий. Труд, в который привносится художественное начало, вызывает чувство удовлетворения и является эффективным средством воспитания учащихся. Слепые и слабовидящие общественные деятели, организаторы производства, педагоги Есть виды деятельности, которые характеризуются преобладанием межличностных отношений и предполагают взаимодействие человека с человеком или коллективами людей в учебной, трудовой и общественной деятельности. К ним относятся профессии, связанные с управлением, обучением, обслуживанием. Свыше 400 незрячих - преподаватели вузов, техникумов, общеобразовательных школ. Слепые преподают историю, литературу, математику, иностранные языки. Некоторые из них достигли высокого педагогического мастерства, за что удостоены почетного звания заслуженного учителя республики и отмечены знаками отличия. Выбирая профессию преподавателя, слепые и слабовидящие выпускники должны взвесить свои возможности, проверить на практике свои педагогические способности, например, шефствуя над отстающими или младшими школьниками. Слепые и слабовидящие в сфере сельскохозяйственного производства В сельской местности живет и работает значительное число инвалидов по зрению. Лица с остаточным зрением работают ле-соустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Их трудовая деятельность в сельском хозяйстве сопряжена с большими трудностями (сложность ориентировки в большом пространстве, отсутствие специально организованных рабочих мест и др. ). Однако это не исключает ознакомления учащихся с профессиями биологического характера. В большинстве сельских школ-интернатов для слабовидящих детей ведется обучение различным видам сельскохозяйственного труда. Школы имеют учебно-опытные участки и подсобные хозяйства (сады, теплицы, фермы и др. ). Учащиеся привлекаются к составлению агротехпланов, выполнению практических заданий, познают связь науки с сельским хозяйством. Это формирует интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, получению соответствующего образования в средних и высших специальных заведениях. Профессиональное обучение в системе Всероссийского общества слепых, в высших и средних специальных учебных заведениях. Предприятия Всероссийского общества слепых, где может получить рабочую специальность каждый выпускник школы для слепых и слабовидящих, имеются во всех городах. Обучение профессии производится индивидуально-бригадным методом. Сроки обучения зависят от сложности профессии. В процессе обучения выпускник школы получает теоретическую подготовку и овладевает рабочими умениями и навыками. После окончания обучения ему присваивается квалификационный разряд и поручается самостоятельная работа. Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих граждан (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культпросветработы, а также в специальном медицинском училище в городе Кисловодске, выпускающем массажистов широкого профиля. Профессия массажиста популярна среди незрячих. Массаж бывает лечебный, кбсметический, физкультурный. Лечебный массаж - научно обоснованный, испытанный многолетней практикой метод лечения. Он применяется во всех лечебно-профилактических учреждениях: больницах, поликлиниках, санаториях и др. Роль лечебного массажа возросла особенно за последнее время в связи с включением его в систему средств медицинской реабилитации, направленных на профилактику и восстановление здоровья больных, возвращение их к труду. В ряде школ также введены факультативные занятия, знакомящие с профессией массажиста. По определенным профессиям слабовидящие могут быть приняты на обучение в ПТУ. В высших учебных заведениях подготовка специалистов из числа лиц с нарушением зрения I и II групп инвалидности осуществляется по специальностям: правоведение, родной язык и литература, история, обществоведение, философия, политическая экономия, математика, прикладная математика, народные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ Агнозия - нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Адаптация - приспособление организма к изменившимся условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям. Адаптация зрительная - приспособление зрительного анализатора к уровню яркости световых (цветовых) раздражителей, приводящее к изменениям световой (цветовой) чувствительности. Адаптация социальная - процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса. Азбука для слепых - рельефно-точечный шрифт по системе Брай-ля, принятый для письма и чтения слепых. Аккомодация глаза - процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него. Активация - состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. Актуализация - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной и кратковременной памяти. Альбинизм - врожденная аномалия, характеризующаяся полным или частичным (в коже, волосах, оболочках глаза) отсутствием пигмента. Амблиопия - понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Анизометрия - неодинаковая по виду и по степени рефракция правого и левого глаза. Аномалии рефракции - отклонения в преломляющей способности глаза. Аномальное развитие (в дефектологии) - нарушение нормального психического развития у детей с дефектом анализатора или интеллектуальным дефектом; рассматривается как своеобразное, а не дефектное развитие. Аномальные дети -^ дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в специальном обучении. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого индивидуального опыта, от общего содержания психической деятельносш, а также от интересов, привычек, внимания и т. п. Ассоциация (в психологии) - связь между отдельными психическими процессами и явлениями (представлениями, мыслями, чувствами), благодаря которой возникновение одного процесса вызывает другой, с ним связанный. Астения - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости, частой смене настроения, ведущая к вегетативным нарушениям и расстройствам сна. Астенопия - быстро наступающее утомление глаз во время зрительной работы, особенно при малом расстоянии от глаза до объекта. Астигматизм - аномалия рефракции, при которой преломляющая сила оптической системы глаза отличается в различных меридианах, вследствие чего лучи, исходящие из любой точки пространства, не дают на сетчатке точечного фокусного изображения. Атрофия зрительного нерва - деструкция волокон зрительного нерва с его атрофией, обусловленная воспалительным или дегенеративным процессом; проявляется снижением или утратой зрения. Афакия - отсутствие в глазном яблоке хрусталика; проявляется дальнозоркостью и неспособностью аккомодации глаза. Аффективные нарушения - расстройства эмоционально-волевой сферы. Афферентные нервные волокна - отростки нервных клеток, по которым возбуждение передается от иннервируемых тканей к центральной нервной системе. Ахромазия - тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности различать цвета. Бельмо - помутнение роговицы, обусловленное ее Рубцовым изменением. Болевая чувствительность - чувствительность к сверхсильным и разрушительным раздражителям. Буфтальм (бычий глаз) - поздняя стадия врожденной глаукомы (см. глаукома). Вербализм в обучении - недостаток обучения, выражающийся в оторванном от жизни, догматическом преподавании и усвоении учебного материала. Взаимодействие анализаторов - одно из проявлений единства сенсорной сферы. Внимание - форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов. Возбудимость - свойство некоторых тканей организма (нервной, мышечной, железистой) ошьча! ь на действие раздражителей специфической реакцией возбуждения. Воспаление симпатическое - тяжелое фиброзное воспаление радужки и ресничного т
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|