Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты феодальное права вГермании




В развитии феодального права Германии можно выделить 3 основных этапа:

период преобладания обычного права (Х-ХIV века);

период рецепции римского права (ХIV-ХVII века);

период оформления самостоятельных правовых систем в германских княжествах.

В Х начале ХIV века основным источником права Германии являлся правовой обычай. С развитием общественных отношений возникает необходимость записи и систематизации правовых обычаев.

Определенную возможность для такой систематизации давали судебные решения, использующие общие нормы феодального обычного права и учитывающие мнения других судов.

В ХIII веке были предприняты попытки кодификации обычного права. Такими кодексами явились "Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало". "Саксонское зерцало" содержало нормы земского и ленного права. Характерной чертой "Саксонского зерцала" являлось его отрицательное отношение к притязаниям римского папы на главенство в феодальном мире, этим оно выражало интересы крупных германских феодалов.

Автором "Саксонского зерцала" явился рыцарь Этке фон Реппов. Земское право урегулировало нормы государственного, гражданского, уголовного права, уголовного процесса, которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия.

Ленное право регулировало отношения между "благородными" свободными, высшими слоями феодалов.

Поскольку зерцало являлось судебником, большинство вопросов в нем, рассматривались с позиций судебной защиты нарушенных прав.

"Саксонское зерцало" закрепило характерные черты германского общества: деление на свободных и зависимых людей, существование многочисленных классов малосвободных людей, различие между благородными и неблагородными, содержание положений о выборах императора, которые в последующем были восприняты Золотой Буллой.

"Саксонское зерцало" закрепило институты гражданского, семейного, уголовного, уголовно-процессуального права.

Основой всех имущественных и семейных отношений была иерархическая структура права собственности.

В ХIV-ХVI веках важнейшим источником права становится рецензированное римское право. Рецепция римского права во многом способствовала установлению определенного правового единообразия.

Источником права Германии следует признать обращение к ученикам-юристам (глоссаторам) с целью заключения по различным юридическим вопросам.

В конце ХV века Свод гражданского права стал руководящим источником права для всех судов.

ХVI век - век приоритета римского права среди других источников права, особенно гражданского.

Германское "пандектное право" составило основу "общего германского права", применялось судами вплоть до вступления в силу Германского гражданского уложения 1900 г.

 

В ХVI веке рейхстаг принял общегерманское уголовное и уголовно-процессуальное уложение под названием "Каролина" (по имени императора Карла V).

 

Издание общеимперского уложения вовсе не означало его обязательности для князей, в него была включена оговорка о том, что курфюсты, князья и сословия не должны быть лишены старых обычаев. За каждой землей было сохранено ее уголовное и уголовно-процессуальное право, а "Каролина" предназначалась для восполнения пробелов в местных обычаях и законах.

Основное содержание "Каролины" посвящено уголовному процессу. "Каролина" являлась учебным пособием, практическим руководством по судопроизводству для шеффенов, она не имела четкой системы. В "Каролине" отсутствовало последовательное разграничение норм уголовного и уголовно-процессуального права.

219 статей памятника - примерно 1/3 посвящена уголовному праву, а остальные положения относились к уголовному процессу.

Как общеимперское уложение "Каролина" провозгласила верховенство имперского права под правом отдельных земель. "Каролина" свой несправедливый характер откровенно обнаруживает в наказаниях.

В "Каролине" устанавливались наказания не только за покушение к совершению преступления, но и за пособничество и соучастие.

Привлечение к уголовной ответственности основано на презумпции виновности.

Царицей доказательств считалось собственное признание обвиняемого, которое достигалось пыткой.

Уголовный процесс делился на предварительное следствие и судебное разбирательство.

Кодификацией германского права явилось принятое в ХVIII веке Прусское земельное уложение, воплотившее в себе римское право, "Саксонское зерцало", и многие другие правовые памятники.

Германия как феодальное государство в средние века имело правовую систему отдельных княжеств, что не играло положительной роли для формирования государств.

Феодальное право представляло собой право господствующего класса - феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании монопольного права собственности на землю и неполной собственности на зависимых крестьян, в обеспечении их политического и экономического господства в обществе.

Основными чертами феодального права были нормы, регулирующие поземельные отношения, право закрепляло неравенство различных сословий.

В феодальном праве отсутствовало привычное для нас деление на отрасли права, это было право сильного - "кулачное право", велика была роль церковного права.

В западной Европе начало "вторую жизнь" римское право.

 

40.

