Психолого-педагогические основы развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Игровые ситуации, направленные на развитие коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель: Хацкевич М.О., студентка 4ДО группы Руководитель: Устьянцева И.Ю., преподаватель
Камышлов, 2020 г. Оглавление Оглавление. 2 Введение. 3 § 1.1Психолого-педагогические основы развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. 6 § 1.2 Возможности игровых ситуаций для развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. 10 § 1.3 Анализ имеющего педагогического опыта использования игровых ситуаций как средство развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. 15 Заключение. 18 Список литературы.. 19
Введение
Данная тема представляет особую актуальность, так как игровые ситуации является важным средством развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Йоханом Хейзингой писал: «Игра – это такой сложный социально психологический феномен, который имеет важную роль не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в детских садах приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе успешность ребенка в общении со сверстниками, их неумение находить подход к партнеру по общению, что введет к серьезным трудностям в общении. Но все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучение по развивающим программам детям недостаточно общаться только со сверстниками. Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со взрослыми, так как это важный фактор социализации ребенка, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. Наблюдения показывают, что даже самый талантливый, самый знающий ребенок не будет успешным, если он не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и решать конфликтные ситуации. На современном этапе развития дошкольного образования наибольшую актуальность приобретает рассматривание вопросов, связанных с развитием социально-коммуникативных компетентностей у детей дошкольного возраста.
Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности[4]. Игровая ситуация является одним из приемов игры. Многие ученные занимались проблемой игровой ситуации: К.Гросс, П.П. Блонский, Д.Б.Эльконин. Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л.С.Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных эффектов» - писал Л.С.Выготский. Так же особенности игровых ситуаций, а в целом игры изучали такие ученные, педагоги, как: Г.В. Ендовицка, З.М. Истомина, А.В.Запорожец, А.И.Захаров, О.А.Карабанова. Для обозначения понятия успешной коммуникативной деятельности различными авторами предлагается несколько формулировок: коммуникативная компетентность и коммуникативная компетенция. Компетенция (от лат. Competentia - принадлежность по праву) - круг вопросов, решение которых входит в чьи-либо обязанности.
Компетентность - отражает уровень овладения необходимыми знаниями и умениями в конкретной области. Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков. В отличие от компетентности, которую принято рассматривать в виде знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе обучения и образующих содержательную сторону такого обучения, Компетентность означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений. Разграничение понятий компетенция и компетентность базируется на утверждении Н. Хомского, который в книге «Аспекты теории синтаксиса» (1972) утверждал, что существует фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим или слушающим) и употреблением (performance) - реальным использованием языка. Именно употребление, по мнению Н. Хомского, есть проявление компетенции в различных видах деятельности, оно связано с мышлением и опытом человека. Такое употребление приобретенного опыта в виде знаний, навыков, умений впоследствии стали называть компетентность. В современной литературе термин компетентность широко используется в таких словосочетаниях, как общеобразовательная, профессиональная, коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность - это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Анализ практики опыта работы педагогов (журнальных статей по дошкольному образованию и сайтов) свидетельствует о единичных случаях организации игровых ситуаций для социально-коммуникативного развития в образовательной деятельности. Однако современный опыт педагогов дошкольного образования показывает, что, не смотря на достаточную разработанность игровых ситуаций, на практике отмечается недостаточная результативность их использования для социально-коммуникативного развития.
Согласно ФГОС ДО большого внимания уделяется задаче по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, которая отражена в области «Социально-коммуникативное развитие». На основе анализа психолого-педагогической литературы и практики ДО были выделены ряд противоречий: между требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развитию коммуникативных компетенций и недостаточным уровнем освоения дошкольниками таких умений как совместная деятельность с педагогом и сверстниками, взаимодействие со сверстниками, решение конфликтных ситуаций; между значимостью применения игры и создания игровых ситуаций как средства развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным количеством методических пособий, содержащих игровые ситуации, направленные системное развитие коммуникативных компетенций у детей. между существующими подходами к развитию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических средств для организации игровых ситуаций старших дошкольников. На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема: можно ли посредствам игровых ситуаций, развивать коммуникативные компетенции, у детей старшего дошкольного возраста? Данная проблема определяет тему реферата: развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Цель реферата является: теоретически обосновать развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровых ситуаций. В соответствии с целью были определены следующие задачи: 1. Охарактеризовать понятия «коммуникативные компетентности» и «игровая ситуация»; 2. Выявить особенности развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста; 3. Проанализировать педагогический опыт с позиции выявления возможности игровых ситуаций направленных на развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время коммуникативная компетентность важную роль в развитии ребёнка. Именно с дошкольного возраста начинают формироваться социально-коммуникативные навыки. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка умение сочувствовать собеседнику, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Игровые ситуации не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их коммуникативных компетенций. В процессе игровых ситуаций у детей, развиваются коммуникативные компетентности как под руководством воспитателя, так и в самостоятельной деятельности.
