Право, государство и глобальные проблемы человечества
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Особенности современного мира, входящего в ХХI век, заключаются в том, что он охвачен всеобщей научно- технической революцией и научно- техническим прогрессом. Поэтому сегодня возникают различные вопросы и проблемы глобального характера. Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или большинстве регионах мира; в-третьих, их нерешенность создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных (судов) споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера. К глобальным проблемам относятся: - международное сотрудничество и упрочнение мира - обеспечение прав и свобод человека;
- национальная и международная безопасность; - экология; - научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости; - международное сотрудничество в борьбе с преступностью тероризмом, наркоманами и другими антиобщественными явлениями; - борьба с болезнями, голодом, нищетой и другими антисоциальными явлениями. Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом: 1.предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия; 2.обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно- культурной и других областях; 3.преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися; 4.ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса, соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д. Т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания; 5.использование достижений научно- технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.; 6.международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или ’’ отмыванием’’ преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д. 7. международное сотрудничество в борьбе с такими тяжелыми заболеваниями как СПИД, туберкулез, онкозаболевания, а также с голодом и нищетой. В РК на сегодня особую тревогу вызывает увеличение числа заболевших СПИДом и туберкулезом.
Рассмотрим некоторые глобальные проблемы. Государство, право и экология. Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является центральной среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в 20 веке и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связано с экологией. Так, термоядерная война вряд ли уничтожит всех людей, ведь существуют подземные убежища, но погибнет природа и тем самым возможность жизни на Земле. Тесно связаны с экологией и такие глобальные проблемы, как демографическая, энергетическая, научно- технического прогресса и др. Негативное влияние человека на окружающую среду идет по многим направлениям, из которых следует выделить следующее. Загрязнение атмосферы. Ежегодно в атмосферу выбрасывается 200-400 млн. тонн пыли, 150 млн. тонн сернистого ангидрида, около 700 млн. тонн других вредных веществ. В индустриальных районах загрязненность в тысячу и более раз выше естественной. На пороге ХХI века человечество столкнулась глобальной проблемой - глобальное изменение климата в сторону потепления. Приведем примеры отдельных событий, связанных с глобальным потеплением. Особенно это касается ситуации на полюсах, что затрагивает климат Южной Америки и Северной Европы. Так, в январе 1995 года аргентинские ученые обнаружили в Антрактике 65-километрвую трещину в ледяном шельфе Ларсена. Гигантский айсберг откололся от мощной ледяной плиты, которая, возможно, оставалась целой 20000 лет! Айсберг имеет толщину 200 метров и поверхность 2900 квадратных километров. Это изменило береговую линию Антарктики и соответствующие изменения вносятся в карты. Некоторые ученые предполагали, что потепление климата приведет к разрушению Антарктического ледяного шельфа, которое начнется в ближайшие 10 лет. Теперь мы видим, что это разрушение уже началось. Также, большую озабоченность вызывает расширение озоновой дыры над Антарктикой. Дыра в слое атмосферного озона над антарктикой стала больше, чем когда-либо ранее, говорится в пресс-релизе от 7 сентября Национального управления по аэронавтике и космическому пространству США (НАСА). Размеры зоны разрушения озонового слоя оцениваются в 28,3 миллиона квадратных километров, что втрое превышает площадь территории Соединенных Штатов Америки.
