Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акт о Палате лордов 1999 года




[Акт устанавливает соответствующие предписания о дисквалификации для голосования на выборах и членстве в Палате общин.]

 

будучи принят Ее Величеством Королевой по совету и с согласия Лордов Духовных и Светских, а также общин, объединенных настоящим Парламентом, на основании их полномочий, установил:

1. Никто не должен быть членом Палаты лордов в силу наследственного пэpствa.

2. (I) Параграф I не применяется в отношении кого-либо, исключенного из него в соответствии с Регламентом Палаты или на его основании.

(2) В любое установленное время 90 человек может быть исключено из числа указанных в параграфе I, но в это число не могут быть включены держатель должности Графа Маршала и,или исполняющий должность Лорда Великого Камергера.

(3) Лицо, исключенное согласно параграфу I, остается исключенным в течение всей его жизни (до тех пор, пока Акт Парламента не установит иное).

(4) Регламент должен содержать нормы о заполнении вакансий среди лиц, исключенных из параграфа I, во всех случаях, когда возникает необходимость довыборов, когда:

(а) вакансия возникает в связи со смертью, наступившей после первой сессии Парламента, следующей за той, которая приняла настоящий Акт, и

(b) умершее лицо было исключено в результате выборов.

(5) Лицо может быть исключено согласно параграфу I в соответствии с Регламентом, принятым до издания или вступления в силу этого параграфа.

(6) Любой вопрос, является ли лицо исключенным на основании параграфа I, должен решаться Клерком Парламента, заключение которого является неоспоримым.

3. (1) Носитель наследственного пэрства в силу этого пэрства не дисквалифицируется для:

(а) голосования на выборах в Палату общин, или

(b) членства в Палате общин, если он в нее избран.

(2) Подпараграф (1) не применяется в отношении тех, на кого в силу параграфа 2 не распространяется действие параграфа 1.

4. (1) Законодательные акты, перечисленные в Приложении 1, изменены, как указано здесь.

(2) Законодательные акты, упомянутые в Приложении 2, отменены в пределах, здесь указанных.

5. (1) Параграфы 1 и 4 (включая Приложения 1 и 2) вступают в силу по окончании сессии Парламента, принявшей данный Акт.

(2) Соответственно любой приказ о вызове в действующий в данное время Парламент на основании наследственного пэрства, если это не относится к лицам, исключенным на основании параграфа 1 и в силу параграфа 2.

(3) Государственный секретарь своим приказом вправе издавать носящие переходный характер признанные им надлежащими правовые нормы, уполномочивающие носителей наследственного пэрства голосовать на выборах в Палату общин и Европейский Парламент.

(4) В соответствии с этим параграфом:

(а) может быть изменено действие любого правового акта или предписания, изданного в соответствии с ним, и

(b) должен быть издан акт делегированного законодательства, который подлежит аннулированию резолюцией любой палаты Парламента.

6. (1) В данном Акте понятие "наследственное пэрство" включает лиц, имеющих наследственные звания Уэльса и Честера.

(2) Этот Акт может называться Акт о Палате лордов 1999 года.

 

 