Становление феодального общества. Формирование феодаль-ного общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций. В правдах VI—VII вв. среди населения выделяются родоплеменная знать (эрлы), свободные общинники (кэрлы), полусвободные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII—IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера (5 гайд). Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников.

Одновременно продолжается развитие отношений господства и подчинения. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда (принудительная коммендация). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объявлена неприкосновенной как для эрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства — за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек).

К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т.п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентербе-рийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.

Английская церковь была крупным землевладельцем — ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Англосаксонское государство. Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля — так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные — должностными лицами государства.

 

Вместе с тем правовые памятники IX—XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями — управляющими в административных округах.

Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху — витанагемот — совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции — избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX—Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики — в частности в распределение земель.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля — герефы.

Герефа — королевский министериал — назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

 

 

41. Возникновение государственности в Англии, Англосаксонские королевства. Норманское завоевание Англии 1066 года. Реформы Генриха I и Генриха II.

Общинные порядки в англосаксонском обществе держались дольше, процесс феодализации завершился не ранее XI века.

Значительная часть покоренных кельтов была превращена в полусвободных (лотов), обязана повинностями в пользу англосаксонской знати - эрлов. Опираясь на активную помощь короля, его дружины, чиновников, эрлы переходят в наступление на сельские общины, закрепощают крестьян, приобретают иммунитетные грамоты. Рушатся старинные формы общинного самоуправления (место старшин - королевские чиновники).

Англосаксонские правовые кодификации указанной эпохи дают возможность проследить все основные линии в процессе феодализации Британии. Древнейший англосаксонский кодекс - Судебник Этельберта (VI-VII вв.) делит людей на несколько групп: за убийство свободного человека предусмотрен штраф в 100 шиллингов; за убийство лета - 80, 60 или 40 шиллингов в зависимости от того, к какой категории он относится; за убийство безземельного наймита - 6 шиллингов.

С установлением феодальных порядков - в законнике английского короля Альфреда, составленном через 300 лет (конец 9 века) фигурируют три суммы штрафа за убийство - в зависимости от знатности. Откровенно поощряется "отыскание глафорда" -покровительство.

Законы Этельстана (около 940 год) содержат уже категорическое веление: пусть родственники найдут господина тому, кто его не имеет; "не имеющий господина" ставится вне закона, "и кто его преследует, может убить его как вора". Над каждыми девятью крестьянами ставится десятник, обязанный следить за тем, "чтобы девять исполняли положенное".

Процесс возникновения феодального государства в Англии - центральное управление в руках короля и его совета - витенагемота. Место прежних родоплеменных старшин занял королевский чиновник - раннефеодальное государство. Выражая интересы политически преобладающего меньшинства - феодализирующейся военной и чиновной знати - оно вынуждена было уживаться со старинными, идущими от родового общества формами самоуправления. Свободный крестьянин-общинник становится мало-помалу крепостным. Принадлежащая ему через сельскую общину земля переходит в собственность феодалов. Первобытнообщинный строй уступает место феодализму.

Феодальная Англия - в 1066 году Англия была завоевана герцогом северо-французской провинции Нормандии Вильгельмом Завоевателем. Сопротивлявшаяся завоеванию англо-саксонская знать была большей частью истреблена. Ее земли стали добычей Вильгельма и его баронов. Всякий, кто получил землю от Вильгельма, будь то "великий барон" или просто рыцарь, сделался вассалом короля, его непосредственным держателем. Вассалы короля обязаны были ему не только военной службой, но и денежными взносами. Указанные обстоятельства усиливали власть короля и его администрации в отношении баронов. К тому 1/7 всех земель Англии король оставил себе. Ни один из вассалов не мог сравняться с ним по богатству.

В 1086 году, в Англии была проведена перепись населения, земли, орудий труда. Все сведения записывались в реестр, получивший название "Книги страшного суда". Сообразно с результатами переписи было организовано налоговое обложение. Значительная часть крестьян, остававшаяся свободной, было переведена в разряд крепостных. Они назывались вилланами. Лично свободных крестьян осталось не более 12 %.

Завоевание 1066 года предотвратило распадение Англии на самостоятельные уделы. Не бароны, но только шерифы, полицейские чиновники, поставленные королем во главе округов, распоряжались местными делами. Благодаря налогам финансовое ведомство, возглавлявшееся верховной счетной палатой, прочно удерживало за собой значение властной общегосударственной службы. Значение королевских судов, и без того немалое, было еще усилено реформами короля Генриха II (1154-1189 гг.).

