Коммуникативный барьер и коммуникативная компетентность
Коммуникативные барьеры – это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга. Они связаны с разными факторами. Коммуникативные барьеры: · Культурные (между национальностями, различия в культуре). · Социальные (связаны с несовпадением социального статуса). · Ролевые. · Психологические (соционика, 16 типов). · Этноцентрические (восприятие только своей культуры как единственно правильной). · Группоцентрические (разделение людей на группы, например по профессии) · Когнитивные (связаны с особенностями мыслительной системы). · Личностные. · Групповые. · Языковые (боязнь ск азать что-то неправильно на другом языке). Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм, обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность. Коммуникативная компетентность складывается из способностей: 1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2. Социально-психологически программировать процесс общения; 3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Особенности вербально и невербального видов общения Невербальное воздействие Невербальное речевое воздействие – это воздействие, которое сопровождает речь несловесными сигналами, которые одинаково воспринимают все члены данного общества.
Виды невербальных сигналов: · Симптомы – это невербальные движения, бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние. · Символы – это невербальные явления или предметы, которые являются носителями социального статуса. · Знаки – это невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл. Знаки подразделяются на: · Телодвижения · Молчание · Проксемику – организацию личного пространства Вербальное реч. Воздействие- воздействие, к-рое сопровождает речь словесными сигналами Факторы вербального воздействия: соблюдение коммуникативных норм, смысл речи, языковое офрмление, объем сообщения, адресат, коммуникативный жанр. При речевом воздействии нужно соблюдать речевой этикет. Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение(использование эмоций), уговаривание, клянчанье, внушение, просьба, приказ
Имидж Имидж – это долговременная коммуникативно-ролевая маска человека. Имидж складывается из: Внешнего вида, Коммуникативного состояния, Поведения Факторы внешности: 1. Одежда 2. Привлекательность 3. Внешность 4. Взгляд 5. Прическа 6. Поведение 7. Жесты: Номинативные, Магические, Игровые, Эмоционально-оценочные, Вспомогательные Факторы физического поведения: Мимика, Поза, Осанка, Походка, Жесты, Манипуляции с предметами Фактор организации пространства: Личное, Интимное Фактор голоса: Тембр, Высота
Наука о речевом воздействии. Факторы возникновения, основные составляющие. История возникновения Речевое воздействие - воздействие на чел при помощи речи и сопровождающих речь невербал ср-в для достижения поставленной говорящим цели Науки на базе к-рых строилось речевое воздействие: лингвистика, риторика, психология, этнография, социология, реклама… Направления речевого воздействия: риторика-наука об эффективности речи, межличностное общение- наука об эффективном общении в условиях прямого речевого контакта людей в ходе диалога или полилога, реклама
Виды межличностного общения: деловое и обыденное Наука о деловом общении возникла в 90-х гг в Америке, Карнеги Причины возникновения науки о речевом воздействии: соц-политические,психологические, коммуникативные, экономические,
Этикет делового общения и культура речи Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека в соответствии с моральными и этическими нормами и правилами, которые выработало и которых придерживается данное общество.. Основные манеры, которые приняты в культурах: 1. Вежливость 2. Тактичность (чувство меры) 3. Корректность, умение держать себя в рамках приличий в любой ситуации 4. Скромность (отсутствие позерства) 5. Обязательность Выражение вежливости в речевом этикете регулируется нормами и традициями. Речевой этикет требует учета: Личности, Ситуации общения, Национальной специфики В зависимости от социальной роли собеседников, степени их близости, выбирается ты-общение или вы-общение. ВЫ-общение свидетельствует об уважении участников диалога. Мужчины разных социальных слоев "чаще склонны к Ты-общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты-общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы-общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты-общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт. Принято считать, что Ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты-общение является попыткой интимизаций отношений. Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы-обшения и Ты-общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций. Один и те же участники общения в различных ситуациях могут употреблять местоимения “вы” и “ты” в неофициальной обстановке.
Деловая беседа Деловая беседа - разновидность официально-делового общения, направлена на решение конкретной проблемы. В р-те беседы меняется существенно деловая ситуация. Главное-это правильная постановка вопросов и ответов. Цель: достижение договоренности, наличие согласованности в сюжетах, решение определенной задачи. Рекомендации по проведению беседы: подготовка (план составить), избегать присутствия не заинтересованных лиц, не проявлять открытую грубость, не проявлять пренебрежения, не отклоняться от темы беседы, мысли выражать убедительно и оптимистично, использовать логику построения. Правила проведения деловой беседы: определить цели общения, делать сообщения понятными для всех, находить конкретные примеры. Делать сообщения по возможности сжатым и кратким, следовать правилам активного слушания, строго выдерживать регламент. Виды деловых бесед: 1. Беседа аналитика информационного типа (быстро и оперативно обсудить) 2. Беседа при приеме на работу (носит ха-р интервью) 3. Беседа при увольнении с работы: а) добровольно ухолит б) увольнение или сокращение 4. Проблемные и дисциплинарные беседы (возникает при сбое в работе или при критической оценке к-либо или ч-либо) Этапы проведения беседы: подготовительный, начало беседы (установка контакта), основная часть (сбор инфо., выявить мотивы и цели и пути решения данной проблемы), заключительный этап (т.е.резюмирование) По степени участия партнеров беседы бывают: сбалансированные (преобладает 1 чел.), несбалансирован. Виды деловых бесед с точки зрения психологич. напряжения: сотрудничество, конфронтация. Чего не стоит делать во время деловой беседы: 1. Брать инициативу на себя 2. Перебивать собеседника в середине фразы 3. Использовать оскорбительные и просторечные выражения 4. Негативно оценивать высказывания оппонента 5. Подчеркивать свое превосходство 6. Принуждать к быстрым ответам 7. Вторгаться в личную зону собеседника 8. Вести беседу в состоянии сильного эмоционального возбуждения
9. Переходить на интимно-дружеский стиль
Деловая презентация Публичная презентация – это персональное или опосредованное через СМИ устное представление проектов, товаров, программ с целью оказать на слушателей убеждающее воздействие и побудить их к действию, которые прямо или косвенно выгодны выступающему или тем, кого он представляет. Деловая презентация- частный случай публичного выступления. Факторы эффективности деловой презентации: Фактор цели, Фактор аудитории, Фактор места, Фактор способа (как, какими средствами и в какой последовательности будем давать информацию) Организация презентации делится на вступление, основную часть и заключение. Структурные типы презентации: 1. Тематическая структура (есть несколько идей, где в каждая из под тем идея будет основной в своей части). 2. Хронологическая структура (используется для информативных и убеждающих выступлений, одно вытекает из другого). 3. Пространственная структура (используется много графиков и функций). 4. Систематизированная структура (наличие системы) 5. Проблема-решение (проблема, вариативность решения и прогнозируемость выбора) 6. Причина-следствие (имеет более анализаторский характер). Рекомендации по составлению текста слайдов и текста выступлений: 1. Избегать усложнения синтаксических конструкций. 2. Использовать личные формы вместо безличных, неопределенно-личных и пассивных конструкций. 3. Элементы устно-разговорного стиля 4. Чаще обращаться к слушателям 5. Использовать положительную эмоционально-окрашенную лексику 6. Избегать туманных выражений и многословия 7. Привлекать дополнительный материал в виде цитат, ссылок на авторитеты, фразеологизмов, пословиц и поговорок. 8. Необходимо размещать длинный текст на нескольких слайдах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|