56. Изменения в государственном строе и праве Великобритании в Новейшее время

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура претерпевает серьезные изменения. После досрочных парламентских выборов 1923 г. на смену либеральной партии приходит партия лейбористов, которая занимает место официальной оппозиции. Но окончательно закрепиться в двухпартийном тандеме с консервативной партией партия лейбористов смогла лишь после Второй мировой войны. Значительные изменения в период после Первой мировой войны произошли в государственном строе. Основные изменения были связаны как с определенными реформами конституционного характера, так и, главным образом, с модификацией прежних конвенций неписаной конституции. Изменения прежде всего затронули избирательное право. В 1918г. избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года и женщинам, достигшим 30-летнего возраста. Их доход должен составлять не ниже 5 ф.ст., женщина могла состоять в супружестве с человеком, имевшим такой доход. В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами. В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды, как по месту жительства, так и по месту нахождения недвижимости). С 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет. Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В настоящее время количество актов делегированного законодательства многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное законодательство, по существу, стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании. Верховенство кабинета министров в британской государственной машине еще более усилилось в период Второй мировой войны, причем произошло максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без консультаций с кабинетом осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства. Определять порядок работы кабинета и повестку дня, решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-министр может принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики. В результате система "правления кабинета" трансформировалась в систему "правления премьер-министра". Парламент, несмотря на некоторое ослабление своих позиций, продолжает осуществлять общий контроль за исполнительной властью, прежде всего через депутатские запросы министрам и контроль за государственными расходами. А любой правительственный законопроект проходит не менее 3-х чтений в палате общин. Особенностью Великобритании является сохранение в политической системе таких институтов, как палата лордов и королевская власть. В течение XX века роль и значение палаты лордов претерпели существенные изменения, прежде всего в силу перераспределения полномочий в пользу палаты общин. Так в 1949 г. был принят закон, сокративший до одного года вето палаты лордов для нефинансовых биллей. Тем не менее, оставаясь высшей судебной инстанцией, палата лордов сохраняет значительное политическое влияние. Своеобразное место в политической системе страны занимает корона, которая продолжает оставаться символом ее стабильности. Формально сохраняются многие прежние прерогативы и полномочия королевской власти - право назначения премьер-министра, ни один законопроект не может стать законом без подписи монарха, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Согласно английской неписаной конституции, монарх должен действовать по совету министров, но в случае, если проводимая ими политика, по его мнению, "разрушает базис английской конституции", монарх может отказать в своем согласии на такую политику, т.е. отправить в отставку кабинет министров, распустить парламент, не утвердить законопроект и т.д. Но поскольку многие свои полномочия английские монархи не использовали уже многие десятки лет, а другие используются чрезвычайно редко, можно говорить о скрытом характере королевской власти.

Палата лордов.

До 1999 года формировалась по наследственному признаку. В 1958 году в нее входили наследственные пэры (м.р.), а по акту 1958 года – и назначаемые монархом лорды (муж. и жен.). членство назначаемых лордов по наследству не передавалось. На 1 января 1999 года насчитывалось около 750 наследственных и приблизительно 300 пожизненных членов, 26 высших духовных лиц, 16 судебных лордов. По акту о парламенте 1999 года наследственный принцип был ликвидирован. Остались духовные и судебные лорды, 600 назначаемых и 92 наследственных лорда. По акту 2005 года верхняя палата утверждает законы, принятые нижней палатой. С 2005 года палата лордов перестала быть высшим судебным органом, эти функции были переданы верховному суду Великобритании.

Правительство Его (Ее) Величества формируется из членов Тайного совета и насчитывает около 100 министров. 20-22 министра составляют кабинет во главе с премьер-министром.

 

 

57. Палата лордов – высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве. Она рассматривает апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также (только по гражданским делам) - Шотландии.

От имени Палаты дела рассматриваются судом Палаты лордов, который состоит из возглавляющего его лорда-канцлера, «ординарных лордов по апелляции» и тех пэров, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, в том числе все бывшие лорды-канцлеры. «Ординарные лорды по апелляции» назначаются в Палату лордов из опытных юристов, как правило, членов Апелляционного суда. Их число составляет от 7 до 11 человек. Принято, чтобы 2 из них были шотландскими юристами.

Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает 3 самостоятельных судебных учреждения – Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны.

Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений и рассматривает в коллегиях из 3 или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд – главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов – апелляционных судей.

Высокий суд имеет три отделения – королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер и другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Наиболее сложные гражданские дела и апелляции на приговоры магистратских судов по уголовным делам рассматривает Отделение королевской скамьи по первой инстанции. В составе Отделения королевской скамьи самостоятельно функционируют: Суд адмиралтейства, рассматривающий споры по морским перевозкам, столкновениям кораблей и возмещению связанных с этим убытков и т. п., и Коммерческий суд, рассматривающий споры торгового характера. Канцлерское отделение слушает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с управлением имуществом, доверительной собственностью, деятельностью компаний, банкротствами и др. На правах одной из составных частей Канцлерского отделения функционирует Патентный суд, который рассматривает ходатайства генерального контролера по вопросам патентов, дизайна и торговых марок.