Одна из них вводила новый порядок судопроизводства по спорам о земельной собственности. Каждый свободный человек Англии мог за известную плату перенести имущественный спор в один из высших судов королевства. Не применялись ордалии. Расследование производилось через свидетелей (присяжных), дававших свои показания под присягой, и это было, конечно, шагом вперед - Великая Ассиза (первоначальный текст не сохранился - www.shpora.su).

Реформа уголовного судопроизводства - Кларендонская Ассиза 1166 года - это была инструкция разъездным королевским судьям - вводила институт обвинительного жюри, относила к ведению королевских судов (а не поместных) основные категории преступлений. Посланные из столицы судьи, регулярно объезжавшие графства (административные округа) - разъездные судьи - явившись на место, вызывали к себе 12 местных помещиков (рыцарей) и наиболее зажиточных крестьян (по 4 от каждой деревни). Они должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указать на виновных. На основании их показаний выносился приговор. В сомнительных случаях прибегали к ордалиям и клятвам.

Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое возникло при Генрихе П, - "суду королевской скамьи". В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице - так называемый суд общих тяжб.

 

 

42.

Великая хартия вольностей. К началу XIII в. в Англии складываются объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства — монархии с сословным представительством. Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Напротив, при преемниках Генриха II, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливается административный и финансовый произвол короля и его чиновников. В связи с этим признание права сословий участвовать в решении важных политических и финансовых вопросов происходило в Англии в ходе острых социально-политических конфликтов. Они приняли форму движения за ограничение злоупотреблений центральной власти. Это движение возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников. Социальный характер антикоролевских выступлений являлся особенностью политических конфликтов XIII в. по сравнению с баронскими мятежами XI—XII вв. Не случайно эти мощные выступления в XIII в. сопровождались принятием документов, получивших большое историческое значение.

Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258—1267 гг., которая привела к возникновению парламента.

Великая хартия вольностей 1215 года была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом. Однако историческое значение Хартии может быть оценено лишь с учетом реальных условий развития Англии в конце XII — начале XIII вв. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия является противоречивым документом, не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции.

Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. (ст. 2—II и др.). Так, ст. 2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст. 4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках.

Вместе с тем среди чисто "баронских" статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст. 61. В ней прослеживается стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Несмотря на целый ряд оговорок (о процедуре контроля, ссылки на "общину всей земли"), эта статья прямо санкционировала возможность баронской войны против центральной власти. Статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросов — взиманию "щитовых денег". Соответственно определялся и состав этого "общего" совета (ст. 14) только из непосредственных вассалов короля. Характерно, что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществования с г. Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов — талью, король мог по-прежнему взимать единолично. Статьи 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду "равных", изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных. Статья 34 запрещала применение одного из видов судебных приказов (приказа о немедленном восстановлении истца в правах или явке ответчика в королевский суд), тем самым ограничивая вмешательство короля в споры крупных феодалов с их вассалами по поводу свободных держаний. Это мотивировалось в Хартии заботой о сохранении у "свободных людей" их судебных курий. Однако термин "свободный человек" здесь явно употребляется в целях маскировки чисто баронского требования. Ведь в условиях Англии XIII в. обладателями судебной курии могли быть только немногие крупные иммунисты.

Гораздо более скромное место занимают статьи, отражающие интересы других участников конфликта. Интepecы рыцарства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60, где говорится о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами.

Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов. Статья 13 подтверждает за городами древние вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам свободное и безопасное передвиже-ние и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавливает единство мер и весов, важное для развития торговли.

Большое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата.

Таким образом, Великая хартия отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.

Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперспективность баронских претензий и необратимость процесса государственной централизации Англии. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и 61-я.

Из политических институтов, предусмотренных "баронскими" статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался "парламентом". Однако такой "парламент" не был ни сословным, ни представительным учреждениям.

 

43. ОБРАЗОВАНИЕ СОСЛОВНО_ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ

Во второй половине XIII в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия.

В ряде стран возникновение сословно-представительных учреждений не было связано с какими-либо значительными политическими потрясениями. Королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству.

В Англии, где весьма рано укрепилась королевская власть, лишившая феодальную знать ее политической самостоятельности, Сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем и ознаменовала политическую победу сословий над монархией.

Сословно- представительная монархия - централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословие - представительным органом (собранием).

Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий.

