Возникновение государства у франков. Роль завоевания.
Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.
Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей. Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов.. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая "публичная власть", Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц - "сотен". Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.
Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.
31. Государственный строй империи Карла Великого и ее распад. Карл Великий - самый выдающийся представитель династии Каролингов. От его имени произошло название этой династии. Он стал королем рано, и его царствование растянулось на 46 лет (768-814 гг.). Это был крупный государственный деятель, выдающийся полководец. Есть люди, которые не мыслят себе жизни без завоеваний, и Карл Великий из их числа. За 46 лет своего правления этот государь участвовал в 50-ти военных походах. В результате многочисленных военных побед Карл Великий оказался во главе громадного государства, подобного которому не было в Западной Европе со времени падения Римской империи (476 г.). . Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками — дворцовым графом, соединявшим в своих руках вместе с отправлением правосудия руководство королевской администрацией; канцлером — хранителем государственной печати, отвечающим за составление королевских актов и стоящим во главе канцелярии; пфальцграфом, заведовавшим дворцовым хозяйством; архикапелланом — главой франкского духовенства, духовником короля и его советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов — плаща св. Мартина Тульского. Большинство других должностей, существовавших ранее (маршал, сенешал и т. д.), сохранились и при Каролингах.
При Карле Великом существовал совет, в состав которого входили высшие сановники и представители знати, приглашаемые королем. Созывался совет королем по мере надобности; его компетенция распространялась на все дела, “имеющие отношение к благу короля и королевства”. Для обсуждения дел, касающихся всего государства, Карл созывал два раза в год общие съезды. В конце весны собиралось общее собрание (“майское поле”), в котором участвовали крупные сановники, королевские вассалы, епископы, магнаты со своими вассалами, а также ополченцы из числа свободных крестьян. Это собрание было вместе с тем и военным смотром. Собрания и съезды времен Карла Великого имели аристократический характер. Только придворные, епископы и сеньоры призывались к совещанию. На съездах обсуждались вопросы войны и мира, принятия законов, церковные дела, дела о торговле и т. д. Голосования не было. Король выслушивал мнения, затем в тесном кругу ближайших сановников короля составлялся указ-капитулярий, на основании которого решались различные общегосударственные дела. Основной административной единицей являлось графство. Пограничные графства носили наименование марок, и стоявшие во главе графы назывались маркграфами. Каждые два графства составляли епископство; епископы помимо церковных дел должны были следить за поведением графов. Ежегодно территория государства делилась королем на ревизионные округа, в которых направлялись государевы посланцы (одно светское и одно духовное лицо), принимавшие присягу от населения на верность монарху, обнародовавшие королевские приказы, наблюдавшие за их исполнением, за управлением королевскими поместьями, за правильностью отправления правосудия, за поведением духовенства; привлекавшие к ответственности должностных лиц, в том числе графов, с правом их смещения и отмены вынесенных ими решений. Империя Карла Великого оказалась непрочной. Она была временным соединением разных народностей, в ней отсутствовали прочные экономические связи. Еще при жизни Карл Великий фактически разделил захваченные земли между сыновьями. Корона императора перешла в 814 г. к Людвигу Благочестивому, “чтецу библии и певцу псалмов, предпочитавшему беседы с отшельниками звукам бранной трубы”.
Уже в те годы единая империя существовала лишь de iure. Причина ее распада коренится в самой природе феодализма. Претенденты на корону императора вели между собой ожесточенную борьбу. Именно в этот период римские папы обосновали претензию о превосходстве церковной власти над светской. После длительных междоусобных войн и интриг три брата, внуки Карла Великого, в 843 г. съехались в Вердене и подписали трактат о разделе империи на три самостоятельные части. Восточная часть франкского государства перешла к Людвигу Немецкому, западная (будущая Франция) — Карлу Лысому. Среднефранкское королевство северной Лотарингии — коридор между землями этих братьев — и Северная Италия достались Лотарю. За ним же некоторое время признавался номинальный титул императора. Верденский договор 843 г. положил начало самостоятельному существованию трех европейских государств: Франции, Германии и Италии. 32. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии. Реформа Людовика IX. В IX-XII веках в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Более того, она уже стала определенной помехой крупным феодалам, так как она пыталась ограничивать их власть. Король рассматривался феодалами как “первый среди равных”. Фактическая власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с собственными непокорными вассалами, пресекая их попытки сбросить обязанности вассалитета и обрести независимость. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была распределена между королем и феодалами различного ранга, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Становление сеньориальной монархии (IX-XI) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны и ослабление ее внешнеполитического положения.
В IX-XI веках во Франции король избирался верхушкой светских и духовных феодалов[i]. В XII веке учреждается порядок передачи трона по наследству. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, издавал законы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах издание капитуляриев (королевских законов) практически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Например, на короля возлагались обязанность “защищать королевство и церковь”, а также обязанность “поддержания мира” в стране, но король просто-напросто не имел возможностей для исполнения сих обязанностей. А судебные функции король осуществлял только в пределах своего домена. В конце периода феод. раздр. намет тенд к усилению корол. власти, которая полу-чила поддержку горожан. города станов центрами ремесла и торговли. В соц. отнош. гор население не было однород: богатые купцы-ростовщики, состоят. собст-в. мастерских, рядовые ремесл. и гор беднота. Все горож были против. внутренних феод. войн. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисл. владений, на которых устанавл. различ провозные пошл. Города были опутаны поборами и повин в пользу феодалов. В ходе напряж противоборства, ряду городов удалось добиться от своих сеньоров гор самоупр. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права городского самоупр реглам - хартиями, фиксир городские вольности. Финансовые и иные повинности городов были строго определены, поводов для злоупотр со стороны сеньоров стало меньше. Коммуны добивались права иметь свою вооруж силу - городское ополчение. Горожане видели в сильной корол власти решающий фактор преод феод раздр. Короли также были заинтер в городах, которые давали им деньги. Союз монархии и городов достиг вершины, стимулируя усиление корол власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля. В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить феод раздробленность. Среди них особое знач имели реформы Людовика IX. Судебная реформа. В корол домене была запрещ частная война. Соперники должны были обращ в корол суд. Для претворения в жизнь этого реш почти во все области страны были направ корол судьи. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращ не только сеньоры, но и все свободные. Вскоре рассмот дел “высшей юстиции” стало исключит компет корол судей. Из Корол курии была выделена особая судебная палата - Парижский парламент. Это учреждение, состояло из профес юристов. Финансовая реформа. В королевском домене в качестве расчетной единицы была введена корол золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитет монетой в стране и вытес местные деньги. Из Кор курии выделилось еще одно учреждение - Счетная палата. Ведя учет поступлений суд пошлин, она впервые в истории корол получила реальную возмож способств увеличению доходов короны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|