Что касается семейного отделения, то в его компетенцию входит рассмотрение жалоб на решения магистратских судов по всем вопросам семейных отношений, в том числе разводов, раздельного проживания супругов, выплаты алиментов, опеки и попечительства. Разбирательство дел по первой инстанции в отделениях Высокого суда проводится судьями единолично, рассмотрение апелляций – обычно в коллегиях из 2 или 3 судей. В Отделении королевской скамьи при определенных условиях дело может слушаться с участием присяжных.

Суд короны, рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (т. е. о наиболее серьезных преступлениях), а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. Суд короны регулярно проводит заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается участие в процессе 10 или 11 присяжных.

Согласно Закону об уголовном правосудии 1967 г. вместо необходимого раньше единогласия присяжных для вынесения вердикта о виновности допускается большинство голосов в 10 из 11 или 12 присяжных либо в 9 из 10. Оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных, апелляционному обжалованию не подлежат.

Суды графств и магистратские суды являются низшими в Англии и Уэльсе. Суды графств (их насчитывается свыше 350) – основные органы гражданского правосудия, где по первой инстанции рассматривается около 90% гражданских дел. Границы района, в котором действует соответствующий суд графства, определяются лордом-канцлером. Он же вправе упразднять, объединять или учреждать новые суды графств. В каждом суде графства обычно имеется один или два постоянных судьи. Но компетенция ох ограничена по сравнению с Высоким судом, также рассматривающим гражданские дела по первой инстанции, размерами исков, различающимися в зависимости от категории последних.

Основную массу уголовных дел (до 98% в год) в суммарном порядке (без присяжных) рассматривают магистратские суды. Они могут приговорить осужденных только к штрафу или лишению свободы на срок до 6 месяцев.

Кроме того, в Англии и Уэльсе имеются специализированные суды различной компетенции; некоторые из них носят название трибуналов, что, как правило, подчеркивает их второстепенность.

Апелляционный трибунал рассматривает также жалобы на постановления

Особое место среди учреждений специальной юрисдикции занимает Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, учрежденный в 1956 г. Он рассматривает: соглашения о ценах и условиях поставок товаров и услуг, чтобы не допустить монополизации производства и торговли, а тем самым и искусственного удержания высокого уровня цен; жалобы на нарушения правил добросовестной торговой практики; просьбы об освобождении от налогов по соображениям общественного интереса. В состав суда входят: 3 судьи Высокого суда, назначаемых лордом-канцлером, 1 судья Сессионного суда Шотландии, 1 судья Верховного суда Северной Ирландии, а также 10 других лиц, назначаемых на 3 года из специалистов по вопросам производства и торговли. Дела в нем обычно рассматривают коллегии из 1 профессионального судьи и 2 специалистов.

В конце 60-х гг. была создана Служба парламентского уполномоченного по делам администрации. С помощью своих сотрудников уполномоченный проводит расследования по жалобам на действия правительственных учреждений, обычно после соответствующего обращения к нему члена Палаты общин. О результатах такого расследования парламентский уполномоченный докладывает обратившемуся к нему депутату и соответствующему правительственному учреждению, а в некоторых случаях – Палате общин.

В Великобритании все судейские должности замещаются по назначению, а не в результате выборов. Королевой назначаются судьи высших судов по рекомендации лорда-канцлера, низших судов – лордом-канцлером. Как правило судьями высших судов могут быть лишь адвокаты привилегированной категории – барристеры, но возможность занятия судейской должности более высокого уровня при определенных условиях предоставлена и солиситорам.