Психолого-педагогические основы развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
В философии общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых условий формирования и развития коммуникативных компетентностей. Общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта, результатом которой являются не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком или людьми. Общение направленно на организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений. Я.Л. Коломинский отмечал, что большое значение приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, поскольку дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. В это время происходит первоначальное становление личности ребёнка. В его общении со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на её развитие. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Это - важное условие формирования общественных качеств личности ребёнка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. В период старшего дошкольного возраста ребенок активно взаимодействует и со сверстниками. Ж. Пиаже в своих работах обращал внимание на сверстника, как важного фактора и необходимого условия социального и психологического развития ребенка. Я.Л. Коломинский отмечал, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для появления добрых чувств к другим людям. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются такие механизмы межличностного восприятия и понимания, как: апатия, рефлексия, идентификация, которые лежат в основе формирования положительный личностных качеств (сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справедливости).
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, также, как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться. Поэтому у ребенка может проявляться сопереживание по отношению к сверстнику и наблюдаться потребность в эмоциональной поддержке. Дошкольник начинает видеть в своем сверстнике не только ситуативные проявления, но начинает обращать внимание и на его желания, предпочтения. Появляется заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его конкретными действиями. Но конкурентная, соревновательная основа в отношениях все же сохраняется. В современной психологии способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. В ряду способностей человека выделяется коммуникативная способность, с ней соотнесены лингвистические способности, понимающиеся как индивидуально-психологические особенности, способствующие быстрому и прочному овладению фонетикой, лексикой, грамматикой. Коммуникативные способности связываются с умением применять языковые и неязыковые средства в целях общения и решения нелингвистических задач (М.К. Кабардов). Коммуникативная способность включает две составляющие: овладение структурной схемой соответствующего текстуального типа и знания процессуально-интеграционного характера коммуникации, гибкое владение средствами её реализации. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Присутствие необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение. В коммуникативной способности можно выделить такие аспекты, как деятельности (предметно-содержательный) и личностный. Предметно-содержательный аспект характеризует информационную содержательность делового взаимодействия, личностный охватывает процессы понимания другого человека, его мотивов, интересов, отношение к партнёру по общению, а также умение понять и выразить самого себя и привлечь к себе внимание собеседника. Этот аспект проявляется, с одной стороны, в инициативных коммуникативных действиях, умении и готовности открыть свой внутренний мир другому человеку, с другой - в обращенности к другому человеку, умение сопереживать ему, встать на его точку зрения, в готовности понять и ответить на инициативные действия партнёра. Личностный аспект коммуникации создаёт основу для её подлинной диалогичности (А.Г. Арушанова). В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens - «способный») - способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области». Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний. Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетентность - это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. По другой трактовке коммуникативные компетентность это: -овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи; -способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения; -совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. Психолого-педагогическое освещение проблемы изучения понятия «коммуникативная компетентность» исследовалась в многочисленных работах отечественных и зарубежных учёных: Н.Н. Абашиной, Г.М. Андреевой, Е.П. Аматьевой, Г.С. Всильева, А.А. Леонтьева. Анализ психолого-педагогического содержания понятия «компетентность» в исследованиях этих учёных позволяет выделить следующие его сущностные черты: -характеризует способность и готовность личности выступать в качестве целостного, совместного субъекта саморазвития системы «человек мир»; -отражает субъективную позицию обучаемого в обучении, обеспечивает реализацию личностных смыслов; -имеет предметный характер; -реализует дидактический принцип связи обучения с жизнью через обогащение опыта выявления и решения проблем; -проявляется и контролируется в процессе практического осуществления деятельности. В исследованиях коммуникативной компетентности в рамках социально-психологического подхода (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Ю. П. Коваленко, В.Н. Мясищев, Г.В. Осипов, Л.А. Петровская и др.) прослеживается мысль о том, что коммуникативная компетентность не возникает стихийно, а формируется в системе обучающих и развивающих мероприятий. Философская антропология всегда отмечает тот факт, что человек может жить, развиваться и быть в полной мере самим собой только в общении с другими людьми в коммуникации. Индивидуально-личностные качества, социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении. Существует несколько путей развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Несколько из них: — Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности. — Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества. — Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов. — Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. — В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» (2008). Поэтому, именно развитая коммуникация является основным направлением социально-личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Такое положение соотносится с взглядами на основные задачи развития дошкольника основоположников отечественной детской психологи - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. В процессе игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Также происходит развитие речи: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Таким образом, коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия и возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в её развитии и поливариантном изменении. Но мне хотелось бы затронуть проблему развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников в игровых ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|