Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативный барьер и коммуникативная компетентность




Коммуникативные барьеры – это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга. Они связаны с разными факторами.

Коммуникативные барьеры:

· Культурные (между национальностями, различия в культуре).

· Социальные (связаны с несовпадением социального статуса).

· Ролевые.

· Психологические (соционика, 16 типов).

· Этноцентрические (восприятие только своей культуры как единственно правильной).

· Группоцентрические (разделение людей на группы, например по профессии)

· Когнитивные (связаны с особенностями мыслительной системы).

· Личностные.

· Групповые.

· Языковые (боязнь ск азать что-то неправильно на другом языке).

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм, обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований.

Особенности вербально и невербального видов общения

Невербальное воздействие

Невербальное речевое воздействие – это воздействие, которое сопровождает речь несловесными сигналами, которые одинаково воспринимают все члены данного общества.

Виды невербальных сигналов:

· Симптомы – это невербальные движения, бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние.

· Символы – это невербальные явления или предметы, которые являются носителями социального статуса.

· Знаки – это невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл.

Знаки подразделяются на:

· Телодвижения

· Молчание

· Проксемику – организацию личного пространства

Вербальное реч. Воздействие- воздействие, к-рое сопровождает речь словесными сигналами

Факторы вербального воздействия: соблюдение коммуникативных норм, смысл речи, языковое офрмление, объем сообщения, адресат, коммуникативный жанр.

При речевом воздействии нужно соблюдать речевой этикет.

Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение(использование эмоций), уговаривание, клянчанье, внушение, просьба, приказ

 

Имидж

Имидж – это долговременная коммуникативно-ролевая маска человека.

Имидж складывается из: Внешнего вида, Коммуникативного состояния, Поведения

Факторы внешности:

1. Одежда

2. Привлекательность

3. Внешность

4. Взгляд

5. Прическа

6. Поведение

7. Жесты: Номинативные, Магические, Игровые, Эмоционально-оценочные, Вспомогательные

Факторы физического поведения: Мимика, Поза, Осанка, Походка, Жесты, Манипуляции с предметами

Фактор организации пространства: Личное, Интимное

Фактор голоса: Тембр, Высота

 

Наука о речевом воздействии. Факторы возникновения, основные составляющие. История возникновения

Речевое воздействие - воздействие на чел при помощи речи и сопровождающих речь невербал ср-в для достижения поставленной говорящим цели

Науки на базе к-рых строилось речевое воздействие: лингвистика, риторика, психология, этнография, социология, реклама…

Направления речевого воздействия: риторика-наука об эффективности речи, межличностное общение- наука об эффективном общении в условиях прямого речевого контакта людей в ходе диалога или полилога, реклама

Виды межличностного общения: деловое и обыденное

Наука о деловом общении возникла в 90-х гг в Америке, Карнеги

Причины возникновения науки о речевом воздействии: соц-политические,психологические, коммуникативные, экономические,

 

Этикет делового общения и культура речи

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека в соответствии с моральными и этическими нормами и правилами, которые выработало и которых придерживается данное общество..

Основные манеры, которые приняты в культурах:

1. Вежливость

2. Тактичность (чувство меры)

3. Корректность, умение держать себя в рамках приличий в любой ситуации

4. Скромность (отсутствие позерства)

5. Обязательность

Выражение вежливости в речевом этикете регулируется нормами и традициями.

Речевой этикет требует учета: Личности, Ситуации общения, Национальной специфики

В зависимости от социальной роли собеседников, степени их близости, выбирается ты-общение или вы-общение.

ВЫ-общение свидетельствует об уважении участников диалога. Мужчины разных социальных слоев "чаще склонны к Ты-общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты-общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы-общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты-общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

Принято считать, что Ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты-общение является попыткой интимизаций отношений.

Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы-обшения и Ты-общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций. Один и те же участники общения в различных ситуациях могут употреблять местоимения “вы” и “ты” в неофициальной обстановке.

Деловая беседа

Деловая беседа - разновидность официально-делового общения, направлена на решение конкретной проблемы. В р-те беседы меняется существенно деловая ситуация. Главное-это правильная постановка вопросов и ответов.

Цель: достижение договоренности, наличие согласованности в сюжетах, решение определенной задачи.

Рекомендации по проведению беседы: подготовка (план составить), избегать присутствия не заинтересованных лиц, не проявлять открытую грубость, не проявлять пренебрежения, не отклоняться от темы беседы, мысли выражать убедительно и оптимистично, использовать логику построения.

Правила проведения деловой беседы: определить цели общения, делать сообщения понятными для всех, находить конкретные примеры. Делать сообщения по возможности сжатым и кратким, следовать правилам активного слушания, строго выдерживать регламент.

Виды деловых бесед:

1. Беседа аналитика информационного типа (быстро и оперативно обсудить)

2. Беседа при приеме на работу (носит ха-р интервью)

3. Беседа при увольнении с работы: а) добровольно ухолит б) увольнение или сокращение

4. Проблемные и дисциплинарные беседы (возникает при сбое в работе или при критической оценке к-либо или ч-либо)

Этапы проведения беседы: подготовительный, начало беседы (установка контакта), основная часть (сбор инфо., выявить мотивы и цели и пути решения данной проблемы), заключительный этап (т.е.резюмирование)

По степени участия партнеров беседы бывают: сбалансированные (преобладает 1 чел.), несбалансирован.

Виды деловых бесед с точки зрения психологич. напряжения: сотрудничество, конфронтация.

Чего не стоит делать во время деловой беседы:

1. Брать инициативу на себя

2. Перебивать собеседника в середине фразы

3. Использовать оскорбительные и просторечные выражения

4. Негативно оценивать высказывания оппонента

5. Подчеркивать свое превосходство

6. Принуждать к быстрым ответам

7. Вторгаться в личную зону собеседника

8. Вести беседу в состоянии сильного эмоционального возбуждения

9. Переходить на интимно-дружеский стиль

 

 

Деловая презентация

Публичная презентация – это персональное или опосредованное через СМИ устное представление проектов, товаров, программ с целью оказать на слушателей убеждающее воздействие и побудить их к действию, которые прямо или косвенно выгодны выступающему или тем, кого он представляет.

Деловая презентация- частный случай публичного выступления.

Факторы эффективности деловой презентации: Фактор цели, Фактор аудитории, Фактор места, Фактор способа (как, какими средствами и в какой последовательности будем давать информацию)

Организация презентации делится на вступление, основную часть и заключение.

Структурные типы презентации:

1. Тематическая структура (есть несколько идей, где в каждая из под тем идея будет основной в своей части).

2. Хронологическая структура (используется для информативных и убеждающих выступлений, одно вытекает из другого).

3. Пространственная структура (используется много графиков и функций).

4. Систематизированная структура (наличие системы)

5. Проблема-решение (проблема, вариативность решения и прогнозируемость выбора)

6. Причина-следствие (имеет более анализаторский характер).

Рекомендации по составлению текста слайдов и текста выступлений:

1. Избегать усложнения синтаксических конструкций.

2. Использовать личные формы вместо безличных, неопределенно-личных и пассивных конструкций.

3. Элементы устно-разговорного стиля

4. Чаще обращаться к слушателям

5. Использовать положительную эмоционально-окрашенную лексику

6. Избегать туманных выражений и многословия

7. Привлекать дополнительный материал в виде цитат, ссылок на авторитеты, фразеологизмов, пословиц и поговорок.

8. Необходимо размещать длинный текст на нескольких слайдах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...