Судьи Верховного суда назначаются из числа барристеров с не менее чем 10-летним стажем, окружные судьи – из числа барристеров с таким же стажем или из числа рекордеров, занимающих эту должность не менее 3 лет. В свою очередь рекордером, т. е. частично занятым в этом качестве судьей, может быть назначен либо барристер с не менее чем 10-летним стажем, либо солиситор с таким же стажем. Судьи высших судов назначаются на должность пожизненно. В возрасте 72 и 75 лет, в зависимости от должности, они уходят в отставку, а до этого могут быть смещены с поста лордом-канцлером по причине недееспособности или за недостойное поведение. Рекордеры назначаются на определенный срок. Мировые судьи уходят со своих постов практически по достижении 70, а платные магистраты – 65 лет, но и те и другие до этого могут быть смещены лордом-канцлером без указания причин.

Расследованием уголовных дел занимается полиция, которая располагает достаточно широкими полномочиями например, такими как, отказ от передачи дела в суд, с вынесением официального «предостережения» подозреваемому. Традиционно обвинение в английских судах по большинству уголовных дел поддерживалось либо полицией, либо отдельными гражданами, и только по наиболее серьезным преступлениям – ведомством директора публичных преследований. За последнее время в этой области произошли серьезные изменения. Закон о преследовании за преступления 1985 г. учредил для Англии и Уэльса службу государственных («коронных») обвинителей, возглавляемую директором публичных преследований, который назначается генеральным атторнеем и работает под его руководством. Основная функция государственных обвинителей – поддерживать обвинение в судах всех уровней по делам, расследованным полицией, а также (в некоторых случаях) возбуждать уголовные дела и участвовать в их расследовании.

Бюро по крупному мошенничеству, было создано в Великобритании в 1988 г. Оно отвечает теперь за расследование и уголовное преследование по наиболее сложным делам соответствующей категории преступлений. Оно является независимым государственным департаментом, его директор осуществляет свои полномочия под управлением генерального атторнея.

Адвокатами выполняются функции представителей сторон в гражданском процессе, защиты по уголовным делам и оказания иных юридических услуг. В Англии адвокаты издавна делятся на две категории – барристеров и солиситоров. Барристеры – это юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (как и солиситоры, они вправе выступать также в судах низших инстанций). Для того чтобы стать барристером, необходимо пройти стажировку у опытного барристера, длительный курс обучения и после сдачи соответствующих экзаменов быть принятым в члены одного из четырех «иннов» – объединений, входящих в корпорацию барристеров. Деятельность барристеров связана со многими традиционными правомочиями и ограничениями. В частности, они должны общаться с клиентами лишь через солиситоров, носить тогу и парик и т. п. Корпорация барристеров является самостоятельной и возглавляется сенатом и советом барристеров.

Солиситоры – значительно более многочисленная категория юристов. Они дают консультации своим клиентам, часто на постоянной основе, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Корпорация солиситоров возглавляется Юридическим обществом, управляемым выборным советом. Кандидаты в солиситоры должны иметь юридическое образование либо пройти курс обучения при Юридическом обществе; они сдают специальные экзамены и проходят 2-летнюю стажировку.

Большое развитие за последние годы получила система оказания бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим. Согласно принятому Закону, Совет по юридической помощи неимущим, назначаемый из опытных барристеров и солиситоров, учреждает специальный фонд, из которого и распределяет средства на оказание бесплатной или льготной юридической помощи. Такая помощь в Англии оказывается как по уголовным, так и по гражданским делам, причем в случае необходимости проводится проверка имущественного положения лица, обратившегося за юридической помощью.

 

58. СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО БУРЖУАЗНОГО ПРАВА

Специфической чертой английской революции было то, что буржуазия выступала не против старого права в целом, а лишь против определенныхаспектов законодательной и судебной политики короля. Правовая система Англии подвергалась изменениям лишь в той степени, в какой этого требовали интересы новых правящих классов. Это предопределило длительное сохранение феодальных правовых форм, за которыми стояло уже вполне буржуазное право. Основными источниками права в Англии и после революции остались традиционные конструкции "общего права" и права справедливости, а также закон. Их применение на практике было связано с использованием судебного прецедента.

Так, важнейший институт гражданского права - право собственности -сохранил средневековое деление на "реальную" и "персональную" (личную) собственность. К реальной собственности относились земли, растения, здания, документы, дающие право на все вышеперечисленное. К личной собственности помимо личных вещей относились и права на иски (напр., авторское право, патентное и т.д.).