По данным Фонда охраны дикой природы о последствиях глобального потепления в ближайшие сто лет климат россиийских северных широт изменится на 70%, что может привести к исчезновению половины обитающих там видов флоры и фауны. Климат также изменится в Исландии, Канаде, государствах Скандинавии и Прибалтики. Ученые давно предупреждали об угрозе парникового эффекта, однако никогда расчеты экологов не отличались столь пугающей конкретикой. Ученые считают, что в первую очередь вымрут моржи и полярные медведи. В Канаде исчезнут хвойные леса. Парниковый эффект угрожает и тропическим старанм. В Эфиопии вымрут некоторые виды обезьян. Мексика лишится бабочек. Таяние арктических льдов до неузнаваемости изменит береговую линию всех континентов. Авторы доклада говорят о новой глобальной миграции животных. Однако пока неясно, какие виды смогут “опередить“ изменение климата и добраться до новой среды обитания. По мнению ученых, некоторым видам, чтобы выжить, придется мигрировать в десять раз быстрее, чем во время предыдущего “великого переселения“, которое произошло 10 тысяч лет назад. Потепление климата влияет на рождаемость, к такому выводу пришли ученые Чикагского и Бостонского университетов. Рождаемость уменьшается, т.к. вследствие изменений климата нарушаются естественные биологические ритмы. Рост температура воды в южных морях на полградуса приведет к массовой гибели кораллов и планктона, а это в свою очередь повлечет за собой массовую гибель рыб. Чта касается Казахстана, то здесь глобальное потепление воздуха может оказать громадные негативные последствия. По оценкам казахстанских ученых в стучае непринятия мер по защите климата средняя температура нижних слоев атмосферы в конце следующего столетия может повыситься на 3 градуса, что грозит массовыми наводнениями. Казахстана это может коснуться непосредственно, поскольку установлено, что подъем Каспия связан с повышением температуры океана в Южной Америке. В течение последнего столетнего периода в Казахстане наблюдалась тенденция к повышению средних сезонных и годовых температур воздуха. Рост средней годовой температуры с 1894 по 1994 год составил около 1,3 градуса. Большая часть территории Казахстана находится в зонах, очень уязвимых к изменению климата. И постоянный рост температуры может привести к неблагоприятным последствиям в сельском, лесном и водном хозяйстве сраны. Кроме того, изменение климата может оказать негативное влияние и на здоровье населения. По данным Рамочной конвенции ООН по изменению климата, Казахстан за 1990 год произвел более 200 млн. тонн выбросов двуокиси углерода, что в перечсете на душу населения является одним из самых высоких показателей в мире.
Мировая общественность озабочена глобальным изменением климата на планете. Вопрос стоит о сохранении человечества в будущем. В первую очередь, следует отметить деятельность государства. Первым и важнейшим международным документом в этой сфере явилась Рамочная конвенция ООН об изменении климата, подписанная в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, которая вступила в силу 21 марта 1994 г. и ратифицирована 165 государствами. В этой конвенции были определены обязательства сторон по снижению выбросов парниковых газов и определению механизмов международного сотрудничества в этой области. Результатом подготовительной фазы явилось подписание Киотского протокола, основанного на положениях Рамочной конвенции ООН об изменении климата и являющегося ее прямым продолжением. Для достижения поставленной долговременной цели стороны конвенции обязались проводить политику и меры, позволяющие достичь желаемых результатов и включающие в себя следующие основные направления деятельности по реагированию на глобальные антропогенные изменения климата и выполнению обязательств сторон конвенции. Киотский Протокол, юридически обязательный инстирумент Конвенции, был принят Конференцией сторон в г.Киото (Япония) в 1997 г. и открыт для подписания 16 марта 1998 г. Согласно Протоколу стороны, вошедшие в Приложение 1 Конвенции, в период с 2008 до 2012 гг. должны уменьшить совокупные выбросы парниковых газов как минимум на 5% по отношению к уровню 1990 года. Общая основная цель для всех сторон, указанных в Приложении 1 составляет сокращение всех совокупных выбросов сторон на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. В августе 1998 года эксперной комиссией МИД РК принято решение о подписании Киотского протокола, что даст Казахстану возможность привлекать средства разных стран и международных фондов для решения своих экологических проблем.
