Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ имеющего педагогического опыта использования игровых ситуаций как средство развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста




 

 

Педагогический опыт в Российской педагогической энциклопедии понимается, как совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы ДОО. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Для анализа имеющего педагогического опыта развития коммуникативных компетентностей с помощью использования игровых ситуаций был проанализирован опыт с международного образовательного портала МААМ.RU [28].

1) Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников

Автор: Галина Поцелуева - педагога дошкольного учреждения. Рассматривает в качестве цели воспитателя формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных компетенций и социальной активности старших дошкольников, по мнению автора одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, т.к. подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи", поэтому особые требования предусматриваются к речи и коммуникативной компетентности воспитателя. 

В качестве методов взаимодействия с детьми, развивающими коммуникативные компетенции, педагог рассматривает словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. 

Также немало важный метод в работе с детьми развитие коммуникативных компетенций являются практические методы, которые направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К этим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач, что позволяют ребенку дошкольного возраста приобрести опыт межличностного общения, без которого невозможна социализация, то есть вхождение в мир людей. 

По мнению автора, для полноценного развития речи детей, ведущую роль играет предметно-пространственная среда. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Как известно, речевая среда для ребенка - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Маленькие дети по природе своей эгоцентричны, и им приходится учиться входить в положение другого человека, ставить себя на его место. Лучше всего такие навыки приобретаются в детском коллективе, где воспитатель умело направляет общение детей, помогая им разрешать возникающие конфликты и приучая учитывать не только свои, но и чужие интересы. Именно поэтому развитие общения детей дошкольного возраста лучше всего происходит в детском коллективе под наблюдением психолога, который вовремя заметит проблемы ребенка и подскажет родителям средства их решения.

Одним из таких средств, чаще всего, психологи и автор данной статьи рекомендуют использовать игровые ситуации, направленные на развитие коммуникативных компетенций у детей. Галиной Поцелуевой в своей статье приведено несколько игровых ситуаций, которые были использованы в своей работе с детьми. Перед тем как проводить игровые ситуации с детьми, автор приготовил необходимый материал, оборудование в соответствии с возрастом детей [25].

Анализируя полученные результаты при работе с детьми было выявлено, что коммуникативные компетентности у детей улучшились, речь стала более четкой, взаимоотношения со сверстниками наладились. Межличностные конфликты в группе уменьшились, пытаются сочувствовать друг другу. В своей статье Галина Поцелуева доказала, что прежде всего развитию коммуникативных компетенций способствует предметно пространственная среда, в которой находится дошкольник.

Таким образом, используя игровые ситуации, маленькие дети учится входить в положение другого человека, ставить себя на его место, воспитатель, в своею очередь, умело направляет общение детей, помогая им разрешать возникающие конфликты и приучать учитывать не только свои, но и чужие интересы, а также развивать свою речь. В качестве методов взаимодействия с детьми, развивающими коммуникативные компетенции, педагог рассматривает словесные и наглядные методы, также не мало важный метод в работе с детьми является практические методы, которые направлены на применение речевых навыков, умений и их совершенствование.

Для еще одного анализа имеющего педагогического опыта развития коммуникативных компетентностей с помощью использования игровых ситуаций был проанализирован опыт с международного образовательного портала ИНФОУРОК.RU [25].

2) Игровые ситуации как средство развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.

Автор: Казачковой Марии Владимировны – педагог дошкольного учреждения. В своей статье рассказывает о коммуникативных компетенциях у детей дошкольного возраста. По ее мнению, большую роль для развития коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста играет взаимодействие педагога с родителями. Для повышения качества родительской компетентности, она проводила консультации: «Игра в жизни ребенка», «Играть не вредно…»; которые открывали значимость игровых ситуаций, как средства коммуникативного воспитания. Так же был проведен мастер-класс «Играя, учимся общаться» с целью познакомить родителей с коммуникативными играми и их влиянием на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста [7].

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игровой ситуации ребенок попадает в отношения зависимости от других детей [15].

Коммуникативные игровые ситуации направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам. В феврале и марте 2017 года автором были разработаны конспекты игр «Путешествие на военном самолете» и «В магазин за подарками». Эти игры были приурочены к празднованию «Дня защитника отечества» и «Женского дня», целью которых являлось – формирование дружеских отношений. Игра помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

Общение способствует успеху игровой деятельности, а игра, в свою очередь, обеспечивает основной и довольно эффективный способ организации общения.