Большим своеобразием отличалось право собственности на землю. Вся земля в Англии рассматривалась как собственность короля, а отдельные лица рассматривались как держатели земли. Но фактически это право держания не отличалось от права собственности. Оно было бессрочным, предусматривало свободное распоряжение и отчуждение земли, хотя сама форма передачи права на землю имела сложную процедуру.

В XVIII-XIX вв. широкое распространение получила доверительная собственность (траст), известная еще феодальному праву. Доверительный собственник распоряжается названным имуществом не совсем свободно, а в соответствии с целями, которые определил учредитель. Учредитель называл и пицо, которое будет пользоваться доходами от этого имущества. Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в начале XVIII века издать специальный акт "О мыльных пузырях", по которому образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось. В 1844-1867 гг. в Англии принимается ряд законов, давших четкую регламентацию образования компаний.

Эти законы определили торговые товарищества, выпускающие свои акции, как самостоятельные юридические лица, не совпадающие со своими учредителями и акционерами. В 1908 г. консолидированный Акт о компаниях, объединивший все предыдущие законы, определил два вида компаний: публичные и частные.

Публичные компании могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны были вести публичную отчетность. Частные компании могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью.

В семейном праве долгое время сохранялся церковный брак, нос 1836 г. существует и гражданская форма брака. Форма брака выбиралась по соглашению супругов. В семье юридическое главенство принадлежало мужу. Он имел право "надзора" и "умеренного наказания" жены, распоряжения имуществом. До 1857 г. развода не существовало. Наследование могло осуществляться по закону и по завещанию. В Англии существовала полная свобода завещаний. При наследовании по закону земля переходила к старшему сыну на праве майората. В уголовном праве длительное время сохранялась феодальная трехчленная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (проступок). В период становления капитализма существенно увеличилось число преступлений, квалифицируемых как фелония и наказуемых смертной казнью. Так, если в 1650 г. таких преступлений было 50, то к началу XIX века их стало более 200. Таким образом, буржуазия стремилась привить уважение к частной собственности. Лишь во второй половине XIX века начинается активная гуманизация уголовного права. Число преступлений, караемых смертной казнью, сократилось до 4. Обвиняемый, заключенный в тюрьму, получил право на использование услуг адвоката и ознакомление с материалами дела. Показания обвиняемых стали рассматриваться судом. В 1907 г. вводится условное осуждение. Одновременно с развитием буржуазного права в Англии шло становление и колониального права. Еще на начальных этапах колониальных захватов сформировалась судебная доктрина, согласно которой англичанин, отправляясь за границу, "берет с собой" и английское право, а в случае заселения колонизуемых земель там действует английское право. Таким образом, в колониях вводились прецедентное "право справедливости" и "общее" право. В дальнейшем образуется сообщество национальных систем права, объединенных внешними юридическими признаками, которое получило название англосаксонской системы права. К ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное. При всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия, образования и труда); усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел. Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии

 

 

59. Особенности развития английского гражданского права.

В гражданском праве Англии, раньше других стран вступившей на путь капиталистического развития, еще в дореволюционный период доминировали более гибкие подходы к регулированию собственности, договоров и иных сторон имущественного оборота. Даже в XIX в. в Англии, когда гражданское право в целом в своем содержании модернизировалось, такой, важнейший его институт, как право собственности, знал еще специфическое средневековое деление имущества на "реальную" (real property) и "личную" (personal property) собственность. Это деление было связано с исторически сложившимися в Англии формами защиты имущественных интересов — "реальными" и "личными" исками.

Реальными исками защищалась земля, родовые недв;-жимости и титулы, т. е. те виды имущественных прав, i особой защите которых были заинтересованы собственник земли — лендлорды. Личная собственность, к которой помимо чисто веш-ных прав относились так называемые права на иски (авторское, патентное право), защищалась судами с помощью б^-лее гибких и удобных для предпринимательского мирч средств. Законодательные нововведения (в 1832 и 1845 if направленные на упрощение процедуры отчуждения недвижимости, привели к постепенному ослаблению граней между "реальными" и "личными" исками, а также к изменен;:-положения арендаторов (законы 1875 и 1883 гг.) и копиго.Т: деров. В 1882 г. закон предоставил держателям земли в сл> чаях пожизненной аренды право свободного распоряжен;» землей.