Загрязнение воды. В океан ежегодно выбрасывается свыше 30000 видов химических веществ в количестве около 1200 млн. тонн, из них 6 млн. тонн нефти. Загрязнение почвы. Ежегодно на нашей Земле теряет плодородие 20 млн. гектаров земли, причем около 6 млн. га превращается в пустыню. В землю каждый год вносится около 4 млн. тонн ядохимикатов. Особенно опасно радиоактивное загрязнение, которое может поразить и (остров), воздух, и воду, и землю. Опасность представляют не только катастрофы типа Чернобыльской, но и накопление радиоактивных отходов. Уничтожение животного и растительного мира. По данным экологов, каждый год гибнет около 100 видов животных и растений. На грани уничтожения находится около 50 000 видов животных. Красная книга, опубликованная Международным союзом охраны природы, в которую включены исчезающие виды только млеко питающихся и птиц, представляет собой два объемистых тома. За 200 лет площадь лесов, которые являются легкими планеты, уменьшилось вдвое. В год исчезает 11 млн. гектаров лесов. Уничтожено 40% тропических лесов Америки, 50% -Африки. Около 25% площади растительного покрова Земли нарушено, прогнозируется, что каждый седьмой вид растений исчезнет к 2000 году. Право и государство следующим образом воздействуют на решение экологических проблем. Во-первых, принимаются законы по регулированию природоохранительной деятельности, о которых закрепляются: - режим природопользования; - выделение особо охраняемых, режимных объектов, режима их функционирования; - социальные и технические стандарты; - порядок осуществления контроля и надзора за реализацией соответствующих правовых предписаний, средства защиты и охраны среды; - уголовно- и административно- правовые запреты; - процедуры решения спорных вопросов, реализации юридической ответственности, средства юридической защиты должностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность. Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов государства, направление на обеспечение законности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе: - организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел; - организация и деятельность выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и др.); - деятельность администраций соответствующих государственных учреждений, предприятий, организаций. В-третьих, деятельность государства в сфере международных правовых отношений. Здесь можно указать на следующие формы: - участие государства в работе международных организаций, осуществляющих экологическую деятельность; - сотрудничество с Международным союзом охраны природы и другими подобными неправительственными организациями; - обеспечение реализации международных правовых соглашений и иных документов, направленных на решение природоохранительных задач. В-четвертых, немалое значение имеют и не правовые формы природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объединениями, осуществляющими природоохранительную деятельность, вовлечение в эту работу широких слоев населения. Государство, право и народонаселение. Проблема природонаселения- одна из глобальных проблем современности, выдвинувшаяся на первый план и тесно связанная прежде всего с проблемами мира, жизнеобеспечения и преодоление отсталости. Прямо или косвенно она входит в содержание каждой из четырех сфер деятельности государства: экономической, политической, социальной и духовной, но прежде всего- социальной. Народонаселение является предметом изучения науки, носящей название ’’Демография’’. Демография исследует численность народонаселения, зависимость состава и движения населения от Государственное управление демографическими процессами имеет цель оптимизации величины трудовых ресурсов, т.е. населения как производителя материальных благ, а также поддержание достойного и достаточного уровня его жизни как потребителя этих благ. Осуществляя свои функции, государство использует правовые и не правовые методы. В этой связи важно отметить существенную роль законодательства, относящегося к блоку отраслей, регулирующих социальное развитие: трудовое, авторское законодательство, законодательство о социальном обеспечении, в том числе пенсионное, жилищное законодательство, законодательство об образовании и здравоохранении, брачное семейное законодательство и другие отрасли. Принятие и реализация этого законодательства зависят от успешности функционирования государства. Каждое государство осуществляет определенную демографическую политику, которая является частью социально- экономической политики и, естественно, тесно связана с духовно- нравственной сферой. Ее главные направления следующие: воспроизводство и миграция населения; формирование его образовательного потенциала; состав и структура трудовых ресурсов; профессиональная ориентация; трудоустройство; занятость населения. Все сведения об этих процессах фиксируются в государственной статистике и в частности, при проведении переписи населения, находится в поле зрения законодательной и исполнительно- распорядительной властей. Главные показатели при этом количество и качество населения. В государствах- членах ООН действует Всемирный план в области народонаселения, принятый на международной конференции по народонаселению в Мехико. С конца 60-х годов ООН приняла на себя координацию всех мер по оказанию помощи в области народонаселения, в связи с чем в 1969 году был образован специальный фонд (ЮНФМА). В этом направлении действует и ЮНЕСКО, которая помогает решать демократические проблемы, в том числе через просвещение населения. По данным центра демографии Института социально- экономических исследований РАН, пока численность населения Земли растет. По прогнозам ООН, в последующие 50 лет оно вырастет до 9,8 млрд., а в дальнейшем прирост резко замедлится. Поэтому к концу третьего тысячелетия землян на планете станет 10- 11 млрд. И на этом их численность стабилизируется. Власть в любом государстве должна исходить из того, что интеллектуальный потенциал населения является самым ценным из всех ресурсов, что современный человек является прежде всего создателем, а затем уже потребителем ресурсов и что оптимальные темы роста населения должны превышать темпы самого быстрого внедрения новых технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|