Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика шрифтов по удобочитаемости и худ.достоинствам.




Важнейшие требования к шрифту как элементу оформления книги — удобочитаемость, художественные достоинства. Удобочитаемость текста выражается легким переходом глаза со строки на строку, быстрым отыскиванием нужного абзаца или главы, хорошей различимостью знаков шрифта. При этом глаз не утомляется, скорость чтения становится выше, восприятие содержания приближается к оптимуму. Текстовые шрифты проектируются для набора длинных полос текста в книгах и журналах. Главное внимание в дизайне таких шрифтов уделяется удобочитаемости. В этом случае требования гораздо шире, чем простая разборчивость, т. е. требуется обеспечить не только легкость, с которой глаз различает отдельные буквы, но и легкость, с которой воспринимаются целые слова и группы слов. Хороший текстовый шрифт способствует успешному чтению без усталости.

Таким образом, удобочитаемостьшрифта определяется скоростью и простотой чтения, как отдельных знаков, так и текста в целом. Если исключить плохой дизайн и плохую верстку, то наиболее удобочитаемыми шрифтами являются те, которые привычнее. Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. Шрифты с умеренной контрастностью читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. Полное отсутствие контрастности понижает удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный контрастности шрифт слишком монотонен, однообразен.

Художественные достоинства шрифта определяются соответствием его рисунка виду и характеру оформляемого издания. Шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но служит для создания произведения полиграфического искусства, как и любого другого, которое не только удобно читать, но и приятно держать в руках, любоваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. Многие гарнитуры шрифта были специально разработаны для набора отдельных произведений.

Кернинг (kerning)

При наборе некоторых слов появляются комбинации символов, расстояние между которыми кажется непропорционально большим. Для решения этой проблемы применяется специальный метод изменения расстояния между символами, называемый кернингом. Как правило, говорят о парном кернинге, который определяет изменение расстояния между символами, входящими в определенные пары. Кернинг может быть применен не только к буквам и знакам препинания, но и к пробелам, ширина которых наряду с другими символами определяются в каждом шрифте.

Трекинг (tracking)

Другой способ улучшения воспроизведения текста — изменение расстояния между символами в зависимости от кегля шрифта, которым эта строка набирается. Этот метод называется трекинг. При наборе основного текста обычно используются шрифты небольшого кегля (8–12 пт.), и для лучшей читаемости расстояния между символами немного увеличиваются. Сувеличением размера шрифта начинают уменьшаться расстояния между символами, что повышает компактность надписи и позволяет воспринимать ее как цельное графическое изображение.

Таким образом, полиграфисты традиционно используют трекинг для изменения общей визуальной плотности текста; кернинг же позволяет улучшить восприятие текста за счет уменьшения или увеличения интервалов между определенными парами символов.


Емкость шрифта

Емкость — шрифта определяется числом знаков в строке определенного формата с учетом пробелов.

n=18.05*Fстр / Еу

Fстр- ширина полосы

Еу- уточненная ширина знака определенной гарнитуры и кегля. Рассчитывается для каждой гарнитуры, кегля, начертания с учетом частоты встречаемости букв и знаков при наборе.

Еу=Е1*Р1 +Е2*Р2+…+Ен*Рн

Р1 + Р2+…+ Рн

Е- ширина букв и знаков определенной размерной группы

Р- частота встречаемости

Н- число размерных групп по ширине, в данном шрифте

Производственные возможности шрифтов — точность элементов букв при воспроизведении и печати. Определяется технологией воспроизведения шрифтов, технологией воспроизведения ФФ и ПФ, способом печати

Наиболее деформируется рисунок шрифта при изготовлении Форм глубокой печати=> выбираются рубленные и брусковые.


Единицы измерения издательско-полиграфической продукции

Объем издания— величина, определяемая либо числом страниц в издании, либо числом учетно-издательских листов в нем, либо числом печатных листов.

Учетно-издательский лист— единица объема издания, равная, как и авторский лист, 40 000 печатных знаков прозаического текста (считая и знаки препинания, и пробелы между словами, и неполные строки за полные) или 700 строк стихотворного текста, или 3000 см2 площади изображений в том масштабе, в котором они воспроизведены в издании.

Авторский лист — единица объема авторского оригинала — созданных автором текстов, таблиц, изобразительных материалов и т. д. Он равен 40 000 печатных знаков прозаического текста (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), или 700 стихотворным строкам, или 3000 кв.см. площади изображений на странице издания.

Бумажный лист — единица расчета количества бумаги, потребной или израсходованной на издание.

Печатный лист — единица натурального объема изданий и печати, равная половине запечатанного стандартного бумажного листа.

Условный печатный лист — печатный лист формата 60´90 см, к которому приравниваются (при помощи коэффициентов перевода физические печатные листы в условные) печатные листы других форматов. Условный печатный лист необходим для подсчета общего печатного объема изданий разных форматов, общего количества бумаги для выпуска всех изданий за какой-то период.


Основные элементы издания

К основным элементам издания относятся:

* форзацы — две 4-хстраничные тетради, которые служат для скрепления блока с переплетной крышкой.

* переплетная крышка (обложка) предохраняет книжный блок от повреждения, завершает конструкцию книги.

* суперобложка предназначена для предохранения переплета от износа и загрязнения. Соединяется с переплетом засчет клапанов.

* титул — страница издания, на которой размещаются выходные сведения.

* авантитул — первая страница издания, расположенная перед титульным листом и содержащая обычно издательскую марку, эпиграф, посвящение, надзаголовочные данные, выходные данные. Помещается перед основным титулом на нечетной полосе. На развороте титула (на четной полосе) м. б. расположен фронтиспис, в кратко художественной форме характеризующий все произведение, или портрет автора.

* контртитул — добавочный титул, помещаемый на одном развороте с титулом. Используется в многотомных и переводных изданиях. В многотомных изд. на нем размещаются сведения, относящиеся ко всему изданию, а на титуле — данные, относящиеся только к тому. В переводных изданиях на контртитуле помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала.

* шмуцтитул — структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист или страницу с заглавием произведения или крупных рубрик, эпиграфами, иллюстрациями, книжными украшениями. Помещается на отдельной нечетной полосе с пустым оборотом.

* спусковая полоса — начальная полоса раздела, рассказа, главы. Спуск от начала наборной полосы может составлять 1/4–1/3 высоты наборной полосы.

* колонтитул — краткое название раздела, главы.

* колонцифры заверстываются вверху или внизу наборной полосы. К., расположенные внизу полосы, не входят в формат наборной полосы и д.б. отбиты от текста полосы пробелом 4-12 п. К., расположенные вверху полосы, заверстываются в строке колонтитула, если он есть, и в этом случае входят в формат наборной полосы.

* норма и сигнатура устанавливаются на каждой первой полосе каждого печатного листа (кроме первого, полос, целиком занятых иллюстрацией, шмуцтитула). Норма — краткое название издания или номер заказа, под которым издание проходит в производстве. Сигнатура — номер печатного листа. Служат для контроля правильности подборки. Сигнатура со * устанавливается на каждой 3-ей полосе каждого печ. Листа и служит для контроля правильности фальцовки.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.