Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм развития психических нарушений




Патогенетические закономерности психоэмоциональ­ного реагирования людей на катастрофу можно рассматри­вать с позиции системных механизмов формирования психо­эмоционального стресса, проанализированных в работах П. К. Анохина и К. В. Судакова.

Считается, что стрессорное состояние является след­ствием возникновения и длительного сохранения отрица­тельных эмоций, которые развиваются у человека при неудовлетворении его потребностей. При катастрофах отрицательные эмоции (страх, гнев, ярость и т. д.) форми­руются в результате действия угрожающих жизни факторов при невозможности избежать опасности.

Исходя из биологической теории эмоций П. К. Анохина, основывающейся на позиции системного подхода, эмоция является выработанным в процессе эволюции механизмом экстренной оценки полезного результата, получаемого организмом. Если результат достигается и отвечает про­грамме функциональной системы и прогнозу, соответствует мотивации и удовлетворяет насущную потребность челове­ка, то формируется положительная эмоция (удовлетворе­ние, удовольствие, насыщение). Напротив, при невозмож­ности получения полезного результата или же несоответ­ствии результата программе функциональной системы и прогнозу формируется отрицательная эмоция (состояние неудовлетворенности, гнев, ярость, тревога, испуг, страх). Эмоциональное напряжение отрицательного характера отличается инертностью, длительностью существования, устойчивостью к отвлекающим факторам, оно поддается корректировке лишь такими воздействиями, которые обес­печивают достижение результата. В противном случае эмо­циональное напряжение приобретает застойный характер.

Продолжительное психическое напряжение, особенно сопровождающееся подавлением проявлений стресса под влиянием социальной среды, приводит к истощению основ­ных нервных процессов. Эти нарушения высшей нервной деятельности в форме неврозов проявляются расстрой­ствами поведения, нарушением сенсорной, вегетативной и трофической деятельности ЦНС.

ЛЕЧЕНИЕ

Основные принципы организации психиатрической помощи заключаются в поэтапной сортировке, эвакуации и соответствующей терапии пострадавших. Наиболее эффек­тивно эти принципы реализуются при максимальном приб­лижении помощи к пострадавшему населению, активном выявлении лиц с психической патологией как непосред­ственно в районе катастрофы, так и в близлежащих меди­цинских учреждениях и местах эвакуации жителей.

Стратегию психиатрической помощи определяет дина­мика возникающих состояний психической дезадаптации, психотических и невротических расстройств. На всех этапах развития ситуации она должна быть тесно связана с обще­медицинской помощью, обеспечивать непрерывность и пре­емственность профилактических, лечебных и реабилита­ционных мероприятий.

Во время катастрофы и непосредственно после нее основным организационным звеном медицинской, в том числе и психиатрической, помощи являются специалисты скорой медицинской помощи, а также сохранившиеся в зоне бедствия медицинские учреждения. Как свидетельствует опыт Спитакского землетрясения и других массовых ката­строф, уцелевших ресурсов медицинской помощи в районе бедствия бывает недостаточно для оказания необходимого объема помощи большому числу пострадавших. Поэтому, как и другие виды общего и специализированного обеспече­ния, психиатрическая помощь должна планироваться в рас­чете на специальные бригады, оперативно направляемые в районы бедствия. В зависимости от масштаба катастрофы и числа пострадавших бригады могут формироваться из 1-2(или большего числа) врачей-психиатров и подготовлен­ного среднего медицинского персонала (фельдшеров). Спо­койные, уверенные действия специалистов, оказывающих первую медицинскую помощь, благотворно влияют на ту часть пострадавших, у которой развились субпсихотические психогенные реакции. Число направляемых в район ката­строфы психиатрических бригад определяется масштабами бедствия. В ряде случаев в зависимости от конкретно скла­дывающейся ситуации врачи-психиатры могут работать самостоятельно, однако наиболее целесообразна их сов­местная деятельность с другими медицинскими подразделе­ниями. Члены бригады на первом этапе катастрофы уча­ствуют в спасательных работах, оказывают не только пси­хиатрическую, но и общемедицинскую и необходимую кон­сультативную помощь нейрохирургам и другим специали­стам. При большом числе пострадавших и при наличии соответствующих условий уже непосредственно после ката­строфы в центре пострадавшего района целесообразна организация эвакуационного психиатрического отделения, в котором можно было бы изолировать возбужденных больных.