Важной вехой в освобождении права собственности а многих средневековых терминов и конструкций стал Зак ■ о собственности 1925 г., дополненный четырьмя другим законами, связанными с распоряжением и управленип имуществом. Институт доверительной собственности (траста) в ко» це XIX— начале XX в. получил новую сферу применен; > Он оказался чрезвычайно удобным для создания инвеетти ционных банков и для других форм капиталистических ooi единений.

Существенные права лизгольдеров были признаны Законом о реформе лизгольдов в 1967 г. Этот закон позволял жильцам домов, которые проживали в них на основе длительных арендных отношений, выкупать фригольд на дом или в качестве альтернативы получать продление аренды на срок до 50 лет.

Еще более ярким примером социализации собственности было принятое сразу же после окончания второй мировой войны лейбористским правительством принципиально новое для английского права законодательство о национализации жизненно важных отраслей промышленности и инфраструктуры.

Кроме того, созданные на основе актов парламента публичные корпорации использовали тот квалифицированный управленческий аппарат, который сложился еще в частно.у сектореЧастный капитал при правлении консерваторов н. упускал возможности вновь вернуть себе на более выгодных условиях часть ранее национализированных предприятий. Так, в Англии уже в 1951 г. консерваторы провел:-реприватизацию реконструированных к этому времени За государственный счет предприятий черной металлургии;: автодорожного транспорта. В последующие годы лейбористы, вернувшись к власти, вновь национализировали ре-приватизированные предприятия, а консерваторы (в частности, правительство М. Тэтчер) опять осуществили распродажу частным компаниям части государственных предприятий, ссылаясь на их недостаточную эффективность.

В казуистической манере на базе традиционных исков и понятий, восходящих еще к дореволюционной эпох1 складывались также нормы английского права, относящие -ся к договорам и правонарушениям. В частности, сама с временная концепция договора выросла путем судебне; адаптации ряда средневековых исков, в том числе иска I невыполнении, или ненадлежащем выполнении должнике* принятой на себя обязанности (иск "о принятом на себя" -assumpsit).