В Англии процесс сплочения феодалов в сословия происходил в специфических условиях: ленная иерархия не получила здесь широкого разветвления; сословно-политические отношения в первое время осложнялись этническими различиями (они исчезли к концу XII в.); феодальная знать со времени завоевания находилась в сильной зависимости от королевской власти и не могла создать замкнутых территориальных владений; усилившаяся королевская власть рано лишила магнатов иммунитетных привилегий.

Но высшая феодальная знать добилась у сословной монархии наследственного пэрства. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви.

Английское дворянство уже в XIII в. играло большую роль в экономической и политической жизни страны. Оно рано потеряло военное значение, но зато приобрело большой вес в местной политической жизни. Интересы дворян- рыцарей и джентри (новое дворянство)-сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали заодно.

Начавшаяся при Иоанне Безземельном борьба феодальных сословий против короля достигла особого напряжения в 50-60-е гг. XIII в. Политика Генриха III вызывала оппозицию, поддержанную всеми сословиями. Поводом к открытому выступлению послужил созыв Большого совета в 1258 г., на котором король потребовал огромной суммы денег для покрытия долга папской курии (речь шла о сборе в казну трети доходов от движимой и недвижимой собственности).

11 июня 1258г. вооруженные бароны съехались в Оксфорд, где на бурном собрании, получившем название "бешеного парламента", предъявили королю петицию, из 29 пунктов. Представленный проект переустройства государственного управления был принят парламентом и назван Оксфордскими провизиями.

Правление Иоанна Безземельного (1199 1216) ознаменовалось открытым военным столкновением с Францией. В 1202 г. Филипп II Август объявил все владения Иоанна во Франции конфискованными и начал военные действия в Нормандии. К 1204 г. в результате крайне неудачной для Англии войны Иоанн потерял на континенте исконные земли Плантагенетов: Анжу, Мен, Турень и часть Пуату. Иоанн все время вымогал у английских баронов деньги на ведение войны, что в сочетании с военными неудачами вызывало их законное негодование.

Рыцари, как правило, поддерживали королевскую власть, но чрезмерные фискальные требования, неудачная политика и коррупция аппарата вызывали их протест. Их оппозиция носила более прогрессивный характер: они стремились не к подрыву централизации, а к укреплению и очищению центрального и местного аппарата. Горожане (в первую очередь лондонцы) и свободное крестьянство протестовали против тяжелого финансового гнета. Создался широкий фронт недовольных, которых возглавляли бароны северных графств. Начались военные действия. Стефан Ленгтон поддерживал движение против короля. В конце мая 1215 г. баронское войско двинулось на Лондон. Столица открыла ворота восставшим. Оказавшись совершенно изолированным, король Иоанн 15 июня 1215 г. согласился принять требования мятежных баронов. Эти требования баронов и их союзников составили хартию, получившую позднее название "Великой хартии вольностей".

Более сложным и важным по своим политическим результатам был конфликт в 1258 1267 гг. В 1258 году на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провцзии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Таким образом, это была новая попытка установления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году. Последовавшие затем в 1259 году Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников.

Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в, 1263 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 года установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард 1 подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов". В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билля об опале".

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

 

 

44.

Изменения в общественном строе. В течение XIV XV вв. в экономике и социальной структуре Англии произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма.

Постепенно происходит капиталистическое перерождение феодального землевладения. Развитие товарно-денежных отношений и промышленности, увеличение спроса на английскую шерсть повлекли за собой превращение поместий феодалов в товарные хозяйства. Все это соответствовало накоплению капитала и возникновению первых мануфактур, прежде всего в портах и деревнях, где отсутствовал цеховой строй, ставший тормозом на пути развития капиталистического производства. Формирование капиталистических элементов в деревне ранее, чем в городе, являлось особенностью экономического развития Англии этого периода.Пытаясь расширить свои владения с целью превращения их в пастбища для овец, феодалы захватывают общинные земли, сгоняя крестьян с их участков ("огораживание". Это привело к ускоренной дифференциации сельского населения на фермеров, малоземельных арендаторов и безземельных батраков.К концу XV в. английское крестьянство разделилось на две основные группы фригольдеров и копигольдеров. В отличие от фригольдеров копигольдеры потомки прежних крепостных продолжали нести ряд натуральных и денежных повинностей по отношению к феодалам. Их права на земельные участки были основаны на копиях решений манориальных судов.Во второй половине XV в. происходят значительные изменения и в структуре самого класса феодалов. Междуусобные войны Алой и Белой розы подорвали мощь крупного феодального землевладения, привели к истреблению старой феодальной знати. Громадные владения светских и духовных феодалов пускались короной в продажу и пок<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...