Особенностью тактики психиатрической помощи в этот период является разделение пострадавших на лиц с психотическими расстройствами и лиц, у которых психические нарушения не достигают психотического уровня. При этом основная задача состоит в обеспечении безопасности не только самого пострадавшего с остро развившимися психическими расстройствами, но и окружающих. Критерием сортировки являются оценки состояния сознания (нарушено - не нарушено), двигательных расстройств (психомоторное возбу­ждение - ступор), особенностей эмоционального состо­яния (страх, тревога, депрессия). Важное значение в этот период имеют своевременное выявление и эвакуация охва­ченных страхом паникеров и истерических декомпенсированных личностей, составляющих группу повышенного риска развития паники.

Первостепенной целью медикаментозной терапии боль­ных с реактивными психозами является купирование острого психического состояния. Наиболее рационально это достигается с помощью нейролептических препаратов, транквилизаторов, антидепрессантов (нередко использу­емых в комбинации), обладающих седативным и анксиолитическим эффектом. Препараты (тизерцин, аминазин, диазепам, феназепам, амитриптилин) назначают внутримы­шечно или внутривенно.

С момента начала спасательных работ (подострый период катастрофы) наряду со скорой и неотложной пси­хиатрической помощью, оказываемой преимущественно специализированными и достаточно мобильными психиа­трическими бригадами, целесообразна организация психиа­трических (психотерапевтических) кабинетов в разверты­ваемых в зоне землетрясения поликлиниках и стационарах для оказания помощи, как пострадавшим, так и (при необхо­димости) участникам спасательных и восстановительных работ. В этот период эвакуационное психиатрическое отде­ление начинает выполнять и функции отделения диагно­стики и кратковременного лечения (на протяжении нескольких дней) лиц с пограничными формами нервно-пси­хических расстройств. При этом необходимо предусмотреть возможность как полной, так и частичной госпитализации пострадавших, нуждающихся в психиатрической помощи.

По мере разрешения опасной для жизни ситуации и сни­жения вероятности развития реактивных психозов все более важной становится организация психотерапевтической работы среди населения - стационированных в лечебные учреждения пострадавшего района, а также эвакуирован­ных. К этой работе необходимо активно привлекать врачей территориальных психоневрологических и общемедицин­ских учреждений.

При адаптационных (приспособительных) реакциях и многих начальных невротических расстройствах целью любых психиатрических и медико-психологических воздей­ствий является профилактика (первичная и вторичная) раз­вития состояний психической дезадаптации, психических и психосоматических заболеваний. Специального лечения у психиатра при этом не требуется. В этих случаях наряду с устранением дополни­тельных травмирующих воздействий могут использоваться психокоррекция и рациональная психотерапия. Иногда необходимы кратковременный отдых, физиотерапия, рефлексотерапия. По специальным показаниям могут наз­начаться препараты группы адаптогенов (золотой корень и др.), актопротекторов (бемитил) и ноотропов (пирацетам и др.), оказывающие в рассматриваемых случаях патогенети­ческое лечебно-профилактическое действие, а также транквилизаторы дневного действия (медазепам) и психо­стимуляторы (сиднокарб).

Основной целью лечения пострадавших с невротичес­кими реакциями является купирование тревоги и страха, приспособление их к жизни и деятельности в условиях сохраняющейся психогении. Для этого используют транкви­лизаторы, антидепрессанты с универсальным успокаива­ющим действием, психотерапию. Наиболее эффективным психотерапевтическим методом оказывается в этих случаях когнитивная психотерапия. Метод учитывает особенности состояния пострадавших, испытывающих потребность рас­сказать о катастрофе, наиболее страшных и значительных для них сценах и событиях. Активный расспрос, доброжела­тельное и внимательное выслушивание, (проговаривание) наиболее неприятных переживаний позволяют уменьшить аффективное напряжение, структурировать переживания и активизировать целенаправленную деятельность пострадав­ших.