С аграрной и промышленной революциями договор ст основной правовой формой, в которой выражались отно:: ния по найму рабочей силы, обмену товарами, оказан: услуг. В связи с этим в традиционные доктрины английс го права судебной практикой были внедрены общепризнанные принципы договора (равенство сторон, признание у них "свободы воли и выбора", незыблемость исполнения обязательства и т. д.). В XIX в. была отменена личная ответственность должника за невыполнение обязательства, которая могла повлечь заключение его в долговую тюрьму. Получают развитие и урегулируются в законодательстве новые зиды договорных связей: договор публичной перевозки грузов и пассажиров, договор страхования и др.Особенно сложными и архаичными долгое время оставались нормы английского права, касающиеся деликтов law of torts). В XVIII—XIX вв. широко использовались иски, выработанные еще в средневековую эпоху на случай вторжения в чужое земельное владение (trespass), лишения земельного владения (dispossession), зловредных действий (nuisance) и т. д., а также особые иски из нарушения "личной" собственности — при незаконном присвоении вещи, при незаконном ее удержании и т. д.Весьма специфичными были деликты, которые рассматривались в английском праве как нарушение прав личности: клевета, сговор с целью причинения ущерба собственности другого лица (conspiracy) и т.п. С развитием капиталистического общества некоторые аспекты деликтных отношений получили более тщательную разработку (например, понятие небрежности).Следует заметить, что в сфере деликтного права в большей степени, чем в других институтах гражданского права Англии, сохраняло и продолжает сохранять до сих пор свое действие прецедентное право. Но.архаизм деликтного права не мешает ему пополняться и новыми чисто современными правонарушениями, например, разглашение или иное несанкционированное использование базы компьютерных данных и т. д. Изменения в семейном праве. Постепенно, но неуклонно проникали демократические нововведения и в английское семейное право: в 1836 г. получил признание гражданский брак (при сохранении по желанию и церковной формы брака), в 1857 г. — развод. Только в 1882 г. специальным актом замужние женщины получили право распоряжаться своей собственностью в имущественном обороте. Но во многих гражданских правоотношениях сохраняли свое действие архаичные нормы, и жена оставалась зависимо: от своего мужа. Даже за деликт, совершенный женой в присутствии мужа, последний нес ответственность.В Англии в это время были расширены имущественные права замужней женщины, признано ее право на развод в случае измены мужа, предусмотрена возможность узаконения (последующим браком) внебрачных детей.Браку может предшествовать помолвка, и отказ от последующего вступления в брак до 1970 г. рассматривался судами как нарушение договора. В соответствии с современным законодательством вступление в брак требует от сторон соблюдения условий, отсутствие которых делает брак недействительным: добровольность; вступающие в брак не связаны другими брачными узами; достижение 16-летнего возраста брачующиеся не должны принадлежать к одному полу, также быть близкими родственниками. Возраст, необходимый для вступления в брак, повышен по сравнению с предшествующим законодательством (ранее —14 лет для жениха и 12 для невесты). Но в случае вступления в брак в возрасте от 16 до 18 лет, когда наступает совершеннолетие для заключения брачного договора требуется согласие родителей или других лиц (опекуна и т. д.). В Англии достаточно широко толкуется в законодательстве понятие "близкого родства", препятствующего заключению брака. В лучшую сторону изменилось положение внебрачных детей. Была признана обязанность отцов внебрачных детей выплачивать алименты на их содержание. Если он не делал это добровольно или плат.--неразумно низкие алименты, то против него мог быть возбужден формальный процесс о признании отцовства.

В семейном праве Англии сохранилась также правовая ответственность родителей за действия детей до достижения ими 18 лет.

 

60. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике. Длительную, но и. чительную — эволюцию в XVIII—XIX вв. претерпело законодательство о торговых товариществах (компания-. Правовой статус торговых товариществ проделал зна тельный путь развития от сравнительно несложных, ос:

ванных на личных связях и полной ответственности всех участников, до компаний, построенных по принципу акционерного общества с ограниченной ответственностью держателей ценных бумаг, выпущенных с целью аккумуляции капиталов.

Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в начале XVIII в. издать специальный акт о компаниях (Акт о "мыльных пузырях"), в соответствии с которым образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось.

В предпринимательском мире Англии до начала XIX в. в связи с этим актом преобладали признанные "общим правом" торговые товарищества, создававшиеся на паях, но с неограниченной ответственностью участников. В 1825 г. Акт о "мыльных пузырях" был отменен, но разрешительный порядок образования компаний на паях по-прежнему сохранялся. Однако развивающийся капитализм требовал более оперативного и гибкого законодательного решения вопроса о деятельности и организации компаний, создания для них более благоприятных условий. Именно эта потребность и вызвала к жизни в 1844—1867 гг. целую серию законов о компаниях.

Ранее для учреждения новой компании по законам требовались не менее семи учредителей, выпуск именных акций, разработка устава, но для этого уже не нужно было получать предварительного правительственного разрешения. Предусматривалась лишь простая регистрация основных учредительных документов компании (так называемый явочно-нор-мативный порядок).

Законодательство 1844—1867 гг. способствовало концентрации капитала в руках небольшого слоя предпринимателей, позволило организаторам товариществ (компаний) играть на повышении и понижении курса ценных бумаг, присваивая себе таким образом средства разорившихся держателей акций (паев). Некоторые попытки английского парламента сдержать эти процессы, ввести ограничения для манипуляций, с ценными бумагами (закон 1879 г.) не имели сколько-нибудь значительного успеха.

Усиление значения межакционерной корпоративной формы объединения капиталов, резкое увеличение удельного веса компаний в английской экономике в начале XX в. вызвали к жизни новый закон о компаниях — Акт 1908 г., который носил характер консолидированного и объединил все предшествующее законода

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...