Анализируя полученные результаты, при работе с детьми Марией Владимировной было выявлено, что коммуникативные компетентности у детей улучшились, речь стала более четкой, изменилась эмоциональная окраска речи, улучшились мимические данные. Дети стали чувствовать себя увереннее, научились работать с куклами разных систем, взаимодействовать в паре и в группах. Межличностные конфликты в группе уменьшились, пытаются сочувствовать друг другу. у детей улучшились отношения не только со сверстниками, но и с родителями. Анализируя взаимодействия ребенка и родителя, Казачкова Мария Владимировна увидела такие проявления как:

-   активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

-   желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;

-возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками [25].

Таким образом, в дошкольном возрасте использование игровых ситуаций играет большую роль в развитии коммуникативных компетенций, общение детей становится доброжелательным друг к другу. Через игровые ситуации с дошкольного возраста ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игровой ситуации ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Используя коммуникативные игровые ситуации, мы развиваем у ребенка уверенность в себе, снимаем страх, активизируем общение со сверстниками и взрослыми.

  

 

Заключение

 

После проведения анализа опыта педагогов-практиков можно сказать, что для решения задач связанных с развитием коммуникативных компетенций   у детей старшего дошкольного возраста большую эффективность играет использование игровых ситуаций.

Подводя итог работы воспитателя, хочу сказать, что: дети формировали коммуникативные компетентности, позволяющие им активно вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, в дошкольном возрасте использование игровых ситуаций играет большую роль в развитии коммуникативных компетенций, общение детей становится доброжелательным друг к другу. Через игровые ситуации с дошкольного возраста ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игровой ситуации ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Используя коммуникативные игровые ситуации, мы развиваем у ребенка уверенность в себе, снимаем страх, активизируем общение со сверстниками и взрослыми.

 

Список литературы

 

1)    Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

2) Богданова.     Н.А.статьяКонсультация для родителей «Использование коммуникативных игры работе с детьми дошкольного возраста» // Центр детства. 2017.

3) Выгодский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С.

Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 512 с.

4) Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения

дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.

5) Галина Поцелуева «Формы, методы и средства

Развития коммуникативной компетенции дошкольников» международного образовательного портала МАААМ.RU.URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-formy-metody-i-sredstva-razvitijakomunikativnoi-kompetenci-doshkolnikov.html

(дата обращения: 20.03.19).

6) Груздова И.В. «Педагогическая технологи метод проекта». URL:https://studopedia.su/20_96506_pedagogicheskaya-tehnologiya-metodproektov.html

(дата обращения: 10.1.2019)

7) Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников:

сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

8) Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. интов Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.

9) Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. М. Зацепин. - М.: Академия, 2003. - 368 с. 

10) Коблянская,   Е.В.Психологические аспекты социальной

компетентности. [Текст] /Е.В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005.

11) Казачковой М.В. «Игровые ситуации как средство развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста» международного образовательного портала ИНФОУРОК.RU. URL:

https://infourok.ru/innovacionniy-pedagogicheskiy-opit-igra-kak-sredstvorazvitiya-kommunikativnih-kachestv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-2766324.html

(дата обращения: 20.03.19).

12) Краевский В. В. Методология педагогических исследований/ Под ред. Пискунова А. И.-М.,1997

13) Матюшкина   М.Д. методы педагогического исследования. Учебное пособие. //СПб., 2012.

14) Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. 

15) Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000слов / Под ред. Н.Ю.

Шведовой. - 23- е изд., испр. – М.: Русского языка, 1991. – 917 с.

16) Ольга Туганова инновационный педагогический опыт «Развитие

коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» международный образовательный портал ИНФОУРОК.RU.

URL:https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionyi-pedagogicheskii-opyt-razvitiekomunikativnyh-kompetencii-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

(дата обращения: 24.02.2019)

17) Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) М: УЦ Перспектива, 2014 – 32е

18) Пеньевская Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. //М.: Просвещение. - 1968 

19) Примерная    образовательная     программа     дошкольного

образования «Детство» Т.Б.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. // СПб: ООО издательство «Детство-пресс», 2014.

20) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение». Под редакцией И.Е.Федосеевой.// ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «Национальное образование», 2015.

21) Перепелкина Н.А. Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. ФГБОУ ВПО Нижневаторский государственный университет г. Нижневаторск, Россия, 2012.

22) Перова Г.В.     Что такое     аннотация и как     ее писать? международный     образовательный    портал ИНФОУРОК.RU. URL:https://infourok.ru/chto-takoe-annotaciya-i-kak-eyo-napisat 1126783.html(дата обращения: 1.04.2019)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...