При относительной стабилизации ситуации после эва­куации пострадавших в безопасные районы (период отда­ленных последствий) психиатрическую и медико-психологи­ческую помощь оказывают главным образом тем, кто за ней обращается. Наряду с этим приобретает актуальность активное обследование и при необходимости - лечение психически больных, состоявших до землетрясения в груп­пах диспансерного наблюдения. У многих из них во время катастрофы возможно развитие обострений и декомпенса­ций психических заболеваний. К оказанию помощи в этот период привлекаются территориальные звенья специализи­рованной психиатрической помощи (стационары, психоте­рапевтические кабинеты и др.). При необходимости они должны усиливаться за счет дополнительного привлечения специалистов.

Затяжные реактивные психозы требуют стационарного лечения. В зависимости от клинических проявлений (психо­тическая реактивная депрессия, псевдодеменция и др.) по показаниям проводят соответствующую терапию (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, гипно­терапия и др.). Лечебно-реабилитационная тактика при нев­розах и неврозоподобных расстройствах у больных с сома­тическими заболеваниями должна строиться по индиви­дуальному терапевтическому плану с использованием пси­хотерапии, средств лечения основного заболевания, психокоррекционных мероприятий, физиотерапии и (при необхо­димости) психотропных лекарственных препаратов (транк­вилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и др.). При невротическом развитии личности лечебно-профилактические мероприятия должны быть направлены на приостановление этого процесса и на компенсацию состояния. Для этого может использоваться широкий арсенал лекарственных и психотерапевтических средств и методов.

 

Заключение

Неоказание первой помощи в экстренных ситуациях (несчастные случаи, острые внезапные заболевания), а часто и отсутствие необходимых условий приводят к тяжелым последствиям, вплоть до летальных исходов. Естественно, медицинские работники могут оказать более квалифицированную первую помощь. Диапазон внезапных заболеваний и несчастных случаев велик, поэтому необходимость оказывать первую медицинскую помощь может возникнуть в любой ситуации.

Как свидетельствуют события последних лет, необходимость оказания первой помощи большому количеству пострадавших может возникнуть при авариях на транспорте, землетрясении, при обвале породы в шахтах, туннелях. Особую опасность представляют аварии на атомных электростанциях и пожары в учреждениях и жилых домах. Межнациональные вооруженные конфликты, ухудшение криминогенной обстановки приводят к массовым ранениям мирного населения.

От своевременно и правильно оказанной помощи зависят жизнь и успех дальнейшего лечения пострадавшего, поэтому прямым гражданским и человеческим долгом каждого человека является умение оказать первую медицинскую помощь.

Список литературы

  1. Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь: Учебник.- 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000.- 224 с.
  2. Борисов Е.С., Буров Н.Е. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. - Москва: Медицина, 1990. – 210 с.

3. Богоявленский В.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - СПб: Гиппократ, 1995. - 480 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А.Арустамова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003 г.- 496 с.

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004.- 606 с.
  2. Кошелев А.А. Медицина катастроф. Теория и практика: Учебное пособие. – СПб: Паритет, 2000. – 256 с.
  3. Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. Ред. Г.Н. Кириллова.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.- 264 с.
  4. Медицина катастроф. Учебное пособие / Под ред. В.М.Рябочкина и Г.И.Назаренко.- М.: ИНИ Лтд, 1996. - 259 с.
  5. Морозов М.А. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях.- СПб, 1992.- 95 с.

10. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: Учебное пособие / Под. ред. Р.А.Айзмана, С.Г.Кривощекова.- Новосибирск: Сиб.унив.из-во, 2002.- 271 с.

11. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.- 3-е изд., перераб.и доп.- М: Академический проект, 2003.- 432 с.

12. Учебник спасателя / С.К.Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кирилов и др. / Под общ. ред. Ю.Л.Воробьева.- 2-е изд., перераб. и доп.- Краснодар: Сов. Кубань, 2002.- 528 с.

  1. Фефилова Л.К. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник.- М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.- 416 с.

14. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 416с.

15. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 416с.

 

 

 

Шарабанова Ирина Юрьевна

 

МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

 

 

Курс лекций

по дисциплине «Гражданская защита»

для курсантов и слушателей

по специальности 280104.65 – Пожарная безопасность

 

Редактор Ю.В.Шмелева

 

Подписано в печать 15.01.2008

 

Формат 60х84 1/16 Бумага писчая

Тираж 30 экз. Заказ № 156

 

Отделение организации научных исследований

Ивановского института ГПС МЧС России,

153040, г.Иваново, пр. Строителей, 33

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...