Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности игровых ситуаций для развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста




 

В отечественной литературе (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают основные психические новообразования. Как известно, игра имеет уникальное значение для детской личности. В игровых ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношения к нему окружающих людей и свое отношение к ним. Как никакая другая деятельность, игровая ситуация приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование - практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка.

Воспитательное значение игровых ситуаций во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

В игровой ситуации формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений, и невозможность реализовать их только через условно-предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных и воображаемых действий, совершаемых во внутреннем плане, в уме, к использованию речи как средства замещения реальных действий и предметов.

Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и другие исследователи выделяли в игре два плана отношений детей: ролевые и реальные. Ролевые отношения определяются принятыми ролями в игре, обусловлены ими. Эти отношения можно назвать изображаемыми. В процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации замысла игровой ситуации (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игровой ситуации и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Большое значение для игровых ситуаций имеют коммуникативные навыки ребѐнка. Для возникновения интересной, содержательной игровой ситуации необходимо:

1)договориться об игре;

2)построить яркий ролевой диалог.

Постепенно дети подходят к тому этапу в развитии игровой ситуации, когда главное внимание сосредоточено на создании сюжета. Иногда целые события, отдельные эпизоды ситуации создаются с помощью слова. Особенно велика роль слова в играх-фантазиях, играх-придумках. Такое придумывание разворачивается нередко как коллективный творческий рассказ. Реальные отношения в игровой ситуации также претерпевают развитие. Оно выражается в переходе от «коллективного монолога» в играх рядом к эпизодическим актам диалога в процессе игрового взаимодействия в совместных играх и к появлению подлинных актов диалогического общения в процессе придумывания и развертывания игр-фантазировании.

Игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее речевые средства из разнообразных источников — из опыта общения со взрослыми и сверстниками, из опыта восприятия художественной литературы, в том числе из занятий по развитию речи.

Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников, является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативная направленность в процессе воспитания является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Ребенку должны быть понятны и доступны данные правила. Он должен видеть их эффективность. Задаваемые с помощью четких правил границы позволяют ребенку общаться более свободно и осознанно. 

•   Использование игры как наиболее привлекательного и эффективного средства формирования коммуникативной компетентности дошкольника в пространстве взаимодействия со сверстниками. 

•   Становление коммуникативной компетентности через опору на личностный тип отношения.

Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А. Кан-Калика Н.Д.

Никандрова, А.Б. Добрович, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.

М. И. Лисина выделила в системе межличностных отношений два типа: предметный и личностный. Предметный тип отношения в дошкольном возрасте подразумевает конкурентное отношение, противопоставление себя другому, отсутствие про социальные формы поведения. Основная форма поведения – сравнение и конкуренция. Личностный тип отношения подразумевает сформированное чувство общности, сопричастности, доверия, принятия, сопереживание, про социальное поведение (бескорыстная помощь).

При подборе средств формирования коммуникативной компетентности дошкольника важно четко сформулировать цель. Любая игровая ситуация имеет потенциал для развития различных сторон психики ребенка. Важно понимание того, для чего используется она. Это может быть и формирование интереса к сверстнику, и формирование положительного отношения к нему, и формирование знаний о внешних особенностях, об эмоциональном состоянии, о поведении, характеристиках личности и деятельности другого ребенка, о способах выхода из конфликтной ситуации, формирование регуляции поведения, умения действовать по правилу и т. д. В зависимости от целей педагог выделяет аспекты, на которые обращает внимание детей.

Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность (компетентность в общении), которая включает в себя:

1. умение вступать в контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми;

2. распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;

3. умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками:

1. сотрудничать;

2. слушать и слышать;

3. воспринимать и понимать информацию;

4. говорить самому.

Однако дети 6-7 летнего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства и ощущения, что часто является препятствием для установления полноценного контакта как со сверстниками, так и со взрослыми. При этом, именно дошкольный и младший школьный возраст, благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные, игровые ситуации с правилами.

Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры [14].

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения [3].

Наряду с ситуациями-иллюстрациями в образовательном процессе широко используются ситуации-упражнения. Теперь ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей [17].

Игровая ситуация - соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности дошкольников. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - неделю, месяц. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным [2].

Среди игровых ситуаций, которые могут применяться воспитателями на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность дошкольника, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми [5].

Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования     самопознания     и самосовершенствования дошкольников [4].

Деловая игровая ситуация - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс [30].

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

-она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

-оснащена необходимыми игрушками,   атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

-в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

-игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

-воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель [19].

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...